Получение спонсорской помощи
Порядок получения и использования спонсорской помощи регулируется следующими нормативными документами:
– Декретом Президента РБ от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи" (далее – Декрет № 24);
– Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300).
Иностранной безвозмездной помощью согласно Декрету № 24 признаются денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь (далее – получатели) иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями.
Иностранная безвозмездная помощь должна регистрироваться в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ по заявлениям получателей.
Пунктом 4 Декрета № 24 определены цели, на которые может быть использована иностранная безвозмездная помощь (например, на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, оказание медицинской помощи и др.).
При этом иностранная безвозмездная помощь, направляемая на цели, определенные в части первой п. 4 Декрета № 24, освобождается от таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, НДС, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, подлежащих уплате ее получателями, а также организациями и физическими лицами Республики Беларусь, получившими такую помощь в порядке ее распределения Управлением делами Президента РБ по согласованию с Президентом РБ (в соответствии с планом).
Таким образом, если резидент РБ получил от иностранного резидента товары в качестве безвозмездной помощи, НДС при ввозе таких товаров на таможенную территорию Республики Беларусь не уплачивается при условии, что иностранная безвозмездная помощь будет направлена на цели, определенные Декретом № 24. Данное положение касается также ввоза товаров из государств, с которыми отсутствует таможенное оформление и таможенный контроль, а именно – из Российской Федерации, что следует из подп. 2.7 п. 2 ст. 96 Налогового кодекса РБ (далее – НК). При этом освобождение предоставляется при условии, что законодательными актами Российской Федерации предусмотрено аналогичное освобождение при ввозе товаров на ее территорию с территории Республики Беларусь. НК не регулирует вопрос освобождения от НДС в качестве иностранной безвозмездной помощи товаров, ввозимых из Казахстана, с которым с 1 июля 2010 г. также отсутствует таможенное оформление и таможенный контроль (в данном случае применяются только нормы Декрета № 24, который не делает условием освобождения от НДС наличие аналогичного освобождения в Казахстане).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь в соответствии с Указом № 300 имеют право оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300.
Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется по общему правилу на цели, определенные частью первой п. 2 Указа № 300.
При предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.
Обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь являются объектом обложения НДС, что установлено п. 1 ст. 93 НК. Исключение составляют случаи безвозмезднойпередачи, перечисленные в ст. 31 и п. 2 ст. 93 НК. Порядок определения налоговой базы при такой передаче изложен в ст. 97 НК.
Следовательно, организация, предоставляющая товары (работы, услуги), имущественные права в качестве безвозмездной помощи, исчисляет НДС исходя из их себестоимости (если передаваемые объекты собственного производства) либо исходя из цены приобретения (если передаваемые объекты были приобретены). Соответственно получателю в первичных учетных документах предъявляется сумма НДС.
Пример 1
Приобретенные организацией товары переданы безвозмездно другой организации в качестве спонсорской помощи. Получателю предъявлен НДС, исчисленный исходя из цены приобретения, транспортных расходов, понесенных при приобретении этих товаров.
Справочно: п. 3 ст. 97 НК предусмотрено, что при реализации отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, при реализации приобретенных на стороне товаров, имущественных прав (за исключением нематериальных активов) по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения.
Как следует из письма МНС РБ от 09.02.2010 № 2-1-9/124 "О направлении информации", поскольку в НК не включены нормы, регламентирующие порядок определения цены приобретения товаров с учетом расходов на их покупку, при реализации товаров в 2010 г. ниже цены их приобретения налоговая база определяется исходя из цены приобретения, указанной в договоре купли-продажи (в товарно-транспортных или товарных накладных и иных первичных учетных документах), согласно которому приобретался товар. Таким образом, стоимость транспортных расходов, не включенных продавцом в цену товаров, и таможенная пошлина не формируют цену приобретения в целях налогообложения в 2010 г.
Таким образом, НДС должен быть исчислен от цены приобретения, указанной в договоре купли-продажи, по формуле: цена приобретения × ставку НДС / 100, без включения транспортных расходов, понесенных при приобретении этих товаров.
Суммы НДС, излишне предъявленные в первичных учетных документах продавцом покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав – плательщикам в Республике Беларусь, должны быть исчислены и уплачены в бюджет этим продавцом, за исключением исправления излишне предъявленных сумм НДС на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем. Это определено в п. 8 ст. 105 НК.
Корректировка продавцом исчисленной суммы НДС, а покупателем – сумм налоговых вычетов осуществляется в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.
С учетом изложенного организация должна уплатить в бюджет предъявленную сумму НДС, за исключением 2 случаев:
– если между сторонами будет составлен акт сверки расчетов;
– если получатель товаров не является плательщиком налога в Республике Беларусь (например, в связи с применением упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС).
Организациям, оказывающим спонсорскую помощь товарами (работами, услугами), имущественными правами, необходимо помнить, что суммы НДС, уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав, приходящиеся на обороты по безвозмездной передаче этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычету в порядке, определенном для вычета НДС по объектам, облагаемым по ставке 20 %, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача налогом, т.е. в пределах суммы НДС, исчисленной по реализации. Такая норма установлена п. 15 ст. 107 НК.
Перечисление денежных средств в качестве спонсорской помощи не является объектом обложения НДС.
При безвозмездном получении от плательщиков НДС в Республике Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав выделенные суммы налога принимаются к вычету при оприходовании товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 15 ст. 107 НК). Следовательно, получатели безвозмездной спонсорской помощи, предоставленной резидентами РБ, принимают к вычету предъявленную им сумму НДС при оприходовании полученных объектов в общем порядке без каких-либо особенностей.
Если спонсорская помощь получена в виде денежных средств, то по приобретаемым за счет нее объектам вычет "входного" НДС производится в общеустановленном порядке.
Пример 2
Хоккейный клуб осуществляет как спортивную, так и коммерческую деятельность (торговля). Спортивная деятельность финансируется за счет спонсорских средств. За счет указанных средств приобретается спортивная форма и спортивный инвентарь. Сумма "входного" НДС по спортивной форме и инвентарю, уплаченная при приобретении (ввозе), принимается к вычету в том же порядке, что и по товарам, приобретенным для осуществления торговли.
Получение международной технической помощи
Порядок получения международной технической помощи регулируется Указом Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" (далее – Указ № 460).
Международная техническая помощь – это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи в целях поддержки социальных и экономических преобразований, охраны окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развития инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений.
Получатели международной технической помощи представляют в Комиссию по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров РБ (далее – Комиссия) проекты (программы) международной технической помощи. Перечни товаров (имущества, в т.ч. денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) международной технической помощи, направляются в названную выше Комиссию получателями международной технической помощи и (или) поставщиками товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи.
Решение об одобрении представленных получателями международной технической помощи в Комиссию проектов (программ) международной технической помощи принимает Совет Министров РБ. Исключение составляют мини-проекты и проекты (программы), реализуемые методом национального исполнения, по которым решения об одобрении принимает Комиссия.
Исходя из подп. 1.3 п. 1 Указа № 460, не признаются объектами обложения НДС получаемые в рамках международной технической помощи:
– товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, приобретенные за счет и (или) получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи для использования в целях, установленных проектом (программой) международной технической помощи;
– обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи и (или) получателем международной технической помощи для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) международной технической помощи. Для применения данного положения поставщик товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи представляет в инспекцию МНС по месту постановки на учет документы, которые подтверждают поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) для осуществления проекта (программы) международной технической помощи.
Пример 3
Организация – получатель безвозмездной технической помощи приобрела за счет средств указанной помощи товары, реализованные иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РБ, со склада на территории Республики Беларусь. НДС по ст. 92 НК покупателем не исчисляется.
Норма об отсутствии объекта налогообложения в более доступном изложении дублируется также в подп. 2.19 п. 2 ст. 93 НК, согласно которому не признаются объектом обложения НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг), приобретенных (выполненных, оказанных) на территории Республики Беларусь для осуществления международной технической помощи в порядке и на условиях, установленных Президентом РБ.
Пример 4
Организация – получатель безвозмездной технической помощи выступила заказчиком ремонта офисного помещения за счет средств указанной помощи. У подрядчика оборот по реализации работ по ремонту не облагается НДС и не отражается в налоговой декларации по НДС при выполнении условий, установленных Указом № 460.
Получение бюджетных средств на безвозмездной основе
При определении налоговой базы по НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, в т.ч. средства, поступившие из бюджета либо из государственных внебюджетных фондов и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета либо указанных фондов в качестве оплаты за реализованные плательщиком товары (работы, услуги), имущественные права. Это установлено п. 5 ст. 97 НК.
Учитывая изложенное, полученные из бюджета средства не облагаются НДС, за исключением случая, когда эти средства получены в качестве оплаты за реализованные организацией объекты.
Пример 5
Сельскохозяйственной организации были выплачены в сентябре 2010 г. надбавки к закупочным ценам за поставленные молоко и мясо.
Пунктом 18 ст. 98 НК установлено, что налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, надбавки к ценам рассматриваются как увеличение налоговой базы и в соответствии с вышеназванным положением НК облагаются НДС (либо освобождаются от НДС, когда они относятся к операциям, освобожденным от налогообложения).
При этом в указанной ситуации применяется ставка налога 10 %, как и по товару, к которому они относятся.
Данные суммы облагаются НДС в момент их получения независимо от применяемого порядка определения момента фактической реализации – "по оплате" либо "по отгрузке", т.е. в сентябре 2010 г.
Пример 6
Предприятие реализует колхозу запчасти к сельхозтехнике. Колхоз оплачивает запчасти частично своими деньгами, частично оплата поступает предприятию напрямую с бюджетного счета. Стоимость данных запчастей составляет 3 600 тыс. руб., в т.ч. НДС – 600 тыс. руб., бюджетные средства – 1 200 тыс. руб., средства колхоза – 2 400 тыс. руб. Предприятие включает в налоговую базу по НДС всю сумму 3 600 тыс. руб., в т.ч. бюджетные средства, и исчисляет налог по ставке 20 % – 600 тыс. руб. Указанная сумма налога предъявляется колхозу.
Как установлено подп. 19.3 п. 19 ст. 107 НК, не подлежат вычету суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов, а также за счет средств, остающихся в распоряжении плательщика, от отчуждения имущества, указанного в подп. 2.3 п. 2 ст. 93 НК, и средств, поступивших в вышестоящую организацию от подчиненных организаций. Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников.
Положения настоящего подпункта не применяются, если полученные из указанных источников средства включены в налоговую базу.
Пример 7
Организации (выручку определяет "по отгрузке") выделены средства из бюджета на закупку сырья. Сырье получено в мае 2010 г. на сумму12 000 тыс. руб., в т.ч. НДС – 2 000 тыс. руб., бюджетные средства поступили в сентябре. Сумма налога 2 000 тыс. руб. в мае относится за счет бюджетных средств, если известно, что данное сырье будет оплачиваться за счет бюджета, поскольку вычет отсутствует в отношении подлежащих уплате объектов за счет средств бюджета.
Пример 8
Предприятие приобрело в Германии оборудование за счет средств бюджета, которые выделены под контрактную стоимость оборудования (без НДС). Стоимость оборудования составляет 200 000 тыс. руб. НДС при ввозе оборудования на таможенную территорию Республики Беларусь был уплачен из средств организации в сумме 40 000 тыс. руб.
В рассматриваемом случае приобретаемое оборудование частично оплачено из средств бюджета, а частично (сумма таможенного НДС) – за счет средств организации.
Учитывая изложенное, вычету подлежит вся сумма налога, уплаченная из средств организации, так как средства бюджета выделены на контрактную стоимость оборудования, а уплата таможенного НДС является налоговым обязательством организации.