При наличии договора аренды разрешение на хранение и захоронение отходов производства должен получить арендодатель
Как видно из формулировки нового правила, обязанность арендодателя по получению разрешения может быть изменена соглашением сторон (договором аренды). Возникает вопрос: как "иное" должно быть сформулировано в договоре аренды (безвозмездного пользования)?
Можно для включения в договор аренды (безвозмездного пользования) предложить следующую фразу: "Арендатор в случаях, предусмотренных законодательством, самостоятельно получает разрешение на хранение и захоронение отходов производства".
Например, если в договоре аренды указано, что арендодатель принимает в собственность отходы, образующиеся у арендатора, и далее организовывает их вывоз на захоронение, то норма о разрешении будет в договоре лишней. Ведь арендодатель как новый собственник отходов в силу возникновения права собственности на отходы обязан уже сам получить разрешение.
Арендодателю не нужно получать разрешение, если арендатор передаст отходы в собственность третьей организации, которая уже самостоятельно будет распоряжаться приобретенными отходами.
Итак, в отношении действующих договоров аренды (безвозмездного пользования) с учетом вступивших в силу нововведений стороны должны действовать в следующем порядке:
1) если договором аренды урегулирована передача отходов в собственность от арендатора к арендодателю, то пересматривать существующие отношения "в части разрешения" не нужно;
2) если о собственности на отходы в договоре ничего не сказано, то сторонам лучше определить лицо, которое будет получать разрешение, если оно требуется арендатору исходя из ситуации и если оно еще не получено арендатором до вступления в силу рассматриваемых изменений.
Для коммунальных отходов производства установлена новая льгота, но возникли проблемы в ее применении
Одной из главных новаций, вступивших в силу с 16 марта т.г., является установление случая, когда вывоз коммунальных отходов производства на захоронение осуществляется без обязательного получения разрешения.
В Положение введен новый п. 2-1, который предоставляет право юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, не получать разрешение в случае их захоронения.
Санкционированными местами захоронения коммунальных отходов производства являются объекты захоронения отходов, на которых осуществляется захоронение таких отходов в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по их захоронению.
Отметим, что подобная норма уже присутствовала ранее в законодательстве. Отличие только в условиях (формулировках условий), когда собственник отходов и иные субъекты вправе применить для себя это правило.
Анализ установленного правила позволяет выделить 3 обязательных условия, которые собственник отходов должен выполнить в совокупности, а именно:
1) отходы, вывозимые на захоронение, должны относиться в соответствии с законодательством к коммунальным отходам производства.
Напомним, что коммунальные отходы – это отходы потребления и отходы производства, включенные в утверждаемый Минжилкомхозом перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы (п. 7 ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон)).
Перечень коммунальных отходов утвержден постановлением Минжилкомхоза РБот 30.11.2001 № 21 (далее – постановление № 21). Исходя из постановления № 21, к коммунальным отходам производства будут относиться отходы, образовавшиеся в результате следующих видов деятельности:
– научно-исследовательской, образовательной, воспитательной, спортивной, культурно-просветительской и религиозной деятельности (источник образования, например школы, высшие учебные заведения);
– торговой, социально-бытовой и транспортной деятельности (закрытые и открытые рынки, торговые центры, маркеты, продовольственные магазины, кафе, бары, торговоскладские помещения, ателье по пошиву одежды, обуви, ремонту бытовой техники, парикмахерские и др.);
– административно-управленческой и хозяйственно-экономической деятельности (административно-бытовые здания промышленных предприятий без технологических производств и др.);
– медицинских учреждений (аптеки, больницы, поликлиники, амбулатории без хирургических отделений и процедурных).
Таким образом, собственники отходов должны соотнести свои виды деятельности с видами, указанными в постановлении № 21, и сделать вывод об отнесении своих фактических отходов производства к виду "коммунальные отходы производства".
Номенклатура отходов представлена в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85. При этом в классификаторе отсутствуют признаки отнесения отходов к коммунальным.
Поясним сказанное на примерах.
Пример 1
Организация "А" осуществляет только оптовую торговлю косметической продукцией. Для этих целей она имеет склад. В результате деятельности образуются отходы от уборки склада – "отходы (смет) от уборки территории и помещений, объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами" (код 9121000, неопасные).
Вид деятельности "торговая деятельность" указан в постановлении № 21. Отходы с кодом 9121000 относятся к коммунальным отходам производства.
Пример 2
Организация "Б" занимается производством косметической продукции и оптовой торговлей этой продукцией. Деятельность осуществляется на одной производственной площадке. В результате деятельности образуются, например, 2 вида отходов, вывозимых на захоронение:
– отходы от уборки склада – "отходы (смет) от уборки территории и помещений, объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами" (код 9121000, неопасные);
– отходы от уборки производственного цеха – "отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций" (код 9120800, 4-й класс).
Отходы с кодом 9120800 к коммунальным отходам производства не относятся, так как вид деятельности "уборка производственного цеха" не указан в постановлении № 21. А вот для отходов с кодом 9121000 уже нет четкой ясности: относятся они к коммунальным отходам производства или нет.
Решение указанной проблемы возможно только в официальном толковании Минжилкомхозом и Минприроды постановления № 21.
Иными словами, "льгота" дана при условии несамостоятельного вывоза отходов на захоронение. Из этого следует, что если собственник повезет отходы производства, относящиеся к коммунальным, на захоронение самостоятельно, то разрешение однозначно требуется. И в такой ситуации к собственнику отходов будут предъявляться общие правила вывоза отходов на захоронение, т.е. вывоз возможен только при наличии разрешения.
Пример 3
Отходы "А" и отходы "Б" организации, вывозимые на захоронение, относятся к коммунальным. При этом отходы "А" вывозятся на захоронение организацией самостоятельно 1 раз в полугодие, а отходы "Б" – специализированной организацией еженедельно.
В данном случае организация должна получить разрешение только в отношении отходов "А";
То есть собственник отходов (уполномоченная собственником организация) сможет воспользоваться "льготой" только в том случае, если заключит договор с организацией-перевозчиком, у которой среди прочих видов экономической деятельности должен быть вид с кодом 90020 (сбор и вывоз отходов, относящихся к коммунальным отходам). Эта организация может быть как коммунальной формы собственности, так и частной. В законодательстве нет ее четких признаков и нет установленного перечня документов. Видится, что такая организация, возможно, осуществляет вывоз коммунальных отходов от многих субъектов (заказчиков) по плану (графику) либо в соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами (утверждается местным исполнительным комитетом).
Контроль наличия разрешения осуществляется при приеме отходов на захоронение. При заключении договора на оказание услуг по захоронению отходов устанавливают условие в части разрешения.
Собственник коммунальных отходов производства должен до фактического вывоза отходов заключить договор с владельцем объекта захоронения коммунальных отходов. Так как для "льготного" случая в договоре с "полигоном" будет указано, что отходы вывозятся без разрешения, то было бы целесообразным собственнику отходов указать в договоре предполагаемого перевозчика, который соответствует рассматриваемым условиям.
Итак, еще раз обратим внимание, что все 3 вышерассмотренных условия должны быть в совокупности. И только в этом случае собственник отходов сможет использовать предоставленную "льготу".
Если проанализировать причины возвращения "льготы", то очевидно, что планировалось упростить следующие отношения: с одной стороны, "мелкий" собственник неопасных отходов (как правило, на аренде) или бюджетная организация, а с другой – специализированные предприятия, осуществляющие вывоз отходов на захоронение по графику. Поэтому вышесказанное должно быть правильно применено теми, кто планирует воспользоваться льготой о вывозе отходов без разрешения, а в ситуациях с неоднозначным толкованием рекомендуем направить документы в органы Минприроды и получить разрешение.
Кроме условий применения "льготы", во второй части нового п. 2-1 Положения указано, что санкционированным местом захоронения отходов при "льготе" являются объекты захоронения отходов, на которых осуществляется захоронение таких отходов в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по их захоронению.
Это важное дополнение, так как захоронение отходов допускается только в санкционированных местах захоронения отходов – объектах захоронения отходов, определенных собственнику отходов для их захоронения в соответствии с Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами (п. 1 ст. 25 Закона), т.е. согласно новому Положению они определяются в договоре.
В связи с этим возникает вопрос: что должно быть указано в договоре на захоронение коммунальных отходов для условий приема отходов без разрешения?
С точки зрения законодательства об обращении с отходами "обезличенно" осуществить захоронение отходов нельзя. Когда для захоронения требуется разрешение, именно в разрешении указывается "что", "куда" и "сколько". Поэтому в договоре необходимо указать наименование и коды отходов (согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь), принимаемых на захоронение. Далее рекомендуется указать количество отходов (по каждой номенклатурной позиции), принимаемых на захоронение. Со ссылкой на постановление № 21 необходимо обязательно указать, что отходы, вывозимые на захоронение, относятся к коммунальным отходам производства, и также в договоре в обязательном порядке указывается объект захоронения отходов.
С учетом норм ст. 392 Гражданского кодекса РБ сторонам договора нужно понимать, что если действующий договор, подписанный до 16 марта 2013 г., не позволяет правильно воспользоваться "льготой", то в него необходимо внести изменения.