Основное изменение состоит в том, что до указанной даты законодательство предусматривало помимо внеочередных платежей также платежи первой, второй и третьей очереди, а с 1 октября 2010 г. – только внеочередные платежи, а также платежи, осуществляемые в первую и вторую очередь. Определенные изменения претерпели также нормы, которыми установлен порядок осуществления платежей в пределах одной очереди.
Комментируемое постановление вступает в силу в 2 этапа: нормы, непосредственно касающиеся определения очередности, вступили в силу 1 октября 2010 г., а положения, регламентирующие порядок оформления документов, и некоторые другие – 13 ноября 2010 г.
Рассмотрим нормы, вступившие в силу в октябре.
Инструкция ранее определяла в п. 13 порядок бронирования и выплаты (перечисления) заработной платы в третью очередь при отсутствии или недостаточности на текущем счете субъекта предпринимательской деятельности денежных средств. Поскольку очередность платежей изменилась, теперь данный пункт определяет порядок бронирования и выплаты средств на указанную цель во вторую очередь.
Пунктом 22 Инструкции было установлено, что расчетные документы и чеки, оформленные субъектом предпринимательской деятельности для расчетов за закупаемые у физических лиц молоко и скот, исполняются банком в первоочередном порядке до осуществления платежей, которые в соответствии с законодательными актами относятся к внеочередным и платежам первой – третьей очереди. Теперь указание на третью очередь заменено указанием на вторую.
Аналогичные изменения внесены и в п. 25 Инструкции, определяющий порядок осуществления платежей по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет денежных средств, полученных от реализации заложенного имущества.
Из п. 28 Инструкции исключена часть третья. По нормам этой части ранее плательщик имел право представить в банк письменное заявление об изменении порядка оплаты расчетных документов, в поле "Очередь" которых указано значение "30" (т.е. третья очередь). Данное изменение также обусловлено исключением третьей очереди из Порядка расчетов.
Соответствующие изменения внесены подп. 1.15 комментируемого постановления и в приложение к Инструкции (перечень условных обозначений очередности платежей).
В ноябре текущего года вступят в силу следующие изменения.
Из п. 1 Инструкции исключена часть четвертая, которой определялся порядок оформления заявления на бронирование денежных средств для осуществления платежей в счет неотложных нужд. Теперь нормы о порядке оформления указанных заявлений содержатся в гл. 9 данного нормативного правового акта.
При регламентации перечисления (выдачи) денежных средств на оплату труда Инструкция указывала ранее, что банки выдают субъектам предпринимательской деятельности или перечисляют с их текущих счетов денежные средства на заработную плату в расчете за месяц при одновременном представлении ими в банки платежных инструкций на перечисление:
– подоходного налога;
– обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Фонд);
– страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– денежных средств, удержанных из заработной платы работников на основании их письменных заявлений.
После внесения изменений из приведенного перечня платежных инструкций, одновременно представляемых в банк, исключены платежные инструкции на перечисление страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, уточнен порядок уведомления клиентом банка об отсутствии задолженности по вышеуказанным платежам (см. табл. 1).
Порядок представления, заверения и хранения заявлений и справок субъекта предпринимательской деятельности определен теперь более четко гл. 9 Инструкции.
Речь идет об оформлении следующих документов:
– заявления на бронирование денежных средств для осуществления платежей в счет неотложных нужд;
– заявления на бронирование денежных средств на заработную плату в пределах установленного минимума (представляется при отсутствии (недостаточности) средств на текущем счете организации);
– заявления на бронирование средств на выплату отпускных и выходных пособий (представляется при возникновении необходимости получения во внеочередном порядке денежных средств на оплату отпускных и выходных пособий);
– заявления на бронирование денежных средств для уплаты подоходного налога, обязательных страховых взносов в Фонд и страховых взносов страховщику, а также для расчетов денежными средствами, удержанными из заработной платы работников по их письменным заявлениям (представляется при выплате заработной платы в пределах установленного минимума из наличной денежной выручки);
– заявления на приостановление уплаты банковского кредита, выданного на выплату задолженности по заработной плате в пределах установленного минимума, и направление денежных средств на иные цели;
– заявления на бронирование целевых кредитных средств;
– справки об отсутствии или исполнении обязательств субъекта предпринимательской деятельности.
Соответствующие нормы содержатся теперь в п. 34 Инструкции, который изложен в новой редакции.
В нижеприведенной табл. 2 рассмотрим нормы, касающиеся порядка оформления и хранения заявлений и справок.