Организации, использующие в предпринимательских целях отходы 1–3-го классов опасности, должны иметь лицензию
Лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, осуществляет Минприроды. К составляющим работам и услугам этой деятельности относят использование отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов (п. 14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение № 450)).
Возникают ситуации, когда организации, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, неправильно определяют лицензируемый вид деятельности. А это влечет достаточно значимую административную ответственность.
Справочно: предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации либо лишение права заниматься определенной деятельностью (часть первая ст. 12.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Рассмотрим, какие виды деятельности с отходами подпадают под лицензирование.
Для этого обратимся к нормам Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон) и определим, что следует понимать под захоронением отходов и их обезвреживанием.
Так, захоронение отходов – это изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования (ст. 1 Закона).
То есть данный вид деятельности предполагает наличие специализированного объекта захоронения отходов (например, полигон твердых коммунальных отходов и т.п.), технологии захоронения, т.е. порядка вывоза и изоляции отходов на данном объекте.
Обезвреживание отходов – это деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в т.ч. приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием (ст. 1 Закона). Типичным примером обезвреживания отходов является их термическая обработка (сжигание) на специальном оборудовании, происходящая с затратами тепловой энергии и образованием несгораемого остатка (золы).
Одним из признаков, по которому тот или иной вид деятельности можно отнести к обезвреживанию отходов, является уменьшение степени или класса опасности отходов. Например, если в результате осуществления определенных технологических операций из отхода 3-го класса опасности образуется отход 4-го класса опасности либо неопасный отход, то данный процесс является обезвреживанием отходов. В данном случае важно то, что классы опасности исходного и конечного отхода установлены.
Иногда субъекты хозяйствования ошибочно расценивают как обезвреживание виды деятельности, связанные с разделением отходов по видам, когда фактические отходы не уничтожаются, а лишь разделяются по тем или иным критериям (свойствам).
Использование отходов – это применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.
1. Применение отходов для производства продукции.
Например, если отходы являются компонентом получаемой в результате осуществления технологического процесса продукции, то данный процесс является использованием отходов.
Распространенным примером такого типа использования отходов является процесс дробления с последующей агломерацией отходов полиэтилена с дальнейшим применением их в производстве, например, изделий из полиэтилена технического назначения. В данном случае требуется подтверждение факта производства продукции, т.е. вещества или предмета, соответствующего установленным для него требованиям того или иного технического нормативного правового акта. В противном случае факт использования отходов не подтверждается;
2. Применение отходов для производства энергии, т.е. если в результате технологического процесса воздействия на отходы выделяется энергия, используемая для тех или иных нужд, то данный процесс является использованием отходов.
Примером в данном случае может служить сжигание различных видов углеводородсодержащих отходов на котельном оборудовании для получения энергии (важно не путать с обезвреживанием отходов, где сжигание осуществляется с затратами энергии). Требования к отходам как виду топлива устанавливаются в соответствующем техническом нормативном правовом акте;
3. Применение отходов для выполнения работ, оказания услуг.
В качестве примера можно привести применение отходов неорганических кислот в технологическом процессе коагуляции – связывания и осаждения примесей из какоголибо исходного раствора. В данном случае при помощи (с применением) отходов неорганических кислот выполняется работа (или оказывается услуга) по очистке. Требования к оказываемым услугам, выполняемым работам также устанавливаются в техническом нормативном правовом акте.
Получение лицензии не требуется:
– для использования отходов 1–3-го классов опасности в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ;
– использования отходов 1–3-го классов опасности юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем, если такие отходы образовались в результате деятельности этого юридического лица, иностранной организации, индивидуального предпринимателя;
– обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ (п. 214 Положения № 450).
В иных случаях при осуществлении рассматриваемых видов деятельности получение лицензии необходимо.
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, должны также выполнять установленные в отношении такой деятельности лицензионные требования и условия. Они определены в гл. 22 Положения № 450.
Так, особым лицензионным требованием (условием) является соблюдение установленных Минприроды при выдаче лицензии и указанных в ней перечня разрешенных к использованию отходов 1–3-го классов опасности, перечня обезвреживаемых отходов, технологии использования отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов. Таким образом, недопустимо отклонение от указанных перечней отходов, нарушение технологии (технологических регламентов и технических нормативных правовых актов) осуществления лицензируемых видов деятельности (п. 218 гл. 22 Положения № 450).
Также не следует забывать об установленных лицензионных требованиях и условиях, предъявляемых к организации-лицензиату. Они предусматривают:
– наличие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с использованием отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживанием, захоронением отходов;
– наличие регистрации объектов по использованию отходов 1–3-го классов опасности в реестре объектов по использованию отходов, а объектов обезвреживания, захоронения отходов – в реестре объектов хранения, обезвреживания и захоронения отходов.
Справочно: процедуру регистрации осуществляет РУП "БелНИЦ "Экология" в соответствии с Положением о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104;
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ по использованию отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, в т.ч. весового оборудования при осуществлении захоронения отходов;
– проведение в порядке, установленном законодательством, локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов.
Справочно: порядок проведения локального мониторинга окружающей среды установлен Инструкцией о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 01.02.2007 № 9.
При разработке проектной документации для объектов обезвреживания, захоронения, хранения отходов необходимо провести государственную экологическую экспертизу
Объектами государственной экологической экспертизы являются в т.ч.:
– проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;
– обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты для объектов, указанных в части первой ст. 13 Закона РБ от 09.11.2009 № 54-З
"О государственной экологической экспертизе" (далее – Закон № 54-З).
Таким образом, при разработке проектной документации для объектов обезвреживания, хранения, захоронения отходов производства, объектов по использованию отходов производства 1–3-го классов опасности требуется проведение:
– оценки воздействия на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду – это определение при разработке проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений (ст. 1 Закона № 54-З);
– государственной экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза – это установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (ст. 1 Закона № 54-З).
Такую экспертизу (оценку) проводят уполномоченные должностные лица Минприроды, областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке, определенном постановлением Совета Министров РБ от 19.05.2010 № 755 "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года "О государственной экологической экспертизе".
Справочно: указанным постановлением № 755 утверждены Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы и Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Отметим, что реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ (ст. 15.3 КоАП).