– с 22 октября 2010 г. – Порядок контроля таможенной стоимости товаров (п. 39 Правил процедуры Комиссии таможенного союза, утвержденных решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 15) (далее – Порядок);
Для начала напомним, что до вступления в силу Порядка контроль таможенной стоимости в Республике Беларусь регламентируется:
– ст. 64–69 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС);
– разделом IV Закона РБ "О Таможенном тарифе" (далее – Закон);
– Положением о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1246 (далее – Положение);
– постановлением ГТК РБ от 25.07.2008 № 60 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь" (далее – Инструкция);
– приказом ГТК РБ от 27.08.2010 № 302-ОД "Об определении категорий товаров, контроль за правильностью определения таможенной стоимости которых осуществляется путем проведения основных и дополнительных операций" (далее – приказ).
Не следует забывать и о Соглашении об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 25.01.2008, вступившем в силу с 6 июля 2010 г. Данное соглашение установило на территории таможенного союза единую методологию определения таможенной стоимости (ранее она регламентировалась разд. III Закона).
Из процедуры контроля таможенной стоимости исключен отказ в ее принятии
Комментируемый Порядок, в первую очередь, меняет нормы Закона и Положения. Рассмотрим соответствующие изменения.
Порядок состоит из 6 разделов и 3 приложений:
– раздел I "Общие положения";
– раздел II "Порядок контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска";
– раздел III "Порядок проведения дополнительной проверки";
– раздел IV "Контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска";
– раздел V "Заключительные положения";
– раздел VI "Переходные положения";
– приложение 1 (устанавливает форму решения должностного лица таможни о корректировке таможенной стоимости);
– приложение 2 (устанавливает аналогичную форму для решения о проведении дополнительной проверки);
– приложение 3 (определяет примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки).
Алгоритм контроля таможенной стоимости (ТС) в соответствии с ТК ТС и Порядком представим в виде схемы:
То есть из процедуры контроля таможенной стоимости исключен отказ ее принятия, ранее предусмотренный п. 37 Положения, а процедуры уточнения таможенной стоимости (п. 35 Положения) и помещения товара под заявленный таможенный режим (теперь – процедуру) с временной (условной) таможенной оценкой (ст. 24 Закона) объединены в процедуру дополнительной проверки таможенной стоимости. Такая проверка начинается до выпуска товаров и может завершиться как в сроки, предусмотренные для выпуска товаров ст. 196 ТК ТС, так и после выпуска в течение 60 календарных дней со дня регистрации декларации на товары. В случае выпуска товара до принятия окончательного решения по таможенной стоимости декларант в порядке, предусмотренном ст. 86 ТК ТС, обеспечивает уплату таможенных платежей в размере, определенном таможней (по аналогии с ранее действовавшим выпуском с временной (условной) оценкой). Рассмотрим все этапы контроля таможенной стоимости, основные положения которого закреплены в разд. II и III Порядка, подробнее.
Итак, по факту подачи декларации на товары должностное лицо таможни осуществляет контроль заявленной таможенной стоимости. Целью такого контроля (п. 5 Порядка) является проверка:
– правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости;
– структуры и величины таможенной стоимости;
– ее документального подтверждения.
Решение о принятии таможенной стоимости товаров оформляется путем проставления соответствующей отметки в декларации таможенной стоимости
Выбор таможенных операций, осуществляемых должностным лицом таможни при контроле таможенной стоимости товаров, производится в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза по результатам использования системы анализа и управления рисками (далее – СУР). Приведенная норма отсылает нас к национальному законодательству РБ, а именно к п. 32 Положения и приказу. То есть ранее действовавшая в Беларуси система контроля таможенной стоимости, предполагавшая наличие основных и дополнительных операций контроля таможенной стоимости, продолжает действовать. Напомним основные ее положения.
В отношении товаров, указанных в приказе, таможня проверяет все вышеупомянутые параметры, в т.ч. и величину таможенной стоимости. Если товар под действие приказа не подпадает, величина таможенной стоимости таможней не контролируется, т.е. фактически контроль сводится к тривиальной проверке правильности применения выбранного метода, соблюдению структуры таможенной стоимости (например, включение в нее транспортных расходов по доставке товара до единой таможенной территории таможенного союза), наличию обязательных документов, необходимых для подтверждения стоимости и отсутствия в них противоречий (только основные операции). Как правило, при проведении только основных операций основания для истребования дополнительных документов, т.е. для проведения дополнительной проверки, не выявляются.
В то же время п. 6 Порядка уточняет (хотя и не предлагает закрытый) перечень источников информации, которой может воспользоваться таможня при проведении дополнительных операций контроля таможенной стоимости (при сравнении величины заявленной декларантом таможенной стоимости с имеющейся в распоряжении таможни информацией). К таким источникам относится информация:
– по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в т.ч. с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);
– о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;
– полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств – членов таможенного союза за рубежом;
– полученная от государственных органов государств – членов таможенного союза;
– полученная от предприятий и организаций,профессиональных объединений (ассоциаций), в т.ч. поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.
Такая информация может быть получена таможенными органами любым не запрещенным законодательством государств – членов таможенного союза способом, включая Интернет. Однако при этом для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
По результатам проведенного контроля инспектор принимает решение либо о принятии заявленной таможенной стоимости, либо о ее корректировке. Решение о принятии таможенной стоимости оформляется путем проставления соответствующей отметки в декларации таможенной стоимости (далее – ДТС) или декларации на товары, которая возвращается декларанту. То есть на законодательном уровне впервые однозначно закреплено действие инспектора, имеющее юридическое значение. Указанная норма имеет первостепенное значение для судебного обжалования действий таможни.
Если заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, принимается решение о корректировке
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость является недостоверной, в т.ч. неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (см. ст. 68 ТК ТС). Ранее п. "а" части первой ст. 21 Закона были установлены следующие основания для корректировки таможенной стоимости в ходе таможенного оформления:
1) несоответствие заявленного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров, величины и (или) структуры заявленной таможенной стоимости товаров предъявленным в их подтверждение документам;
2) технические ошибки в формах таможенной декларации или декларации таможенной стоимости товара, повлиявшие на величину и (или) структуру заявленной таможенной стоимости;
3) необходимость поместить товар под заявленный таможенный режим с временной (условной) таможенной оценкой.
Так как применяться они будут в части, не противоречащей ТК ТС, 2 первых основания поглощаются нормами ст. 68 ТК ТС, т.е. подпадают под более общее определение "заявления недостоверной стоимости", а 3-е не применяется вообще в связи с отсутствием процедуры выпуска с условной оценкой как таковой.
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров оформляется согласно приложению 1 к Порядку с проставлением соответствующей отметки в ДТС или декларации на товары и доводится до декларанта. Форма решения заполняется в 2 экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, другой вручается или направляется декларанту. Введенная Порядком форма решения жестко регламентирует действия инспектора при принятии им соответствующего решения и обязывает подробно его обосновать. Такое нововведение призвано существенно облегчить импортеру понимание причин корректировки и при необходимости упростить процедуру обжалования решения таможни.
При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант обязан осуществить корректировку заявленной таможенной стоимости и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный ст. 196 ТК ТС.
Если декларантом до истечения срока выпуска товаров не будет осуществлена корректировка таможенной стоимости и не будут уплачены таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможня откажет в выпуске товаров.
Если заявленные декларантом сведения не подтверждены должным образом, таможня проводит дополнительную проверку
В случае невозможности принятия инспектором одного из 2 указанных выше решений, но при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, принимается решение о проведении дополнительной проверки. Для этого у декларанта истребуются дополнительные документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости. До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости считается незавершенным.
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться (п. 11 Порядка):
– выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
– установление в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом;
– более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
– более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
– более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в т.ч. сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
– наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможни,что взаимосвязь влияет на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
– наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
Так как приведенный перечень не является закрытым, основания для уточнения таможенной стоимости, приведенные в п. 35 Положения, также применяются таможней в качестве оснований для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости.
Если сравнить вновь введенные основания для проведения дополнительной проверки и ранее установленные основания для уточнения, то можносделать вывод о том, что они во многом похожи. В частности, возможное влияние взаимосвязи на цену сделки и разночтения в представленных декларантом документах присутствуют и в "новом", и в "старом" списке оснований. Также ранее требовалось уточнение в случае отличия заявленной стоимости от имеющейся у таможни информации, однако в новом списке приведен не закрытый перечень источников информации, которые могут использоваться для сравнения. Относительно новым основанием становятся результаты использования системы анализа и управления рисками. Однако что конкретно будет включаться в это понятие, покажет практика.
При принятии решения о проведении дополнительной проверки инспектор проставляет соответствующую отметку в ДТС и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению 2 к Порядку в 2 экземплярах, один из которых остается в таможне, а другой передается декларанту не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары. Применение соответствующей формы решения призвано решать те же задачи, что и применение формы решения о корректировке.
В приложении № 3 к Порядку приведен примерный перечень документов, которые могут быть затребованы у декларанта. Однако именно в силу того, что перечень является примерным, аналогичный перечень, содержащийся в приложении 7 к Положению, также применяется. Согласно п. 14 Порядка конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется таможней с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Одновременно с доведением до декларанта решения о проведении дополнительной проверки таможня в установленном порядке сообщает декларанту сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров. Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с п. 2 ст. 88 ТК ТС. Для ее расчета может быть, в частности, использована:
– информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможни (в т.ч. в базах данных таможенных органов);
– таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможни имеются сомнения в их обоснованности;
– таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможни имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.
При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможни при проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления, в т.ч. и в ходе таможенного оформления товара. Таможня, в свою очередь, обязана принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока, и, если документы представлены в ходе таможенного оформления, принять до истечения его сроков соответствующее решение (о принятии либо корректировке заявленной стоимости).
По аналогии с нормами Положения в соответствии с п. 15 Порядка декларант обязан либо представить запрашиваемые таможней дополнительныедокументы, сведения и пояснения, либо предъявить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При этом согласно п. 35 Положения непредставление декларантом дополнительно запрашиваемых документов, не имеющих непосредственного отношения к партии оцениваемых товаров, или представление которых не может быть осуществлено по объективным не зависящим от него причинам, а также отсутствие в представленных документах каких-либо сведений, если порядок заполнения данного документа не определен законодательством РБ или страны, выдавшей документ, не может быть основанием для отказа в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товара. Под объективными причинами непредставления декларантом дополнительно запрашиваемых документов следует понимать представление документального подтверждения того, что запрашиваемый документ не существует или не применяется в коммерческой практике сторонами сделки.
Пример
Таможня запросила экспортную таможенную декларацию страны отправления товара, а экспортер пользуется упрощенной процедурой периодического (ежемесячного) экспортного декларирования.
В этом случае экспортная таможенная декларация на каждую партию товаров не оформляется, т.е. запрашиваемый документ не существует. Для подтверждения такого факта декларанту достаточно представить в таможню копию разрешения на упрощенное декларирование, выданное экспортеру таможенными органами страны вывоза. Такое разрешение содержит ссылки на нормативные правовые акты страны вывоза, определяющие процедуру декларирования в рассматриваемом случае.
Завершая описание процедуры дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости, отметим, что согласно п. 19 Порядка по результатам рассмотрения представленных документов таможня должна принять решение либо о принятии стоимости, либо об ее корректировке. Решение о корректировке принимается, если декларантом не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки.
Если декларант согласен произвести корректировку, то в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты получения решения о корректировке таможенной стоимости, он осуществляет в порядке, установленном Инструкцией, корректировку таможенной стоимости исходя из указанной таможней в решении величины таможенной стоимости, уплачивает таможенные пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров, и представляет в таможню надлежащим образом заполненные ДТС, форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее – КТС) и документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов. В свою очередь инспектор не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления декларантом ДТС и КТС, проверяет правильность осуществления корректировки и проставляет отметки о принятии вновь определенной (скорректированной) таможенной стоимости.
Если же декларант не согласен с принятым таможней решением о корректировке, должностное лицо таможни самостоятельно осуществляет корректировку таможенной стоимости в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем:
– истечения срока для осуществления декларантом корректировки таможенной стоимости товаров;
– получения от декларанта ДТС и КТС в случае, когда таможенная стоимость товаров скорректирована декларантом ненадлежащим образом (неправильно).
Раздел IV Порядка, по сути, не содержит значимых новых норм в отношении контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, за исключением, пожалуй, того, что таможне предписывается в случае выявления недостоверных сведений принимать решение о корректировке стоимости согласно приложению 1 к Порядку.
Затребованные документы, сведения и пояснения должны быть представлены декларантом в таможню одним комплектом
Обращаем особое внимание, что в соответствии с частью третьей п. 15 Порядка затребованные документы, сведения и пояснения должны быть представлены декларантом в таможню одним комплектом (не частями). Приведенная норма имеет принципиальное значение в случаях, когда документы представляются после выпуска товаров (ранее – после выпуска с временной (условной) оценкой). По сложившейся в нашей стране практике декларант представлял документы 2, а иногда и 3 частями. То есть сначала в таможню представлялся один комплект документов, таможня его рассматривала и информировала декларанта о недостатках, он их устранял и представлял дополненный и исправленный комплект повторно. С учетом приведенной нормы Порядка декларант должен будет сразу представить все необходимые документы и пояснения, так как возможности сделать это еще раз у него не будет, даже несмотря на то, что он получит ответ таможни до истечения установленного срока представления документов.
Днем исполнения декларантом обязанности по представлению дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений считается день их регистрации в таможенном органе в порядке, установленном законодательством РБ, если документы были представлены декларантом непосредственно в таможню, либо дата отправки на почтовом штемпеле – при представлении документов по почте. Последнее актуально при представлении документов после выпуска товара.
Завершая анализ Порядка, отметим 2 общих положения:
– во-первых, в соответствии с п. 2 Порядка он распространяется лишь на товары, ввозимые на единую таможенную территорию таможенного союза. Контроль таможенной стоимости вывозимых товаров осуществляется в соответствии с национальным законодательством;
– во-вторых, согласно п. 32 Порядка в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось до его вступления в силу, контроль таможенной стоимости также осуществляется в соответствии с законодательством РБ.
До 22 октября т.г. контроль таможенной стоимости осуществляется в рамках национального законодательства.