Цель издания Закона РБ от 10.07.2012 № 425-З "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь" (далее – Закон) заключается в создании благоприятных экономических, правовых, организационных и тому подобных предпосылок для преобразования прикладных решений (как в научной сфере, так и в сфере производства) в конкретную продукцию (работы, услуги) с потенциально возможным экономическим эффектом.
Справочно: законодательство об инновационной деятельности стало складываться задолго до принятия Закона. Его составляют:
– Закон РБ от 19.01.1993 "Об основах государственной научно-технической политики";
– Указ Президента РБ от 09.03.2009 № 123 "О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь";
– Указ Президента РБ от 07.09.2009 № 441 "О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности";
– Указ Президента РБ от 04.04.2006 № 202 "Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности" (далее – Указ № 202);
– Указ Президента РБ от 03.01.2007 № 1 "Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры" (далее – Указ № 1);
– Положение о порядке конкурсного отбора и реализации проектов и работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе инновационных фондов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2006 № 1329, и др.
Субъекты инновационной деятельности
Под субъектами инновационной деятельности Закон понимает юридических либо физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей), осуществляющих инновационную деятельность. Закон выделяет 3 специальных вида субъектов инновационной деятельности:
– научно-технологический парк;
– центры трансфера технологий;
– венчурные организации.
Названные субъекты имеют право на государственную поддержку. Все иные субъекты имеет право на государственную поддержку только в специально оговоренных законодательством случаях.
Государственная поддержка выражена в форме налоговых льгот
Государственная поддержка выражена в форме налоговых льгот, предоставленных Указом № 1, а также п. 6 ст. 142 Налогового кодекса РБ (далее – НК): научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10 % (заисключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента). Льготы применяются лишь при условии, что деятельность научно-технологических парков, центров трансфера технологий соответствует направлениям деятельности, определенным законодательством. Основанием для применения ставки 10 % является подтверждение Госкомитета по науке и технологиям РБ о соблюдении такими организациями данного условия. Подтверждения представляют указанные плательщики в инспекцию МНС по месту постановки на учет ежегодно не позднее установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль.
Для венчурных организаций п. 5 ст. 126 и подп. 4.14 п. 4 ст. 128 НК предусматривают следующее: не являются объектом обложения налогом на прибыль дивиденды, начисленные венчурным организациям, инновационными организациями, а также проценты за предоставление в пользование денежных средств на финансирование венчурных проектов при условии, что доля выручки инновационной организации от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), относимых к этой категории в соответствии с законодательством, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, исчисляемой нарастающим итогом с начала года, составляет не менее 50 % в общем объеме выручки такой инновационной организации. Для подтверждения налоговой льготы инновационная организация представляет в налоговый орган по месту постановки ее на учет заключение об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным, выданное Госкомитетом по науке и технологиям, не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам истекшего календарного года.
Субъекты инновационной деятельности подлежат регистрации в качестве таковых в Госкомитете по науке и технологиям, что не исключает их государственную регистрацию в качестве юридического лица. Бизнес-план и свидетельство о государственной регистрации являются документами, представляемыми в Госкомитет по науке и технологиям для регистрации в качестве субъекта инновационной деятельности (п. 15 Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденного Указом № 1).
Научно-технологический парк (технопарк)
Технопарк – это организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации.
Резиденты технопарка – юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие инновационную деятельность с использованием предоставленного технопарком движимого и недвижимого имущества, в т.ч. помещений различного функционального назначения, и оказываемых технопарком услуг (выполняемых работ), пользующиеся статусом резидента на основании решения органов управления технопарка.
Отношения технопарка с резидентами технопарка строятся на основании заключаемых между ними договоров на осуществление инновационной деятельности. В целях реализации основного направления деятельности технопарк может оказывать резидентам технопарка услуги (выполнять работы).
Центры трансфера технологий
Центром трансфера технологий является субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 человек, цель деятельности которого – обеспечение трансфера технологий, или имеющий обособленное подразделение с численностью работников не менее 7 человек, цель деятельности которого – обеспечение трансфера технологий.
В свою очередь под трансфером технологий понимают "комплекс мероприятий, направленных на передачу новшеств из сферы их получения (разработки) в сферу практического использования".
Венчурные организации
Венчурная организация – это коммерческая организация, являющаяся субъектом инновационной инфраструктуры, предмет деятельности которой состоит в финансировании инновационной деятельности. Сам термин "венчур" происходит от англ. venture – "рисковать", что очень точно характеризует организации, инвестиционная деятельность которых сопряжена с высокой степенью риска. Однако высокий риск компенсируется высокими (значительно выше средней величины) доходами от проекта, который обычно связан с различного рода инновациями (компьютерные и программные разработки, прикладные исследования и внедрение их результатов и т.п.).
Финансирование венчурных проектов может быть как долговым (в форме займов), так и капитальным (путем покупки акций или долей), причем денежные средства могут предоставляться субъекту инновационной деятельности венчурной организацией без залога, поручительства, гарантии или иного способа обеспечения исполнения обязательств (ст. 32 Закона).
Закон об инновационной деятельности допускает передачу венчурной организацией своего имущества, включая денежные средства, в доверительное управление.
Это не случайно, поскольку главный доход венчурные организации получают в форме процентов и дивидендов.
Финансовое стимулирование
В ст. 35 Закона перечислены меры по государственному стимулированию инновационной деятельности, важнейшими из которых помимо налоговых льгот, указанных ранее, являются:
1) финансирование инновационной деятельности за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств. В первом случае оно осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы;
2) резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся исполнителями (соисполнителями) инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, доли финансирования не менее 10 % в общем объеме финансирования этих проектов;
3) финансирование расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы;
4) установление и выплата вознаграждения автору (соавторам) инновации;
5) предоставление налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, производящим и реализующим инновационные товары, и субъектам инновационной инфраструктуры:
а) освобождение от налогообложения прибыли организаций, полученной от реализации товаров собственного производства (подтверждается соответствующим сертификатом), которые являются инновационными в соответствии с перечнем, который определяет Совет Министров, предусмотрено подп. 1.13-2 п. 1 ст. 140 НК;
б) до 1 января 2016 г. здания и сооружения (их части) научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий освобождены от уплаты налога на недвижимость (подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК) и земельного налога (подп. 1.31 п. 1 ст. 194 НК);
6) таможенное регулирование экспорта продукции и технологий, созданных на основе новшеств, а также импорта сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания). В настоящее время Указ № 202 освобождает от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС ввозимые резидентами на территорию Республики Беларусь оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Основанием для такого освобождения служит заключение об их предназначении для выполнения НИОК(Т)Р, выдаваемое республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, в ведении (подчинении) которых они находятся, либо НАН Беларуси.