При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщики обязаны обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Названный нормативный документ принят в целях либерализации условий осуществления экономической деятельности юридических лиц, систематизации и сокращения нормативных правовых актов по вопросам приема наличных денежных средств и использования кассового оборудования при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, развития в этой области механизма безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг.
Постановление № 924/16 упорядочивает вопросы использования оборудования, которое применяется для таких целей. В первую очередь, это кассовое оборудование, а также оборудование, которое может применяться без участия продавца: торговые автоматы, автоматические электронные аппараты, которые оснащены специальными устройствами – купюроприемниками.
В последнее время в республике широкое распространение при реализации товаров и оказании услуг потребителям получили торговые автоматы и автоматические электронные аппараты, оснащенные купюроприемником, предназначенные для автоматического осуществления и регистрации денежных расчетов с потребителями за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги в режиме самообслуживания.
В связи с этим с 1 июля 2012 г. применение автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов возможно только со встроенным кассовым оборудованием либо средством контроля налоговых органов – специальным электронным устройством для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных (подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16).
В гл. 3 Положения о порядке использования кассового оборудования* определен ряд особенностей порядка использования с 1 июля 2012 г. автоматических электронных аппаратов и торговых автоматов, оснащенных купюроприемником.
В целях обеспечения непрерывности использования юридическими лицами торговых автоматов, оснащенных купюроприемником, юридические лица до 1 июля 2012 г. вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с использованием торговых автоматов без применения кассового оборудования и средств контроля налоговых органов (подп. 2.1 п. 2 постановления № 924/16).
В этот период юридические лица, использующие торговые автоматы, должны отражать в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общую сумму выручки, изъятую из торговых автоматов.
Субъекты хозяйствования могут применять кассовое оборудование только после его регистрации в налоговом органе в порядке, определенном Инструкцией о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования, квитанций формы КВ-1, квитанций для приема наличных денежных средств при оплате юридической помощи, оказанной физическому лицу адвокатами, и снятия их с регистрации (утверждена постановлением МНС РБ от 05.09.2011 № 44).
Юридические лица, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью от 650 кв. м и более, включающей площадь, предназначенную для обслуживания покупателей, занятую оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей, обязаны применять кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах (п. 8 Положения).
Субъекты хозяйствования при продаже товаров, выполнении работ, оказании платных услуг на объектах, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек (перечень объектов приведен в приложении 1 к Положению), должны учитывать размер полученной выручки.
Обязательное требование установки в объекте платежных терминалов предусмотрено при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин (БВ); по объекту системы потребительской кооперации – более 30 000 БВ; по объекту бытового обслуживания населения – более 7 500 БВ.
Количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству используемых единиц кассового оборудования указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 % (п. 9 Положения).
Техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования (за исключением специальных компьютерных систем) осуществляет центр технического обслуживания, с которым должен быть заключен соответствующий договор. Договоры следует заключать до регистрации кассового оборудования в налоговом органе. Техническое обслуживание и ремонт специальных компьютерных систем могут выполняться изготовителем специальных компьютерных систем либо юридическим лицом, их применяющим, либо организацией, с которой заключен договор на техническое обслуживание и ремонт, если иное не установлено актами законодательства (п. 11 Положения).
Одним из обязательных условий применения кассового оборудования является наличие на нем средств контроля. Эти средства могут быть установлены на кассовом оборудовании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию республики кассового оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт (п. 13 Положения).
Юридические лица, применяющие кассовое оборудование, должны обеспечить сохранность и целостность средств контроля, установленных на нем.
Одним из обязательных условий применения кассового оборудования является его установка в местах, доступных для визуального просмотра покупателем (потребителем) информации индикатора потребителя (при его наличии), отображающего сумму денежных средств, проведенную по кассовому оборудованию. Кассовое оборудование, не имеющее индикатора потребителя, устанавливается таким образом, чтобы обеспечивался визуальный просмотр самого кассового оборудования. Непосредственно место установки такого оборудования определяет юридическое лицо, его использующее.
Требования об установке кассового оборудования в вышеуказанных местах не распространяются на кассовое оборудование, используемое банками, операторами почтовой связи, в торговых объектах общественного питания, технологическими регламентами которых предусмотрено обслуживание потребителя за столиком, а также на кассовое оборудование, встроенное в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы (п. 16 Положения).
На каждую единицу кассового оборудования следует вести кассовую книгу
Для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, необходимо вести кассовую книгу. Она должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица.
Форма книги кассира утверждена приложением 2 к Положению. Книгу необходимо вести на каждую единицу кассового оборудования в месте его установки. Исключением является кассовое оборудование, используемое в автобусах пригородных, междугородных, международных маршрутов в регулярном сообщении и автобусах с максимальной массой не более 5 000 кг экспрессных городских маршрутов, а также в автомобилях-такси.
Обязательные требования по ведению книги кассира состоят в следующем:
– во-первых, записи должны осуществляться ежедневно в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой, без помарок;
– во-вторых, данные в кассовую книгу должны вноситься на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов.
В начале рабочего дня (смены) производят запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполняют остальные реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира.
Исправления в книгу кассира вносят путем зачеркивания ошибочных записей и надписи правильных, которые заверяют подписями лица, уполномоченного юридическим лицом.
Среди основных требований, предъявляемых к ведению документации при использовании в расчетах кассового оборудования, нужно отметить следующие:
– выведение контрольной ленты по окончании рабочего дня (смены) в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование (для кассового оборудования с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно);
– обеспечение формирования суточного (сменного) отчета (Z-отчета).
Справочно: данное требование не распространяется на кассовое оборудование, встраиваемое в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы.
Важно! Хранить контрольные ленты, суточные (сменные) отчеты (Z-отчеты) необходимо в течение 1 года со дня их формирования.В случае ошибок, допущенных кассиром при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого платежного документа запрещено. В конце рабочего дня (смены) составляют реестр ошибочно сформированных платежных документов кассового оборудования по форме согласно приложению 3 к Положению, к которому прилагают ошибочно сформированные платежные документы.
Особенности проведения расчетов с использованием банковских пластиковых карточек
При продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с использованием банковских пластиковых карточек через кассовое оборудование кассир обязан проводить суммы принятых денежных средств (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога).
В подтверждение принятия указанных сумм кассир обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, выполнение работы, оказание услуги, а также поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (п. 17 Положения).
Ограничения по использованию кассового оборудования
Субъекты хозяйствования при использовании в расчетах кассового оборудования должны учитывать действующие ограничения по его применению, установленные п. 24 Положения.
Так, запрещено использование юридическими лицами кассового оборудования:
1) модели (модификации) которого не включены в Государственный реестр либо исключены из него;
2) после 1 июля 2013 г. по истечении 6 лет с даты первой его регистрации в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица (за исключением моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов, используемых в своей деятельности банками, и специальных компьютерных систем);
3) не зарегистрированного в налоговом органе по месту постановки юридического лица на учет;
4) модели (модификации) которого используются не в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре;
5) без заполнения книги кассира (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, кассового оборудования, встроенного в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, и специальных компьютерных систем);
6) без средств контроля либо с поврежденными средствами контроля;
7) без заключения договора на его техническое обслуживание и ремонт (за исключением специальных компьютерных систем);
8) не соответствующего технической документации и эталонному образцу модели (модификации) кассового оборудования, включенной в Государственный реестр, по акту (заключению) юридического лица, определенного Госстандартом, о результатах технического освидетельствования кассового оборудования;
9) не в фискальном режиме либо не обеспечивающего наличие на платежном документе информации, предусмотренной государственными стандартами РБ.
Прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования, платежных терминалов
Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования, платежных терминалов изложен в гл. 4 Положения.
В этот перечень включены 25 позиций (подп. 31.1–31.25 п. 31 Положения).
Субъектам хозяйствования, осуществляющим прием наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов в случаях, предусмотренных в подп. 31.1–31.3 (если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает 3 БВ), подп. 31.12, 31.14–31.16, 31.19–31.21 п. 31 Положения, необходимо каждый факт приема наличных денежных средств оформлять документом с определенной степенью защиты.
Информация об изготовлении и реализации этих бланков должна быть включена в электронный банк данных (п. 32 Положения).
В настоящее время каждый факт приема наличных денежных средств без кассового оборудования должен быть оформлен с использованием квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34, либо талонов формы 20-фс и квитанций формы КВ-1, приобретенных в установленном порядке до 19 августа 2011 г. (которые могут применяться до полного их использования).
Прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, указанных в подп. 31.1–31.3 (за исключением реализации непродовольственных товаров, стоимость единицы которых составляет либо превышает 3 БВ), 31.4–31.11, 31.18, 31.22–31.24 п. 31 Положения, должен осуществляться с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену).
Прием наличных денежных средств может осуществляться без оформления приходных кассовых ордеров по окончании рабочего дня (смены) при выдаче покупателю документов, оформленных на бланках строгой отчетности, в случаях, указанных в подп. 31.5, 31.6 и 31.11 п. 31 Положения (в части оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи). Данная норма определена п. 34 Положения.
В случае осуществления адвокатской и нотариальной деятельности (подп. 31.13 п. 31 Положения); осуществления страховой деятельности с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо (подп. 31.17 п. 31 Положения); реализации лотерейных билетов (подп. 31.25 п. 31 Положения) при приеме наличных денежных средств покупателю (потребителю) должны выдаваться документы, оформленные на бланках строгой отчетности (п. 35 Положения).
Справочно: порядок приема наличных денежных средств, предусмотренный в пп. 32–34 Положения, не распространяется на юридических лиц, зарегистрировавших в налоговом органе кассовое оборудование для использования в случаях, перечисленных в п. 31 Положения.
Меры ответственности
Нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником юридического лица влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ (ст. 12.18 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а равно отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 10 до 200 БВ.
Нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины и (или) таксометры, юридическими лицами, осуществляющими производство или ввоз на территорию республики указанных аппаратов, систем, машин, таксометров либо их техническое обслуживание и ремонт, влечет наложение штрафа на юридическое лицо – от 10 до 100 БВ (ст. 12.20 КоАП).
Настоящий материал подготовлен с использованием материалов, представленных МНС участникам конференции.