Действующее таможенное законодательство не определяет содержание понятия "многооборотная тара"
Для целей настоящего комментария под многооборотной тарой можно понимать изделие, служащее для упаковки, хранения и транспортировки товаров, причем многоразового использования. Классификация такой тары по ТН ВЭД ТС осуществляется отдельно от перевозимого в ней товара (см. таблицу).
Многооборотная тара ввозится, как правило, в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска)
Временный ввоз (допуск) – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Условиями помещения многооборотной тары под рассматриваемую таможенную процедуру являются ее декларирование и обеспечение идентификации ввозимой тары для целей последующего завершения действий указанной процедуры (ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее – ТК ТС).
Таможенные платежи в отношении таких товаров не уплачиваются.
Так, на срок до 1 года предусмотрено полное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов контейнеров (в т.ч. необходимые для контейнера данного типа принадлежности и оборудование, ввозимые вместе с контейнером, отдельно или вместе с другим контейнером либо ввозимые отдельно и возвращаемые вместе с контейнером), а также запасных частей, предназначенных для ремонта временно ввезенных контейнеров, поддонов, иных видов многооборотной тары и упаковки, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.).
Такое освобождение предусмотрено решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее – решение КТС № 331).
При применении полного освобожденияот ввозных таможенных пошлин, налоговтаможенные сборы за совершение таможенных операций также не подлежат уплате. Это предусмотрено Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах".
Справочно: для применения освобождения от уплаты таможенных платежей указанные контейнеры, поддоны и упаковка должны соответствовать понятиям, определенным в приложении В.3 к Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990:
– контейнер – транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или подобное приспособление), соответствующее следующим требованиям: представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее товаров, имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования, специально сконструированное для облегчения перевозки товаров одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки товаров, сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его перегрузка, в частности, с одного вида транспорта на другой, чтобы его можно было легко загружать и разгружать, и имеющее внутренний объем не менее 1 м3;
– поддон – устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров, с тем чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки/выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов. Данное устройство состоит либо из 2 настилов, соединенных между собой распорками, либо из одного настила, опирающегося на ножки. Такое устройство должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку/выгрузку с помощью вилочных погрузчиков или тележек для перевозки поддонов, а также может иметь или не иметь надстройку;
– упаковка – любые изделия и материалы, служащие или предназначенные – в том виде, в каком они ввозятся, – для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), ввозимых навалом.
Для временно ввезенных товаров установлены строгие требования по использованию
Как правило, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Мало того, такие товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации). Допускается только следующее:
– совершение операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкспорте;
– проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо использование их в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов (ст. 279 ТК ТС).
Однако есть и исключения. Эта же ст. 279 ТК ТС допускает передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу с разрешения таможенного органа. Последнее не требуется, если целью передачи являются лишь техническое обслуживание, ремонт, хранение, транспортировка временно ввезенных товаров.
Для того чтобы получить указанное разрешение, декларант должен подать в таможенный орган, в котором производилось помещение тары под таможенную процедуру, письменное заявление. В нем необходимо указать причины передачи временно ввезенной тары другому лицу и сведения об этом лице. Обязательная форма указанного заявления не установлена.
Также отметим, то ни ТК ТС, ни решением КТС № 331 уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в случае такой передачи временно ввезенной тары не предусмотрена.
При осуществлении указанной передачи без соответствующего разрешения таможенного органа у декларанта рассматриваемой таможенной процедуры возникает задолженность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Так, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при передаче временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов является день передачи. Если же этот день не установлен, то таким сроком следует считать день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (ст. 283 ТК ТС). При этом ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Статьей 14.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях также предусмотрена административная ответственность за использование товаров, помещенных под таможенную процедуру, в нарушение требований и (или) условий использования товаров в заявленной таможенной процедуре. В частности, на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере от 40 до 150 базовых величин.
Справочно: Республика Беларусь присоединилась к Конвенции Всемирной таможенной организации "О временном ввозе" от 26.06.1990 (с принятием Приложений A, B.1, B.2, B.3, B.5) согласно Указу Президента РБ от 12.01.1998 № 21 и постановлению Совета Министров РБ от 02.03.1998 № 324. Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, определенный решением КТС № 331, подготовлен на основании соответствующего перечня, предусмотренного указанной Конвенцией.
Пример
Организация импортировала в Республику Беларусь партию пива в кегах в количестве 100 ед., которые помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) сроком на 6 месяцев с полным освобождением от таможенных пошлин, налогов. Заявленная таможенная стоимость кег – 100 млн. бел. руб., код по ТН ВЭД ТС – 7612 90 900 9.
Импортированное пиво подлежит реализации потребителям в ресторанах г. Минска. С этой целью организации необходимо обратиться с заявлением произвольной формы в таможню, чтобы получить разрешение на временную передачу этих кег в пользование третьим лицам (ресторанам). Обратим внимание, что в данном заявлении обязательно должны быть указаны сведения о ресторанах, которым планируется передача кег. То есть на момент подачи заявления необходимо знать, каким именно ресторанам будут передаваться кеги. Запись, к примеру, "ресторанам г. Минска" (без указания таковых) не допускается.
В противном случае (при передаче кег без разрешения таможни) у организации возникнет задолженность по уплате:
– ввозной таможенной пошлины в размере 10 млн. бел. руб. (100 млн. бел. руб. × 10 % / 100 %);
– НДС в размере 22 млн. бел. руб. (110 млн. бел. руб. × 20 % / 100 %).
При этом организация, в т.ч. ее руководитель, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РБ.
От редакции:
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Данная норма определена ст. 8 Конституции РБ и ст. 20 Закона РБ "О нормативно-правовых актах Республики Беларусь".
Нормы права, содержащиеся в международных договорах РБ, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Временный ввоз – это таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением естественного износа в результате их использования (ст. 1 Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990* (далее – Конвенция)).
__________________________
* Для Республики Беларусь она вступила в силу 7 августа 1998 г.
Товары (включая транспортные средства), ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенного срока, достаточного для достижения цели их временного ввоза. Этот срок оговаривается отдельно в каждом Приложении (ст. 7 Конвенции).
На основании ст. 5 Приложения В.3 к Конвенции режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии. Вместо них от пользователя права временного ввоза таможенный орган вправе потребовать предъявления письменного обязательства о вывозе многооборотной тары.
В целях применения Приложения В.3 нижеприведенные термины имеют следующие значения (ст. 1 Приложения В.3):
"a) "товары, ввезенные в связи с коммерческой операцией"
контейнеры, поддоны, упаковки, образцы, рекламные фильмы, а также любые другие товары, ввезенные в связи с какой-либо коммерческой операцией, но ввоз которых сам по себе не является коммерческой операцией;
b) "упаковка"
любые изделия и материалы, служащие или предназначенные – в том виде, в каком они ввозятся, – для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), ввозимых навалом. Исключены также контейнеры и поддоны, такие как они определены соответственно в пунктах (c) и (d) настоящей статьи".
Как видим, из смысла Конвенции следует, что с лица, которое временно ввезло многооборотную тару не как товар и не собирается эту тару использовать в предпринимательской деятельности отдельно от находящегося в нем товара, каких-либо дополнительных согласований его дальнейших действий с данной тарой, кроме представления письменного обязательства о ее вывозе, таможенные органы (в т.ч. белорусские) требовать не вправе.
Определенные требования установлены лишь в отношении контейнеров (ст. 5 Приложения В.3 к Конвенции).