– Ирина Дмитриевна, сначала традиционный вопрос: будет ли проводиться переоценка основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования по состоянию на 1 января 2014 г.?
– Основным нормативным документом, на основании которого принимается решение о проведении переоценки на 1 января 2014 г., является Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 "О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования" (далее – Указ № 622).
Указ № 622 в настоящее время устанавливает условие обязательной переоценки – достижение индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, исчисляемого и публикуемого Белстатом за октябрь текущего календарного года, к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103 % и более.
По данным Белстата, указанный индекс составил 109 %. Следовательно, условие обязательной переоценки выполняется.
Напомню, что Указ № 622 предусматривает обязательную переоценку:
– в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств – для всех организаций независимо от формы собственности;
– по иным основным средствам, а также незавершенным строительством объектам и неустановленному оборудованию – для государственных организаций, а также хозяйственных обществ с долей государства более 50 % и без доли иностранных инвесторов.
При этом организации с долей государства менее 50 %, а также с долей иностранного инвестора имеют право самостоятельно принимать решение о проведении переоценки основных средств (кроме обязательной переоценки зданий, сооружений, передаточных устройств), а также не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования.
– Известно, что в 2013 г. был подготовлен проект указа Президента, предполагающий внесение изменений и дополнений в Указ № 622. Какие основные изменения в порядок переоценки предполагает данный проект?
– Следует отметить, что существенные изменения и дополнения в Указ № 622 касаются основных подходов к принятию решения о проведении переоценки, круга переоцениваемых объектов. В случае принятия проекта указа:
1) будет отменен дифференцированный подход к проведению переоценки в зависимости от формы собственности (доли государства) организации;
2) будут предусмотрены единые требования к переоценке для всех организаций:
– для зданий, сооружений, передаточных устройств (являющихся отдельными видами основных средств или доходных вложений в материальные активы) намечено установить критерий, при достижении которого переоценка будет являться обязательной: уровень инфляции за 3 года, предшествующих дате переоценки, 100 % и более.
Показатель уровня инфляции будет рассчитываться и публиковаться Белстатом в декабре текущего календарного года и отражать изменение уровня цен в ноябре текущего года к ноябрю года, соответствующего предшествующему 3-летнему периоду;
– при недостижении обязательного критерия проведение переоценки указанных видов имущества будет производиться по решению организации или собственника имущества;
– в отношении всех иных видов основных средств (т.е. кроме зданий, сооружений, передаточных устройств), а также оборудования к установке предусмотрено проведение переоценки по решению организации или собственника имущества;
3) проектом указа предусмотрено исключение из состава переоцениваемого имущества объектов незавершенного строительства; основных средств, по которым принято решение о выбытии (списании, отчуждении).
Таким образом, в случае принятия проекта указа организации получат больше свободы в принятии решения относительно необходимости проведения переоценки, а также исключения из состава переоцениваемого отдельных видов имущества.
Вместе с тем независимо от принятия проекта указа сама методология проведения переоценки (методы ее проведения и порядок применения каждого из методов) не претерпит изменений.
– Спасибо за интервью!
От редакции: на момент верстки журнала 3 января 2014 г. еще не было известно, будет ли принят новый указ.
Интервью провел Михаил Щербаков, редактор журнала "ГБ"