Новые меры в развитии предпринимательства
Принятие постановления Совета Министров РБ от 02.11.2010 № 1615 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462" (далее – постановление № 1615) является одной из мер пореализации положений Закона РБ от 01.07.2010 № 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства" (далее – Закон).
Так, в ст. 12 Закона закреплены различные меры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства*. Для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций законодательством дополнительно могут предусматриваться меры имущественной поддержки в виде установления возможности допуска при продаже находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений на аукционах к участию на стороне покупателя двух и более субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций.
__________________________
* К субъектам малого предпринимательства на основании ст. 3 Закона относятся:
– индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
– микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
– малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Для практической реализации указанной нормы постановление № 1615 вносит дополнения в Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов государственной собственности и на право заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462 (далее – Положение).
Допускается участие в аукционе консолидированных участников
Пункт 5 Положения (с учетом внесенных дополнений) предусматривает принципиальную возможность участия в аукционе по продаже находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на стороне покупателя консолидированных участников – двух и более субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей и (или) микроорганизаций. Положение также регламентирует взаимоотношения на стадии подготовки к участию в аукционе как индивидуальных предпринимателей и (или) микроорганизаций, так и названных субъектов с организатором аукциона.
Так, для приобретения статуса консолидированного участника аукциона индивидуальные предприниматели и (или) микроорганизации до подачи организатору аукциона документов для участия в аукционе должны заключить договор о совместном участии в аукционе, предусматривающий взаимные права, обязанности и ответственность, порядок участия в аукционе и участия в оформлении результатов аукциона.
Существенными условиями договора о совмест-ном участии в аукционе на основании норм Положения являются:
– доли участия в приобретении предмета аукциона;
– взаимные права и обязанности по участию в аукционе;
– уполномоченное лицо, которое будет представлять на аукционе стороны договора о совместном участии в аукционе, подписывать протокол о результатах аукциона, договор купли-продажи недвижимого имущества и договор аренды земельного участка;
– условие о том, что стороны договора о совместном участии в аукционе несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с участием в аукционе, а также по договору купли-продажи недвижимого имущества, договору аренды земельного участка;
– максимальный размер цены, которую уполномоченное лицо не вправе превышать при участии в торгах на аукционе.
Положение предусматривает также, что индивидуальные предприниматели и (или) микроорганизации, заключившие договор о совместном участии в аукционе, выдают уполномоченному лицу соответствующие доверенности. Поскольку Положение не содержит требований к форме и содержанию доверенности, выдача доверенности должна осуществляться в соответствии с нормами Гражданского кодекса РБ.
Установлен перечень документов для участия в аукционе консолидированных участников
Заключив договор о совместном участии в аукционе и выдав уполномоченному лицу доверенность, консолидированные участники могут подавать заявление для участия в аукционе. Пункт 21 Положения предусматривает, что консолидированными участниками для участия в аукционе к заявлению прилагаются следующие документы:
– оригинал и копия договора о совместном участии в аукционе;
– заверенная банком копия платежного поручения о перечислении суммы задатка на текущий (расчетный) счет, указанный в извещении;
– копии документов, подтверждающих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и (или) микроорганизаций, заключивших договор о совместном участии в аукционе;
– сведения о средней численности работников микроорганизаций, заверенные подписью руководителя и печатью.
При подаче документов уполномоченное лицо (его представитель) предъявляет документ, удостоверяющий личность, и доверенности, выданныеиндивидуальными предпринимателями и (или) микроорганизациями, заключившими договор о совместном участии в аукционе.
Кроме того, от имени уполномоченного лица также может действовать представитель. В таком случае указанным представителем дополнительно предъявляется доверенность, выданная в установленном законодательством порядке, либо документ, подтверждающий полномочия руководителя.
Постановление № 1615, предусматривающее возможность консолидированного участия в аукционах по продаже государственного недвижимого имущества субъектов малого предпринимательства, вступает в силу одновременно с Законом РБ от 01.07.2010 № 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства" – с 15 января 2011 г.