Ситуация
Предприятие привлечено к административной ответственности за захоронение 3,5 т отходов (код отходов 9120400), содержащих вторичные материальные ресурсы. В протоколе об административном правонарушении указаны вторичные материальные ресурсы в виде отходов пластмасс, картона, древесины в количестве 300 кг. Коммунальное предприятие, которое осуществило захоронение отходов, выставило предприятию сумму экологического налога за захоронение отходов производства по ставке 17 201 550 руб. за 1 т. При этом сумма налога рассчитана исходя из 3,5 т отходов, а не исходя из 300 кг вторичных материальных ресурсов.
Правомерны ли действия коммунального предприятия?
Правомерны.
Захоронение отходов производства является объектом обложения экологическим налогом (п. 1 ст. 205 Налогового кодекса РБ; далее – НК). Сумму экологического налога за захоронение отходов производства исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 208 НК). Налоговая база определяется как фактические объемы отходов производства, подлежащих захоронению (ст. 206 НК). Ставки экологического налога за захоронение (хранение) отходов производства установлены в приложении 8 к НК.
Так, за захоронение 1 т отходов, содержащих вторичные материальные ресурсы, следует применять ставку налога в размере 17 201 550 руб. (подп. 1.3 п. 1 приложения 8 к НК). Из формулировки данной ставки видно, что она установлена за захоронение не самих вторичных материальных ресурсов, а любых отходов, которые содержат вторичные материальные ресурсы. Причем количество вторичных материальных ресурсов в отходах, вывезенных на захоронение, не влияет на применение этой ставки. Ставка налога также не зависит от степени опасности и класса опасности отходов, вывезенных на захоронение.
Чтобы применить ставку налога, установленную подп. 1.3 п. 1 приложения 8 к НК, необходимо установить:
– факт захоронения отходов производства, содержащих вторичные материальные ресурсы (в вопросе это отходы с кодом 9120400);
– наличие в захороненных отходах отходов, относимых к вторичным материальным ресурсам.
В изложенной ситуации это отходы пластмасс, картона, древесины, факт захоронения которых установлен в рамках административного процесса.
Напомним, что вторичные материальные ресурсы – это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов (ст. 1 Закона РБ "Об обращении с отходами"). Иными словами, вторичные материальные ресурсы –это отходы, имеющие особый признак – "возможность направить на использование". В классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь (утвержден постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85), все отходы указаны через наименование и код отходов. В действующем законодательстве об обращении с отходами нет отдельного перечня вторичных материальных ресурсов.
Введенные в эксплуатацию в Республике Беларусь объекты по использованию отходов подлежат обязательной регистрации в реестре. При регистрации таких объектов в реестре необходимо указать наименования и коды отходов, которые можно направить на объект по использованию отходов, и требования к отходам. Поэтому собственнику отходов для отнесения своих фактических отходов к вторичным материальным ресурсам необходимо знать требования, установленные на объекте по использованию отходов. Иными словами, не всякие отходы пластмасс, бумаги, древесины будут относиться к вторичным материальным ресурсам, а только те, которые соответствуют условиям по их использованию (переработке).
Как правило, привлечение предприятий к административной ответственности за захоронение отходов, содержащих вторичные материальные ресурсы, является достаточным основанием для исчисления экологического налога по ставке в размере 17 201 550 руб. за 1 т отходов.
Отметим, что уплата налога по ставке, указанной в подп. 1.3 п. 1 приложения 8 к НК, не является санкцией за нарушение налогового или какого-либо иного законодательства. Поэтому суммы экологического налога за захоронение отходов производства, рассчитанные по рассмотренной ставке, организации и индивидуальные предприниматели включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (ст. 209 НК).
Административная ответственность за нарушение требований законодательства об обращении с отходами предусмотрена ст. 15.63Кодекса РБ об административных правонарушениях (в ред. Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З).
От редакции:
Невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары влечет наложение штрафа на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
Нарушение иных требований этого законодательства влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ, а на юридическое лицо – до 1 000 БВ.