В 2011 г. вводится новый неналоговый платеж. Следите за изменениями, вносимыми в Указ Президента РБ от 24.06.2008 № 348
С 1 января 2011 г. существенно сокращается количество объектов обложения экологическим налогом. Вместо 7 объектов обложения, существующих в настоящее время, останется только 4.
Так, с нового года экологическим налогом будут облагаться выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сброс сточных вод; хранение и захоронение отходов производства; ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции.
Если 3 первых объекта обложения облагаются экологическим налогом и в настоящее время, то ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, – это новый объект обложения экологическим налогом.
В настоящее время существует специальный сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ (гл. 21 Налогового кодекса РБ (далее – НК)), который с нового года войдет в состав экологического налога.
С 1 января 2011 г. перестают облагаться экологическим налогом следующие объекты налогообложения:
– перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
– переработка нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
– производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и более летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска);
– производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Если первые 3 объекта обложения из вышеприведенного перечня действительно отменяются, то последний объект переходит из состава экологического налога в неналоговый платеж.
Планируется, что с 1 января 2011 г. должен вступить в силу указ, которым будет установлен новый неналоговый платеж – производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Этот платеж может быть установлен путем внесения дополнений в Указ Президента РБ от 24.06.2008 № 348 "О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде" (далее – Указ № 348). Таким образом, вместо обложения экологическим налогом будут установлены таксы для возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Вниманию читателей: плательщики должны быть готовы к тому, что введение этого неналогового платежа может пойти не совсем гладко.
Например, может сложиться такая ситуация, что с 1 января 2011 г. этот платеж будет исключен из состава экологического налога, а указ об установлении нового неналогового платежа государственные органы не успеют вовремя подготовить. В этом случае образуется правовой вакуум и указанный платеж с 1 января 2011 г. временно не надо будет уплачивать.
Однако может возникнуть и более сложная ситуация. Например, организации будут с 1 января 2011 г. реализовывать продукцию и товары без включения вцену указанного платежа, а затем выйдет указ, который установит неналоговый платеж задним числом. В этом случае реализация продукции и товаров может стать убыточной, так как платеж относится на затраты, учитываемые при налогообложении. Так что плательщикам надо внимательно следить за изменениями, вносимыми в Указ № 348.
С 1 января 2011 г. новый объект обложения экологическим налогом – ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ
По новому объекту обложения налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Минприроды РБ и дающего право на ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции.
С 1 января 2011 г. не признаются объектом обложения экологическим налогом:
– ввоз на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов;
– транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь.
Вниманию читателей: в 2010 г. указанные операции не признаются объектом обложения сбором при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.
В 2010 г. ставка сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ действует в размере 21 000 бел. руб. за 1 кг озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь. С нового года ставка экологического налога по этому объекту обложения составит 23 000 бел. руб. за 1 кг озоноразрушающих веществ, или на 9,5 % больше.
Следует учитывать, что налоговые декларации (расчеты) экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, плательщиками в налоговые инспекции не представляются.
Этот платеж имеет особый срок уплаты. Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, по остальным платежам экологический налог будет уплачиваться как и в настоящее время – ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).
Уточнен порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам экологического налога
К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6–8 к НК, применяется понижающий коэффициент 0,27 за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения (подп. 5.2 п. 5 ст. 207 НК).
В настоящее время у плательщиков возникает вопрос: что такое теплоэнергетические нужды населения?
С 1 января 2011 г. ст. 207 НК дополнена определением понятия "выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения". Под этими выбросами понимаются выбросы от сгорания топлива, при котором вырабатывается электрическая энергия, отпускаемая населению для целей освещения, питания электробытовых приборов и стационарных электроплит, а также тепловая энергия, отпускаемая населению для целей отопления и горячего водоснабжения, в т.ч. для объектов здравоохранения,туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения.
К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6–8 к НК, применяется понижающий коэффициент 0,006 за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) (подп. 5.6 п. 5 ст. 207 НК).
С нового года в НК дается определение сбора сточных вод от населения.
Так, к сбросу сточных вод владельцами коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения) относятся сброс сточных вод от населения, проживающего в жилых домах, а также сброс сточных вод от объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения.
С 1 января 2011 г. отменяется понижающий коэффициент 0,5, применяющийся в настоящее время за выбросы сероуглерода и сероводорода, образующиеся при переработке целлюлозы.
В 2011 г. повышающие коэффициенты к ставкам экологического налога применяться не будут
Важным событием для налогоплательщиков является то, что с 1 января 2011 г. отменяется повышающий коэффициент 15 к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством.
Также отменяется повышающий коэффициент 15за захоронение отходов производства сверх установленных собственникам таких отходов лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством.
С 1 января 2011 г. весь экологический налог можно будет включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении
В 2010 г. плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, не включаются суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в окружающую среду, хранение, захоронение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством.
В новом году ставки экологического налога увеличиваются
Перечень выбросов загрязняющих веществ, приведенный в приложении 6 к НК, остается прежним. Но с 1 января 2011 г. ставки экологическогоналога по этим выбросам увеличиваются на 8 %.
В 2 раза (с 4 до 2) сокращается количество ставок экологического налога за сбросы сточных вод. С 1 января 2011 г. ставки налога за выбросы сточных вод также увеличиваются. Так, ставка налога за выбросы сточных вод в недра увеличивается на 7,7 %, ставка налога за выбросы сточных вод в водоемы, а также в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей – на 21,5 %, а ставка налога за выбросы в водотоки – на 80,7 %.
С 1 января 2011 г. ставка налога за захоронение, хранение отходов производства в части осадков сточных вод на иловых площадках, в прудах и накопителях увеличена на 51,6 %.
Многие вопросы, возникающие при исчислении экологического налога, так и остались без ответа
Была надежда, что при внесении изменений и дополнений в НК разрешится ряд вопросов, существующих при исчислении экологического налога в настоящее время.
Например, на основании п. 2 ст. 205 НК объектами обложения экологическим налогом не признаются:
– хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
– хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;
– захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год.
При этом в НК не указано, как определить количество отходов, соответствующее технологическому регламенту объектов обезвреживания и (или) использования отходов, что такое оборудование, материалы и отходы производства, содержащие полихлорированные бифенилы; отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, и т.д.
Попытки МНС РБ разъяснить эти вопросы не всегда успешны. Например, в своем письме от 11.05.2010 № 2-2-13/530 "Об экологическом налоге" МНС РБ попыталось ответить на вопрос, каким нормативным документом необходимо руководствоваться для определения количества предназначенных к обезвреживанию отходов производства, соответствующего технологическому регламенту объектов. Однако плательщикам от такого ответа легче не стало. А звучит он следующим образом: для определения количества предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию отходов производства (непризнаваемых объектом обложения экологическим налогом) следует руководствоваться технологическим (годовым) регламентом объекта, на котором производится обезвреживание и (или) использование отходов.
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: есть изменения
С 1 января 2011 г. вводится налог за добычу мергеля и известняка.
Уточнен объект обложения по соли калийной. С нового года налог будет уплачиваться за добычу соли калийной в пересчете на оксид калия.
Поводом для внесения дополнений в НК послужили результаты проверки контролирующими органами одного из крупных предприятий республики. Предприятие пересчитывало общее количество добытой калийной соли в 100 %-й оксид калия и платило налог исходя из количества тонн добытого оксида калия. Например, предприятие добыло 100 т калийной соли. В этой соли содержание оксида калия составляет 80 %. Поэтому предприятие платило налог за добычу 80 т калийной соли. Контролирующие органы считают, что предприятие должно было уплачивать налог со 100 т добытой калийной соли без пересчета на содержание оксида калия. Чтобы такие споры не возникали в будущем, и потребовалось внести в НК соответствующее уточнение.
Отменяется повышающий коэффициент 1,5 к ставкам налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, взимаемый в настоящее время за добычу (изъятие) воды (поверхностной и подземной) при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств.
С 1 января 2011 г. ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов увеличены, в связи с этим приложение 10 к НК изложено в новой редакции.
В частности, ставки налога на добычу мергеля и известняка установлены такие же, как на добычу мела и доломита, и составляют с 1 января 2011 г. 194 руб. за 1 т. По сравнению с текущим годом ставки выросли на 7,8 %.
Ставка налога на добычу соли калийной (в пересчете на оксид калия) составляет с 1 января 2011 г. 972 руб. за 1 т. По сравнению с текущим годом ставки выросли на 8 %.