Таможенные органы РБ не требуют при статистическом декларировании представления сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1
Основным результатом для участников внешнеэкономической деятельности в создании таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан (далее – ТС) стала, безусловно, отмена таможенного оформления товаров, перемещаемых внутри единой таможенной территории ТС, в т.ч. и товаров, происходящих из третьих стран, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в любой из 3 стран.
Такие товары при ввозе в Республику Беларусь подлежат статистическому декларированию на основании Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций". При этом в рамках реализации достигнутых на международном уровне договоренностей таможенные органы РБ не требуют при статистическом декларировании представления сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1. Такой сертификат не требуется даже в отношении тех товаров, при декларировании которых обязанность по представлению СТ-1 установлена постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 "О статистическом декларировании товаров".
Законодательством ТС определены 3 группы товаров, подлежащие таможенному оформлению при ввозе
При ввозе товаров на таможенную территорию РБесть исключения. Они установлены Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза (далее – Протокол), подписанным в г. Астане 05.07.2010. Протокол содержит 3 группы изъятий, перечисленные в ст. 1–3, а именно:
– 1-я группа: автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства для личного пользования, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС), за исключением квадроциклов, снегоходов и иных легковых транспортных средств, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования.
Вниманию читателей: это изъятие действует в соответствии с Протоколом до 1 июля 2011 г.;
– 2-я группа: товары, которые выпущены при ввозе на таможенную территорию ТС в одной стороне (государство выпуска) и ввозятся на территорию другой стороны (государство ввоза), для которых законодательством государства ввоза установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры или государством ввоза в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем государством выпуска;
– 3-я группа: товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза (далее – ЕТТ).
В отношении товаров 2-й и 3-й группы взимаются таможенные пошлины
При ввозе на территорию Республики Беларусь товары 2-й и 3-й группы подлежат таможенному декларированию и таможенному контролю, в отношении них взимаются таможенные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров. Разберемся с товарами 2-й и 3-й группы подробнее.
Фактически в товарах 2-й группы, в свою очередь, содержатся 2 отдельные категории товаров:
– товары, на которые в Беларуси установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры (далее – защитные меры);
– товары, в отношении которых Беларусь в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяет таможенные пошлины более высокие, чем Россия или Казахстан.
К товарам, в отношении которых в Беларуси действуют защитные меры, относятся:
– сетки стеклянные, являющиеся изделиями из стеклянного волокна, в которых 2 или более слоя параллельных нитей (ровингов) скреплены химическим, механическим или тканым способом, с открытой ячейкой размером 1 мм и более по любой ее стороне, классифицируемые в подсубпозициях 7019 19 100 1, 7019 32 000 1, 7019 90 100 0 ТН ВЭД ТС (установлена Указом Президента РБ от 12.10.2009 № 498 "О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)" (далее – Указ № 498));
– преформы, происходящие из Украины, для изготовления изделий емкостью не более 2 л, классифицируемые в подсубпозиции 3923 30 101 0 ТН ВЭД ТС (установлена Указом Президента РБ от 29.10.2007 № 543 "О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь");
– карамель, не содержащая какао, классифицируемая в подсубпозициях 1704 90 710 0, 1704 90 750 0,1806 90 500 1, 1806 90 500 2, 1806 90 500 9 ТН ВЭД ТС, происходящая из Украины (постановление Совета Министров РБ от 18.08.2008 № 1178 "О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь").
Пример
В Российской Федерации была ввезена и помещена под процедуру выпуска для внутреннего потребления стеклосетка в количестве 20 000 кг, классифицируемая по ТН ВЭД ТС в подсубпозиции 7019 19 100 1. В соответствии с ЕТТ при помещении под процедуру в Российской Федерации была уплачена таможенная пошлина в размере 10 % от таможенной стоимости. При ввозе в Беларусь указанная сетка подлежит таможенному оформлению с уплатой таможенной пошлины по ставке 33,4 % от таможенной стоимости (ставка определена Указом № 498 и взимается сверх ставок, установленных ЕТТ).
Из-за отличий в торговых режимах Республики Беларусь и Российской Федерации при ввозе в Беларусь отдельных товаров необходимо производить их таможенное оформление и уплачивать таможенную пошлину
Несколько сложнее обстоит дело с товарами, происходящими из стран, в отношениях с которыми Беларусь применяет торговые режимы, отличные от применяемых иными странами – членами ТС. Так, в частности, в торговых режимах Беларуси и России есть следующие отличия, наличие которых влечет за собой необходимость при ввозе в Республику Беларусь производить таможенное оформление товаров и уплачивать таможенную пошлину:
1) различаются перечни стран, в торговых отношениях с которыми Республика Беларусь и Российская Федерация применяют режим наиболее благоприятствуемой нации.
Напомним, что товары, происходящие из таких стран, облагаются таможенными пошлинами по ставкам ЕТТ; товары, происходящие из иных стран, при прочих равных условиях облагаются таможенными пошлинами по ставкам ЕТТ, увеличенным вдвое. Так, Россия включает в этот перечень Намибию и Гватемалу, т.е. товары, происходящие из этих стран, при ввозе в Беларусь из России подлежат таможенному оформлению с уплатой пошлины. Но при этом "традиционным" для белорусского импорта странам режим наиболее благоприятствуемой нации предоставляют все страны ТС, поэтому вероятность столкнуться с этим исключением не так уж велика;
2) Россия предоставляет режим свободной торговли (освобождение от уплаты таможенной пошлины) в отношении товаров, происходящих из Черногории, хотя в Беларуси такие товары облагаются таможенной пошлиной по "базовым" ставкам, т.е. ставкам ЕТТ;
3) обе страны предоставляют режим свободной торговли по товарам, происходящим из Сербии, однако и в Республике Беларусь, и в Российской Федерации из этого режима для Сербии существуют изъятия.
Так, Беларусь указанный режим на применяет в отношении шин и покрышек восстановленных, ряда моторных транспортных средств, классифицируемых по ТН ВЭД ТС в подсубпозициях 8702 10 19, 8702 10 99, 8702 90 19, 8702 90 39, 8704 21 390, 8704 21 990, 8704 22 990, 8704 23 990, 8704 31 390, 8704 31 990 и 8704 32 990, в то время как Россия освобождает такие товары от уплаты таможенной пошлины.
То есть при ввозе в Беларусь товаров, указанных выше в пп. 2 и 3, выпущенных для внутреннего потребления в России с освобождением от уплаты таможенной пошлины, необходимо производить их таможенное оформление и уплачивать таможенную пошлину.
В 3-ю группу включается 409 позиций товаров
К товарам 3-й группы, т.е. к тем, которые в Республике Казахстан облагаются таможенными пошлинами по пониженным в сравнении с ЕТТ ставкам, относятся 409 позиций товаров, перечисленных в приложении № 5 к решению Комиссии таможенного союза (далее – КТС) от 27.11.2009 № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". К ним относятся товары следующих категорий:
– яблоки, груши и айва;
– фармацевтическая продукция;
– пластмассы и каучук, изделия из них;
– масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; бумага и картон, в т.ч. регенерируемые;
– алюминий и изделия из него;
– механические и электрические машины;
– железнодорожные локомотивы, вагоны и трамваи и т.п.;
– инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, медицинские и их части;
– сборные строительные конструкции.
При этом, конечно, для того, чтобы уточнить, относится ли конкретный товар к перечню изъятий Казахстана, следует обращаться непосредственно к перечню. Анализируя перечень, стоит обратить внимание на то, что для различных товаров установлены разные сроки действия изъятия. Например, если по плодовой продукции уже с 1 июля 2011 г. Казахстан будет применять ставки ЕТТ, то в отношении лекарственных средств до 2015 г. расхождение в применяемых ставках будет сохраняться. Следует также иметь в виду, что разница в пошлине в отношении последней группы товаров может быть уже уплачена при ввозе товара из Казахстана в Россию, и в этом случае доплачивать пошлину в Беларуси нет необходимости.
Ситуации с таможенным оформлением и уплатой таможенных пошлин могут возникнуть и при вывозе товаров из Беларуси в Россию и (или) Казахстан
Достаточно подробно проанализировав временные изъятия из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза, актуальные при ввозе товаров из России и Казахстана в Беларусь, отметим, что аналогичные ситуации имеют место и при вывозе товаров из Беларуси в указанные страны. Так, в частности, Казахстан вообще не предоставляет режим свободной торговли в отношении товаров, происходящих из Сербии и Черногории, поэтому соответствующие товары, помещенные под процедуру выпуска для внутреннего потребления в России или Беларуси без уплаты таможенной пошлины, должны будут облагаться ею в случае ввоза в Казахстан.
В отношении России ситуация еще более сложная, так как только защитных мер в указанной стране гораздо больше и охватывают они значительно более широкий перечень товаров, среди которых и подшипниковые трубы, и синтетические нити, и отдельные виды труб, и т.д. Даже в режиме свободной торговли в рамках СНГ в России существует целый перечень изъятий в отношении и сахара, и спирта этилового, и сигарет, и т.п.
Вниманию читателей: при поставке товаров, выпущенных в Беларуси, в России или Казахстане, необходимо с партнером – резидентом этой страны проговаривать анализ соответствующего законодательства. Это необходимо для того, чтобы требование, например, российских таможенных органов о необходимости таможенного оформления и уплаты таможенной пошлины не стало для вас неожиданностью.