С 1 января 2011 г. бюджетные организации исключены из числа плательщиков земельного налога
В 2011 г. бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога. Но они, как и ранее, будут уплачивать земельный налог в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на земельных участках.
В указанных случаях земельный налог должен исчисляться и уплачиваться начиная с месяца сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений и заканчивая месяцем, в котором истекает срок аренды, иного возмездного или безвозмездного пользования этих зданий (помещений) и сооружений.
Были льготы, а стали исключения из объектов налогообложения
С 1 января 2011 г. будут исключены из объектов обложения земельным налогом:
– земли общего пользования населенных пунктов;
– земельные участки, занятые кладбищами;
– земли лесного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйства);
– земли водного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель, земель, на которых осуществляется предпринимательская деятельность, и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами);
– земли запаса;
– земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.
Эти изменения не приведут к потерям доходов бюджета, так как в настоящее время вышеперечисленные земельные участки также не облагаются земельным налогом (ст. 194 НК). Вышеуказанные изменения внесены, потому что организациям выгоднее, когда они освобождаются от налога путем исключения из состава плательщиков или объектов налогообложения, чем в виде предоставления налоговых льгот.
Например, если организация не является плательщиком налога, то она не должна представлять в налоговую инспекцию налоговую декларацию, исчислять сумму налога, остающуюся в распоряжении организации, и заполнять справку о составе и размере полученных льгот.
Так, налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения, если иное не установлено Налоговым кодексом РБ (далее – НК) или иными актами налогового законодательства (п. 2 ст. 63 НК).
В составе льгот по земельному налогу также произошли изменения
С 1 января 2011 г. будут освобождаться от земельного налога:
– земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования.
В настоящее время льгота предоставляется только по земельным участкам, уже занятым автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), а также полосе отвода;
– земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета.
В этом году освобождаются от обложения земельным налогом земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидий из бюджета на покрытие убытков. Данное изменение принято в целях приведения НК в соответствие с Бюджетным кодексом РБ, который вступил в силу с 1 января 2009 г. Дело в том что согласно Бюджетному кодексу организациям больше не выделяются субсидии на покрытие убытков;
– земельные участки религиозных организаций, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на таких земельных участках, иным религиозным организациям.
С 1 января 2011 г. будет ограничиваться льгота по земельному налогу в части земельных участков, предоставленных для строительства жилых домов. В настоящее время освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов, на период их строительства. Изначально эта льгота предусматривалась для организаций, строящих жилье. Но льгота сформулирована таким образом, что на нее стали претендовать физические лица, строящие жилые дома. Поэтому с нового года в НК будет прямо указано, что от земельного налога освобождаются только земельные участки, предоставленные организациям для строительства жилых домов (на период их строительства).
Аналогичное уточнение сделано и при расчете суммы льготы. Так, согласно изменениям, внесеннымв п. 9 ст. 202 НК, подлежащая уплате плательщиками-организациями сумма земельного налога уменьшается на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за прошедший квартал без учета НДС.
В НК исправлена ошибка, допущенная в Особенной части. Так, с 1 января 2010 г. от земельного налога освобождаются земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания многоквартирных жилых домов, строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан, если они являются жилищно-строительными кооперативами, гаражными кооперативами, кооперативами, осуществляющими эксплуатацию автомобильных стоянок, в части площади земель, приходящейся на граждан, имеющих право на льготы по земельному налогу (подп. 1.23 п. 1 ст. 194 НК).
Ошибка содержится в тексте, выделенном курсивом. Во-первых, непонятно, зачем в тексте слово "они", во-вторых, почему-то льготу предоставили только жилищно-строительным кооперативам, гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, забыв про остальные организации.
Эту ошибку в срочном порядке пришлось исправлять Указом Президента РБ от 09.03.2010 № 143 "Об отдельных вопросах налогообложения" (далее – Указ № 143).
Земельный налог не взимается за земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания многоквартирных жилых домов, строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан, в части площади земель, приходящейся на граждан, имеющих право на льготы по земельному налогу (подп. 2.2 п. 2 Указа № 143).
С 1 января 2011 г. вышеприведенные нормы Указа № 143 будут перенесены в НК.
С нового года будут действовать также совершенно новые льготы по земельному налогу. Так, в 2011 г. от земельного налога освобождаются земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности. Ранее льготы по земельному налогу и налогу нанедвижимость организациям потребительской кооперации предоставляли местные Советы депутатов. Например, в 2009 г. такое право было предоставлено местным Советам депутатов ст. 36 Закона РБ "О республиканском бюджете на 2009 год".
Предоставление льгот организациям потребительской кооперации непосредственно в НК является прогрессивным решением, так как позволит упростить налоговое законодательство за счет сокращения решений местных Советов депутатов по вопросам налогообложения, создать равные условия налогообложения для организаций потребительской кооперации на всей территории республики.
Кроме того, с нового года не будут облагаться земельным налогом земельные участки, занятые жилыми поселками "SOS-Детская деревня" и детскими домами семейного типа, а также иные земельные участки, ограничения (обременения) в отношении прав на которые установлены в соответствии с законодательными актами.
Уточнена налоговая база земельного налога
В настоящее время налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года. Такая формулировка вызывает вопрос у плательщиков: на 1 января какого года? Дело в том, что кадастровая оценка земель в Республике Беларусь проводилась в разные годы. Стоимость земли определялась в долларах США. Когда плательщики обращаются в Национальное кадастровое агентство или на сайт этого агентства, им сообщают кадастровую стоимость земельного участка в долларах США с указанием курса доллара США к белорусскому рублю на дату проведения оценки (например, на 1 января 2007 г. курс доллара США составлял 2 140 бел. руб.).
Налоговые инспекции разъясняют плательщикам, что курс доллара США надо брать на 1-е число каждого отчетного года. Таким образом, сумма земельного налога будет увеличиваться с ростом доллара США. Например, на 1 января 2010 г. курс доллара США составлял 2 859 бел. руб., или на 33,6 % больше по сравнению с курсом на 1 января 2007 г.
Чтобы окончательно снять все связанные с этим вопросы, с 1 января 2011 г. согласно п. 3 ст. 195 НК налоговая база земельного налога будет определяться на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.
НК предоставил право местным Советам депутатов изменять ставки земельного налога
С 1 января 2011 г. в НК будут включены нормы, предоставляющие право местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. При этом решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу.
В данном случае НК приведен в соответствие с Указом № 143.
Кроме того, ставки земельного налога, изложенные в НК, приведены в соответствие со ставками земельного налога, установленными с 1 сентября 2010 г. Указом Президента РБ от 13.08.2010 № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности".
Усовершенствован порядок контроля за плательщиками земельного налога
С 1 января 2011 г. налоговые инспекции по месту нахождения земельного участка будут получать от территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Указанные сведения должны предоставляться ежегодно не позднее 1 марта текущего года.
Для правильного исчисления земельного налога в 10-кратном размере налоговым инспекциям надо знать площадь земельного участка и период его самовольного захвата, несвоевременного возврата и использования не по целевому назначению. В настоящее время довольно часто такая информация в сведениях, поступающих от землеустроительных служб местных исполнительных комитетов, отсутствует.
Поэтому с 1 января 2011 г. землеустроительные службы местных исполнительных комитетов будут представлять налоговым инспекциям сведения о находящихся во временном пользовании и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению по форме, утвержденной МНС по согласованию с Госкомимуществом РБ.
В настоящее время в НК четко не определено, в какие налоговые инспекции должна поступать информация о возникновении или переходе права на земельный участок.
С 1 января 2011 г. данный вопрос будет изложен в НК более четко. Так, согласно новой редакции п. 4ст. 202 НК при принятии решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, уполномоченный государственный орган в 10-дневный срок со дня принятия такого решения информирует налоговые органы по месту постановки юридического лица, индивидуального предпринимателя на учет и по месту нахождения земельного участка, а в отношении физического лица – налоговые органы по месту нахождения земельного участка о принятом решении, а также о площади, функциональном использовании, целевом назначении икадастровой стоимости земельных участков по форме, утвержденной МНС по согласованию с Госкомимуществом РБ (за исключением случаев, когда такие сведения содержатся в указанных решениях, копии которых направляются в налоговые органы).
Установлен новый порядок уплаты земельного налога по земельным участкам, занятым жилыми домами ЖСК и товариществ собственников (ТС)
В настоящее время в республике сотни ЖСК и ТС десятилетиями не платят в бюджет земельный налог. Суммы задолженности исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей. И нет никакой возможности эти деньги взыскать в бюджет.
Жилые дома освобождаются от обложения налогом на недвижимость. Но в отличие от налога на недвижимость земельные участки, занятые жилыми домами, облагаются земельным налогом.
В теории организация (ЖСК или ТС) должна каждый год не позднее 20 февраля текущего года представлять в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу, собиратьс членов ЖСК и ТС деньги на уплату земельного налога и перечислять налог в бюджет. Но на практике в большинстве случаев это не делается. Органы управления ЖСК и ТС не работают. Налоговые инспекции арестовывают счета ЖСК и ТС, но на этих счетах нет денег. У ЖСК и ТС нет имущества, на которое можно было бы наложить арест и конфисковать в бюджет в счет погашения задолженности (не изымать же в доход бюджета жилой дом). Кодексом РБ о земле предусмотрено, что за неуплату земельного налога в течение 2 лет земельный участок может быть изъят местными властями. Но парадокс заключается в том, что на практике нельзя изъять земельный участок, если на нем уже построено здание. В данном случае здание принадлежит на праве собственности членам ЖСК и ТС.
В НК сделана попытка найти выход из этой непростой ситуации.
С 1 января 2011 г. суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания многоквартирных жилых домов, подлежащие уплате в бюджет организациями застройщиков, организациями, имеющими в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда, в т.ч. жилищными кооперативами, жилищно-эксплуатационными, коммунальными организациями (объединениями, предприятиями), товариществами собственников, будут возмещаться плательщикам нанимателями или собственниками жилых (нежилых) помещений в этих домах, за исключением физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу (п. 10 ст. 202 НК в новой редакции).
При отсутствии органов управления вышеуказанных организаций либо при их бездействии исчисление и перечисление в бюджет земельного налога производит уполномоченное лицо, осуществляющее управление общим недвижимым имуществом (далее – уполномоченное лицо).
Исчисление сумм земельного налога производится уполномоченными лицами на основании сведений (площадь, кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного плательщику), ежегодно представляемых им налоговыми органами по форме, утвержденной МНС РБ.
Уплата земельного налога уполномоченными лицами производится в общеустановленные сроки в размере фактически полученных сумм от нанимателей или собственников жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах.
Минжилкомхоз по согласованию с МНС РБ должен определить порядок возмещения сумм земельного налога, а также взыскания задолженности с нанимателей или собственников жилых (нежилых) помещений по возмещению сумм земельного налога за земельные участки, занятые многоквартирными жилыми домами.
Удастся ли уполномоченным лицам решить существующую проблему, увидим в 2011 г.
Физические лица будут иметь право выбора способа уплаты земельного налога за земельные участки, предоставленные для коллективного садоводства
В настоящее время физические лица не имеют права самостоятельно уплачивать в бюджет земельный налог за земельные участки, предоставленные для коллективного садоводства.
Уплата физическими лицами земельного налога за земельные участки, предоставленные для ведения коллективного садоводства, производится путем внесения сумм земельного налога садоводческим товариществам, которые осуществляют прием земельного налога и его перечисление в бюджет (п. 11 ст. 202 НК).
Со следующего года у физических лиц появится право выбора способа уплаты земельного налога. Согласно новой редакции п. 11 ст. 202 НК земельный налог за земельные участки, расположенные в гаражных кооперативах и кооперативах, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, в садоводческих товариществах и (или) дачных кооперативах, физические лица могут уплачивать в бюджет самостоятельно или путем внесения сумм земельного налога гаражным кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческим товариществам и (или) дачным кооперативам, которые осуществляют прием сумм земельного налога и их перечисление в бюджет.
С 1 января 2011 г. расширяется перечень организаций, которым организации, освобожденные от земельного налога, могут предоставлять в аренду здания и сооружения без потери льготы
Так, в новом году исчисление и уплата земельного налога не будут производиться при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, а также специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования.
Разрешена проблема по уплате земельного налога по земельным участкам, выделенным в ноябре текущего года
Уплата земельного налога производится организациями (за исключением садоводческих товариществ) в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, а за земли сельскохозяйственного назначения – не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября в размере 1/4 годовой суммы земельного налога (подп. 15.1 п. 15 ст. 202 НК).
Пример
Решением местного исполнительного комитета, принятым в ноябре 2010 г., организации выделен земельный участок. Согласно п. 6 ст. 202 НК земельный налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок. То есть за земельный участок, выделенный в ноябре 2010 г., организация должна уплачивать земельный налог начиная с декабря 2010 г. Но срок уплаты земельного налога за IV квартал 2010 г. уже прошел (не позднее 22 ноября 2010 г.).
В какой же срок организация должна уплатить земельный налог?
В настоящее время из налоговых органов поступают такие разъяснения:
1) налог может быть уплачен в следующий ближайший срок уплаты земельного налога, т.е. не позднее 22 февраля 2011 г.;
2) налог должен быть уплачен не позднее 31 декабря 2010 г.
С 1 января 2011 г. этот пробел в законодательстве будет исправлен. С нового года за земли, по которым уполномоченным государственным органом в ноябре текущего года принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, земельный налог за декабрь должен быть уплачен не позднее 22 декабря текущего года.
Однако остался еще один вопрос, существующий долгие годы при исчислении земельного налога: когда организации, которым земельные участки выделены в декабре текущего года, должны представлять налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу?
Как указывалось выше, согласно п. 6 ст. 202 НК земельный налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
Таким образом, если земельный участок выделен в декабре 2010 г., то в этом году земельный налог организации платить не надо. Земельный налог за него необходимо начинать платить с января 2011 г.
Однако налоговые инспекции требуют от организаций представить налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2010 г. И надо сказать, что они правы, так как строго исполняют налоговое законодательство.
Плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным после 20 февраля текущего года земельным участкам – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 14 ст. 202 НК).
Таким образом, по земельным участкам, выделенным в декабре 2010 г., организации должны представить пустую налоговую декларацию (расчет) за 2010 г. не позднее 20 января 2011 г.
Как видим, хотя проблема существует давно, решить ее несложно: достаточно внести в НК запись, что организации, которым земельные участки выделены в декабре, налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за текущий год не представляют.