Редакция "ГБ": Ирина Дмитриевна, первый вопрос позвольте задать нам самим. Как известно, только что вышедшим Указом Президента РБ от 16.01.2014 № 37 (далее – Указ № 37) внесены изменения в Указ № 622*.
__________________________
* Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 "О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования" (далее – Указ № 622).
Многих бухгалтеров, конечно, интересует вопрос: распространяются ли данные изменения на правила переоценки, проводимой на 1 января 2014 г.?
Не распространяются.
Дата вступления в силу Указа № 37 и соответственно всех вносимых им в Указ № 622 изменений – 1 апреля 2014 г. При этом Указ № 37 не содержит норм о его распространении на переоценку, проводимую на 1 января 2014 г.
С учетом этого переоценку на 1 января 2014 г. все организации республики производят на основании действующих норм Указа № 622 без учета изменений, предусмотренных Указом № 37.
Порядок переоценки с учетом изменений, предусмотренных Указом № 37, будет действовать начиная с переоценки на 1 января 2015 г.
От редакции:
Комментарий к Указу № 37 читайте в этом номере на с. 86.
На какую дату необходимо отражать результаты переоценки, проводимой на 1 января 2014 г., в бухгалтерском учете и отчетности?
На 31 декабря 2013 г.
На 1 января 2014 г. продолжает действовать норма Указа № 622 (подп. 1.2 п. 1) о проведении переоценки имущества на 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете организаций 31 декабря отчетного года.
Данное правило не распространяется на Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Они отражают результаты переоценки в бухгалтерском учете не позднее последнего рабочего дня марта года, следующего за отчетным, в отчетности – за отчетный год.
Таким образом, для всех организаций, кроме банковских, сохраняется единое требование об отражении результатов переоценки в бухгалтерском учете на 31 декабря 2013 г., т.е. в отчетности за 2013 г.
На балансе ЖСПК учитывается помещение товарищества собственников, которое сдается в аренду.
Необходимо ли производить переоценку данного помещения?
Переоценка не производится.
В законодательстве установлен перечень объектов, которые исключаются из состава переоцениваемого имущества (подп. 1.5 п. 1 Указа № 622, п. 5 Инструкции № 162/131/37*). В частности, предусмотрено, что переоценка имущества жилищно-строительных кооперативов и иных организаций застройщиков; товариществ собственников; дачных, садоводческих товариществ (кооперативов) не производится.
__________________________
* Инструкция о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37 (далее – Инструкция № 162/131/37).
Непроведение переоценки по всему имуществу указанных организаций не зависит от использования его в предпринимательской деятельности, в т.ч. сдачи в аренду.
На основании указанных норм помещение, находящееся на балансе жилищно-строительного кооператива, не подлежит переоценке независимо от его участия в предпринимательской деятельности.
Предусмотрены ли особенности проведения переоценки на 1 января 2014 г. для бюджетных организаций? Будут ли введены какие-либо особенности в связи с изменениями в Указе № 622, вносимыми Указом № 37?
Бюджетные организации, как и все остальные, проводят переоценку в общеустановленном порядке в соответствии с нормами Указа № 622 и Инструкции № 162/131/37. Особых подходов к проведению переоценки бюджетными организациями законодательством не предусмотрено.
Указ № 37, которым внесены изменения в Указ № 622, также не вводит каких-либо особенностей проведения переоценки бюджетными организациями. Такие организации пользуются общими нормами Указа № 622 и всеми предусмотренными подходами и требованиями к переоценке имущества.
На балансе бюджетной организации находятся здание общежития и аудитории учебного корпуса (в административном здании).
Подлежат ли они переоценке на 1 января 2014 г. в соответствии с Указом № 622?
Общежитие переоценке не подлежит, аудитории – подлежат.
Как известно, переоценку объектов жилищного фонда, незавершенного жилищного строительства, жилой части многоквартирных жилых домов не производят (подп. 1.5 п. 1 Указа № 622).
К жилой части многоквартирных жилых домов, которые не подлежат переоценке, относятся жилые и вспомогательные помещения этих жилых домов, определяемые в соответствии с Жилищным кодексом РБ (далее – ЖК).
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 14 ЖК жилые помещения предназначены для проживания граждан. Использование не по назначению пригодных для проживания жилых помещений не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ЖК.
Справочно: жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений Республики Беларусь независимо от собственности; совокупность всех жилых помещений, расположенных на определенной территории, включающей жилые дома общего типа, специальные жилые дома (общежития, дома маневренного фонда, жилые дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов ветеранов и др.), служебные и иные жилые помещения (см. государственный стандарт РБ "Жилище. Основные положения").
Таким образом, помещения общежития относятся к объектам жилищного фонда и переоценке не подлежат.
Аудитории в учебном корпусе, являющиеся частью административного здания, подлежат переоценке на 1 января 2014 г. в общеустановленном порядке.
Надо ли проводить переоценку здания, подлежащего государственной регистрации и учитываемого до момента регистрации на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы"?
Не надо.
Переоценке подлежат основные средства, не завершенные строительством объекты и неустановленное оборудование, числящиеся в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов (книге учета доходов и расходов) (подп. 1.1 п. 1 Указа № 622).
Здание, требующее государственной регистрации, до ее завершения в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету не относится ни к категории основных средств, ни к не завершенным строительством объектам.
Соответственно законодательные основания для переоценки такого здания отсутствуют до его принятия к учету в качестве объекта основных средств.
Производится ли переоценка объектов основных средств, учитываемых в качестве активов, предназначенных для реализации, на счете 47 "Долгосрочные активы, предназначенные для реализации"?
Не производится, если объекты не исключены в дальнейшем из состава предназначенных для реализации.
Согласно требованиям Указа № 622 переоценке подлежат основные средства, не завершенные строительством объекты и неустановленное оборудование, числящиеся в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов (книге учета доходов и расходов).
Если имущество переведено в состав активов, предназначенных для реализации, то фактически для целей бухгалтерского учета оно выводится из состава внеоборотных активов, т.е. из состава переоцениваемого имущества.
Таким образом, переоценка по объектам основных средств, переведенным в состав активов, предназначенных для реализации, учитываемым на счете 47, не производится.
Вместе с тем следует учесть норму п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25.
В ней говорится, что долгосрочный актив, признание которого в бухгалтерском учете в качестве предназначенного для реализации прекращено (или который исключен из выбывающей группы), в бухгалтерском учете отражается по стоимости, по которой данный актив числился в бухгалтерском учете до даты принятия его к учету в качестве предназначенного для реализации (или включения в выбывающую группу).
Причем эту стоимость следует скорректировать на суммы амортизации, обесценения и результаты переоценок (дооценка, уценка), которые были бы отражены в бухгалтерском учете, если бы данный актив не был принят к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации (или включен в выбывающую группу).
Таким образом, если актив не будет реализован и будет прекращено его признание в качестве предназначенного для реализации, необходимо будет восстановить пропущенные переоценки.
Организация в январе 2014 г. получила заключение оценщика о стоимости объекта основных средств на 1 января 2014 г. Вместе с тем стоимость этого объекта до переоценки (в конце 2013 г.) была увеличена на сумму обособленно учитываемых затрат (проценты по кредиту).
Как определить переоцененную стоимость объекта основных средств? Надо ли к стоимости, полученной на основании заключения оценщика, добавлять сумму обособленно учитываемых затрат?
Организация при переоценке основных средств методом прямой оценки с привлечением субъекта, занимающегося оценочной деятельностью, подтверждает переоцененную стоимость основных средств заключением об оценке, подготовленным таким субъектом, который определяет восстановительную стоимость основных средств по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, путем суммирования остаточной стоимости, определенной в соответствии с п. 29 Инструкции № 162/131/37, и суммы физического износа по каждому из переоцениваемых основных средств, определенного названным субъектом, на дату проведения переоценки (п. 15 Инструкции № 162/131/37).
Справочно: для определения остаточной стоимости основных средств используют значение остаточной стоимости, указанной в заключении об оценке субъекта, занимающегося оценочной деятельностью. Остаточная стоимость определяется этим субъектом в соответствии с определенной им рыночной стоимостью основных средств в текущем использовании по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, с использованием методов оценки в соответствии с законодательством (п. 29 Инструкции № 162/131/37).
Таким образом, переоцененную и остаточную стоимость, а также сумму накопленной амортизации объекта при переоценке основного средства с привлечением оценщика определяют на основании выданного им заключения.
Включение обособленно учитываемых затрат, имеющихся по данному объекту, в стоимость объекта до переоценки осуществляется в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и не влияет на формирование переоцененной и остаточной стоимости объекта после переоценки с привлечением оценщика.
Указанные затраты оказывают влияние только на итоговый результат переоценки (дооценки, уценки), рассчитываемый как разность между переоцененной стоимостью и той стоимостью основных средств, которая уже была отражена в бухгалтерском учете до переоценки (с учетом обособленных затрат).
Пример
Стоимость объекта до переоценки была 100 000 тыс. руб. Затем она увеличена (до переоценки) на сумму обособленно учитываемых затрат в размере 20 000 тыс. руб. и составила 120 000 тыс. руб. Переоцененная стоимость на основании заключения оценщика составила 130 000 тыс. руб.
Сумма дооценки первоначальной стоимости будет равна 10 000 тыс. руб. (130 000 – 120 000).
Окончание: "ГБ", 2014, № 5, с. 9-12