Поставка сырья, материалов из-за пределов Таможенного союза по договорам купли-продажи, поставки в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления
Основное правило: при поставке сырья, материалов из-за пределов Таможенного союза по договорам купли-продажи заявляют таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таможенное законодательство Таможенного союза не возлагает на декларанта указанной процедуры каких-либо обязательств по совершению определенных действий с образующимися в процессе использования указанных товаров отходами. Исключение – случаи их возврата за пределы Таможенного союза.
Дело в том, что процедура выпуска для внутреннего потребления, как правило, предполагает снятие с таможенного контроля ввезенных товаров после их помещения под такую процедуру (ст. 96 ТК ТС). Фактически это означает, что как с образовавшейся в процессе переработки ввезенных товаров готовой продукцией, так и с остатками и отходами совершать какие-либо действия в рамках установленных таможенных предписаний не требуется, если эти товары остаются на территории республики.
Белорусское швейное предприятие по договору купли-продажи поставило из Италии в Беларусь ткань, которую выпустило для внутреннего потребления. Эта ткань использована для пошива детской одежды, в процессе чего образовались остатки и отходы. Все полученные товары остаются на территории республики (одежда будет отправлена в реализацию, остатки – использованы для изготовления иной продукции, отходы – утилизированы). Совершать какие-либо действия по декларированию образовавшихся отходов в рамках определенной процедуры не требуется. Это применимо также, если готовая продукция будет вывозиться из республики, но отходы останутся на ее территории.
Налоговое законодательство предусматривает освобождение от "ввозного" НДС сырья и материалов для изготовления лекарственных (ветеринарных) средств, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и т.п. (ст. 96 Налогового кодекса РБ; далее – НК РБ). Ввозимые с такой льготой товары должны быть использованы для указанных целей. В связи с этим их признают условно выпущенными.
В свою очередь, в некоторых случаях может возникнуть необходимость вывоза за пределы республики отходов, образовавшихся при переработке товаров, ранее ввезенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Причем этот вывоз возможен безвозвратно (по договору купли-продажи) либо временно (с целью переработки по договору купли-продажи).
Белорусское предприятие по договору купли-продажи поставляет в Беларусь из Германии профиль ПВХ, который использует для изготовления пластиковых окон и дверей. Образующиеся отходы целесообразно отправить для переработки в качестве вторичного сырья обратно производителю профиля ПВХ.
1) уплатить вывозные таможенные пошлины.
При вывозе отходов не надо уплачивать вывозную таможенную пошлину.
Товары, в отношении которых применяют такие запреты и ограничения, определяются Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень). Он содержит раздел "Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе".
Товары, подпадающие под указанный раздел, вывозят за пределы Таможенного союза с учетомтребований Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов (далее – Положение). В частности, их вывоз осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза. В Республике Беларусь таким уполномоченным органом является Минприроды.
В отношении вывозимых отходов такое условие не применяется.
Как видим, при помещении отходов под таможенную процедуру экспорта следует применять только одно из 3 установленных условий: соблюдение запретов и ограничений, и то только в отношении товаров, включенных в Единый перечень.
Белорусское предприятие отправляет образовавшиеся отходы (обрезки профиля ПФХ) производителю безвозвратно (по договору купли-продажи) в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Для помещении таких товаров под указанную процедуру необходимо обратиться к разделу "Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе" Единого перечня. В данной ситуации вывозимые товары под установленные ограничения не подпадают.
– получить в таможенных органах документ об условиях переработки;
– обеспечить возможность идентификации вывозимых товаров в продуктах их переработки. Это обеспечивается, в частности, сопоставлением предварительно отобранных проб, образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки и пр. (ст. 255 ТК ТС).
Порядок получения документа об условиях переработки регулируют:
– ст. 257 ТК ТС;
– ст. 180 и 181 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ);
– постановление Совета Министров РБ от 21.08.2007 № 1065 "О некоторых вопросах выдачи заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории";
– постановления ГТК РБ:
от 26.02.2008 № 27 "О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения";
от 15.01.2009 № 3 "О формах документов, необходимых для согласования таможенными органами условий использования товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории и в таможенном режиме переработки вне таможенной территории, и о порядке их заполнения".
Последующий ввоз продуктов переработки в данном случае осуществляется в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ст. 260, 293 ТК ТС) с уплатой следующих таможенных платежей:
– таможенных сборов за совершение таможенных операций (см. выше; Указ № 443).
– ввозной таможенной пошлины и налогов.
Для расчета последних предусмотрены следующие особенности (ст. 262 ТК ТС; см. таблицу).
– ввозных таможенных пошлин – Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации";
– НДС – ст. 102 НК РБ в размере 20 %. Отметим, что предусматривается также ставка 10 %. Однако она применяется на продовольственные товары и товары для детей;
– акцизов – приложением 1 к НК РБ.
Белорусское предприятие отправляет образовавшиеся отходы (обрезки профиля ПФХ) производителю по договору подряда с целью переработки. Продуктом переработки будет являться тот же профиль ПВХ (товарная позиция – 3916 ТН ВЭД ТС). При стоимости операций переработки, предположим, 5 000 000 бел. руб. при последующем ввозе продуктов переработки предприятию придется уплатить:
– таможенные сборы за совершение таможенных операций (ставка – 35 евро) в размере 420 000 бел. руб. (35 евро × 12 000 бел. руб. за 1 евро);
– ввозную таможенную пошлину (ставка 10 %) в размере 500 000 бел. руб. (5 000 000 бел. руб. × 10 % / 100 %);
– НДС (ставка 20 %) в размере 1 000 000 бел. руб. (5 000 000 бел. руб. × 20 % / 100 %).
Основное правило: при поставке сырья, материалов из-за пределов Таможенного союза по договору подряда в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории таможенное законодательство Таможенного союза возлагает на декларанта указанной процедуры обязанность совершить определенные действия по ее завершению.
– при вывозе за пределы Таможенного союза – реэкспорт (таможенная процедура, при которой продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозят с таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296 ТК ТС)).
При применении данной процедуры таможенные сборы также не надо уплачивать;
– при размещении на территории Таможенного союза и намерении дальнейшего их использования – выпуск для внутреннего потребления (ст. 209 ТК ТС)).
В этом случае необходимо уплатить таможенные сборы за совершение таможенных операций (см. ранее: Указ № 443), а также в полном объеме ввозные таможенные пошлины и налоги;
– при намерении уничтожения на территории Таможенного союза – уничтожение (таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 307 ТК ТС)).
При процедуре уничтожения следует уплатить только таможенные сборы за совершение таможенных операций (см. ранее; Указ № 443).
В последнем случае необходимо заранее получить заключение уполномоченного органа о возможности уничтожения, в котором указывают способ и место уничтожения.
В Республике Беларусь органом, уполномоченным на выдачу заключений о возможности уничтожения товаров в рамках таможенной процедуры уничтожения, является Минприроды.
Для получения необходимого заключения заинтересованное лицо должно обратиться в зависимости от места осуществления деятельности в областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды (ст. 307–309 ТК ТС, постановление Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 651 "Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962" и постановление Минприроды РБ от 21.12.2007 № 102 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заключений о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим уничтожения").
В заключение отметим, что если образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров отходы переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования, то на них вышеуказанные правила не распространяются (ст. 246 ТК ТС).
Белорусское предприятие поставляет в Беларусь из Польши свежие овощи, которые использует для изготовления детского питания. Ввозимые товары помещаются под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. В процессе производства образуются отходы. В случае если отходы не пригодны для дальнейшего коммерческого использования, помещать образовавшиеся отходы под какую-либо иную процедуру не нужно. Предприятие должно указать на это при получении документа об условиях переработки.