Налоговая тайна – это комплексная правовая защита информации о плательщике
В действующем законодательстве Республики Беларусь поименованы различные виды тайн: государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, тайна корреспонденции, телефонных и иных сообщений, тайна голосования, тайна совещания судей, тайна следствия, тайна судопроизводства, адвокатская тайна, врачебная тайна, банковская тайна, налоговая тайна и др. Все они содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы, не имеют какой-либо систематизации и отличаются по источникам информации, содержанию защищаемой информации, составу ее обладателей, режиму защиты, характеру и степени тяжести юридической ответственности.
Отметим, что лишь отдельные виды тайн (усыновления (удочерения), личная или семейная тайна, врачебная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений, коммерческая тайна, государственная тайна, служебная тайна) получили специальную уголовно-правовую защиту, что свидетельствует об особой важности обеспечения сохранности соответствующей информации. Режимы защиты других тайн (в т.ч. названных) предусматривают иные виды ответственности – гражданско-правовую, административную, дисциплинарную, материальную.
Под определение налоговой тайны подпадает информация о плательщике (ином обязанном лице), которую налоговые органы получили при осуществлении своих полномочий (ст. 79 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). Для соблюдения такой информации в тайне налоговое законодательство определило специальный порядок доступа к ней и правила ее предоставления (режим).
Учитывая вышеизложенное, рассмотрим в данной статье:
1) виды информации, подпадающие и нет под определение налоговой тайны;
2) случаи, когда плательщик имеет право получить необходимую для него информацию, относимую к налоговой тайне;
3) ответственность, предусмотренную за разглашение налоговой тайны.
НК предусмотрен ограничительный перечень информации, незащищаемой в режиме налоговой тайны
Определение налоговой тайны содержит ст. 79 НК. Так, юридическая конструкция налоговой тайны охватывает любые сведения, которые получены:
– Министерством по налогам и сборам и инспекциями МНС (далее – налоговые органы);
– Государственным таможенным комитетом и таможнями;
– республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, а также уполномоченными организациями и должностными лицами, осуществляющими в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);
– Комитетом государственного контроля и его органами, Министерством финансов и местными финансовыми органами, иными уполномоченными органами – при решении вопросов, отнесенных к их компетенции НК и другим законодательством (абз. 4–7 ст. 4 НК).
То обстоятельство, что информация, составляющая налоговую тайну, становится достоянием служащих, позволяет рассматривать эту информацию также с точки зрения ее относимости к служебной информации.
Статья 79 НК не предусматривает какой-либо перечень информации, защищаемой в режиме налоговой тайны. То есть все сведения о плательщиках (иных обязанных лицах) она квалифицирует как составляющие налоговую тайну. Исключение – сведения, перечисленные в подп. 1.1–1.8 п. 1 ст. 79 НК (см. таблицу).
Важно! С 1 января 2013 г. к информации, которая может быть разглашена налоговым органом, отнесена также информация о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности), дате решения регистрирующего органа об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Интересным представляется вопрос соотношения налоговой и банковской тайн. Банковскую тайну составляют в первую очередь сведения о счетах и вкладах (депозитах). Вместе с тем в силу требования п. 2 ст. 68 НК банк обязан сообщить об открытии, закрытии, переоформлении счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту постановки их на учет в течение 1 рабочего дня соответственно после открытия, закрытия, переоформления такого счета. Кроме того, банк обязан обеспечить идентификацию держателя электронного кошелька и представить сведения обо всех его операциях с электронными деньгами на основании письменного запроса налогового органа в установленные в нем сроки в случае, если держатель электронного кошелька предлагает неограниченному кругу лиц перечислить ему электронные деньги в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права (п. 2-2 ст. 68 НК). Соответственно работники налоговых органов вправе в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в т.ч. о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки (п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510). Следовательно, составляющая банковскую тайну информация о счетах плательщиков после того, как она стала известна налоговым органам, переходит в режим налоговой тайны.
Учитывая изложенное, одна и та же по содержанию информация в зависимости от обстоятельств может перейти в режим другой защищаемой информации.
Пример 1
Организация-кредитор обратилась в налоговый орган с заявлением о представлении сведений о счетах должника в банке. В ответ на заявление налоговый орган правомерно отказал заявителю в выдаче запрашиваемой информации, указав, что согласно п. 1 ст. 79 НК такие сведения составляют налоговую тайну.
Вместе с тем эта информация может быть предоставлена банком по запросу суда (ст. 27 Хозяйственного процессуального кодекса РБ, ст. 121 Банковского кодекса РБ).
Пример 2
Организация предполагает заключить несколько сделок. В связи с этим она направила в налоговый орган запрос о представлении информации о выполнении налоговых обязательств предполагаемых контрагентов. Тем самым организация проявила осмотрительность и осторожность в выборе контрагентов. Налоговый орган информировал организацию о невозможности представить такие данные, поскольку в соответствии со ст. 79 НК сведения об исполнении налоговых обязательств – налоговая тайна.
Обращаем внимание, что некоторую информацию о благонадежности контрагента по сделке можно получить на основании анализа информации, которая общедоступна. Например, из ЭБД (о полученных бланках документов с определенной степенью защиты), из реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (о включении (невключении) в реестр интересующего субъекта хозяйствования) (об этом см. ниже).
Пример 3
Организация на основании подп. 1.7-1 п. 1 ст. 21 НК обратилась в налоговый орган за получением выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, пеней. Заявление организации было отправлено в электронном виде, однако не подписано электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) плательщика. Согласно Закону РБ "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность. Для подтверждения целостности и подлинности электронного документа предназначена ЭЦП. Кроме того, ЭЦП является аналогом собственноручной подписи. Поскольку заявление, направленное в налоговый орган в электронном виде, не было подписано ЭЦП, такой документ не мог быть признан подлинным и налоговый орган со ссылкой на ст. 79 НК отказал в выдаче требуемой информации.
Пример 4
Адвокат, оказывающий юридическую помощь организации на основании договора, запросил в налоговом органе сведения, составляющие налоговую тайну, необходимые ему для представления интересов организации в суде, со ссылкой на ст. 17 Закона РБ "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь". С учетом норм ст. 79 НК и Положения № 1149 запрошенные сведения были представлены налоговым органом.
Одним из основных прав плательщиков, закрепленных НК, является право требовать соблюдения налоговой тайны
НК закреплено за плательщиком право требовать соблюдения налоговой тайны (подп. 1.9 п. 1 ст. 21 НК). Такое право обеспечивается обязанностью налоговых органов и их должностных лиц соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (подп. 1.11 п. 1 ст. 82 НК). То есть кроме того, что налоговая тайна не подлежит разглашению, сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Так, все сведения о плательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе признают налоговой тайной (если иное не установлено НК) (ст. 65 НК).
Источниками информации, составляющей налоговую тайну, могут быть:
– плательщики (иные обязанные лица), исполняющие обязанности и осуществляющие права, предусмотренные ст. 21, 22 НК;
– налоговые органы при осуществлении налогового контроля;
– государственные органы, банки, организации и физические лица, предоставляющие налоговому органу сведения о плательщике (ином обязанном лице) в силу требования НК или по собственной инициативе;
– контролирующие, правоохранительные и иные органы в порядке обмена в рамках международного сотрудничества.
Информацию (сведения) о плательщиках содержат:
I. Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) (далее – Госреестр).
Госреестр содержит значительный объем информации (сведений) о плательщиках. Положение о нем утверждено постановлением Совета Министров РБ от 04.03.2004 № 230 (далее – Положение № 230).
Указанный реестр налоговый орган формирует на основании сведений, представляемых регистрирующими органами:
– при государственной регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
– постановке на учет отдельных плательщиков на основании их заявления.
Перечень содержащихся в Госреестре сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) определен п. 7 Положения и касается юридических лиц РБ (подп. 7.1), иностранных и международных организаций, в т.ч. не являющихся юридическими лицами (подп. 7.2), простых товариществ (участников договора о совместной деятельности) (подп. 7.3), хозяйственных групп (подп. 7.4), доверительных управляющих (подп. 7.5), физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов (подп. 7.6), филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц РБ, имеющих отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений (подп. 7.7).
Важно! Сведения о плательщиках (иных обязанных лицах), содержащиеся в Госреестре, являются налоговой тайной, если иное не установлено в ст. 79 НК (п. 6 Положения № 230).
II. Электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД), базы, реестры, регистры, системы.
Помимо обозначенного Госреестра налоговые органы наполняют (ведут, имеют доступ, являются пользователями), в частности, следующие банки данных (базы, регистры, системы):
1) ЭБД – совокупность баз данных об изготовленных, оприходованных, отгруженных, реализованных, возвращенных неиспользованных, недействительных, погашенных бланках документов и документах с определенной степенью защиты и печатной продукции, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в ЭБД, и систему управления этими базами, согласно постановлению Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912;
2) электронный реестр.
Указанный реестр – это электронный банк данных, содержащий обновляемую на основании сведений налоговых и таможенных органов информацию об учетном номере плательщика, наименовании юридического лица, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, в отношении которых приняты решения о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам, дате приостановления (отмены приостановления) операций по счетам юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Электронный реестр также содержит сведения о наименовании органа, принявшего решение о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), дате и времени помещения в электронный реестр информации о юридических лицах (индивидуальных предпринимателях), в отношении которых приняты указанные решения, в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 02.02.2009 № 141;
3) интегрированная автоматизированная система контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь;
4) банк данных регистрационной информации о правонарушениях;
5) удаленный доступ к единому государственному регистру недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в соответствии с постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 105 "О некоторых вопросах передачи сведений и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь";
6) удаленный доступ к республиканской базе данных автоматизированной информационной системы "ГАИ-Центр" по выделенному каналу связи (МНС), с использованием собственной сети передачи данных (инспекции МНС) (о зарегистрированных транспортных средствах).
Важно! С 1 января 2013 г. подлежит ведению реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (Указ Президента РБ от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" (далее – Указ № 488)).
III. Сведения, получаемые налоговыми органами от государственных органов (организаций).
Налоговые органы получают от государственных органов (организаций) в соответствии с НК следующую информацию:
– полученную от плательщиков по таможенному делу, передаваемую таможенными органами согласно п. 3 ст. 83 НК;
– содержащуюся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, предоставляемую государственным унитарным предприятием "Национальное кадастровое агентство" Госкомимущества (территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);
– о ценных бумагах (сведения о собственниках – физических лицах, осуществивших отчуждение ценных бумаг в результате гражданско-правовых сделок, а также физических лицах, владеющих ценными бумагами, общая номинальная стоимость которых превышает 15 000 базовых величин (БВ)), предоставляемых депозитариями;
– нотариальном удостоверении права на наследство и договоров отчуждения (дарения, мены, купли-продажи, ренты), сообщаемую государственными нотариальными конторами и частными нотариусами;
– воздушных и морских судах, судахвнутреннего плавания, судах плавания "река – море", предоставляемую Минтранса, Государственным учреждением "Белорусская инспекция речного судоходства";
– колесных тракторах и самоходных машинах, предоставляемую государственными инспекциями по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода.
IV. Дела плательщиков по месту их постановки на налоговый учет.
Кроме того, значительный объем информации (сведений) о плательщиках находится в делах плательщиков по месту их постановки на учет (юридическое, учетное дело, дело проверок (при его наличии), дело физического лица), которые формируются на основе информации, получаемой из налоговых деклараций (расчетов), при проведении проверок, мониторинга, мероприятий, запросов и др.
Важно! Весь обозначенный массив информации, который аккумулируется в налоговых органах, защищается в режиме налоговой тайны (с учетом требований НК).
В отношении сведений об имуществе физических лиц предусмотрен особый порядок их предоставления
Сведения, составляющие налоговую тайну, могут быть разглашены налоговыми органами другим лицам (пользователям):
– либо по запросу, направляемому в налоговый орган;
– либо на основании соглашения об информационном обмене, заключенного между пользователем и налоговым органом.
Справочно: вышеизложенное определено Положением о порядке хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 16.09.2004 № 1149 (далее – Положение № 1149).
Основанием для рассмотрения запроса либо для заключения соглашения об информационном обмене является ссылка на нормы законодательных актов РБ, устанавливающих право пользователя на получение сведений, необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей. Обоснованием (мотивом) запроса либо заключения соглашения об информационном обмене является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных законодательными актами РБ обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемые сведения, составляющие налоговую тайну.
Важно! Особый порядок в отношении сведений об имущественном положении физических лиц установлен Инструкцией о порядке ведения в налоговых органах Республики Беларусь делопроизводства по документам, содержащим информацию об имущественном положении физических лиц, утвержденной постановлением МНС РБ от 19.11.2007 № 105.
Сведения об имущественном положении физических лиц составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению (п. 30 указанной Инструкции).
В дополнение к вышеуказанному отметим, что некоторые сведения, имеющиеся у налоговых органов, являются открытыми и могут быть получены посредством Интернета либо на основании обращения. Например:
– общедоступная информация из ЭБД предоставляется посредством Интернета на сайте Нацбанка либо инспекциями МНС и организациями, осуществляющими реализацию бланков, в порядке, установленном п. 2.29 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156;
– сведения, содержащиеся в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте МНС в глобальной компьютерной сети Интернет (подп. 1.2 п. 1 Указа № 488).
Пример 5
Организация заключила договор аренды недвижимости с физическим лицом. На основании п. 1 ст. 184 НК в этом случае плательщиком налога на недвижимость признается организация-арендатор. Налоговая база налога на недвижимость в отношении объекта недвижимости (здания), взятого организацией в аренду у физического лица, определяется исходя из стоимости такого объекта (здания), указанной в договоре аренды (п. 2 ст. 187 НК). В связи с отсутствием указания на стоимость здания в договоре аренды организация обратилась в налоговый орган за получением информации о такой стоимости в целях исчисления налога на недвижимость. Налоговый орган со ссылкой на ст. 79 НК отказал в выдаче требуемой информации.
За утрату документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений законодательством предусмотрена ответственность
По общему правилу для привлечения лица к ответственности необходимы следующие условия:
– наличие причиненного ущерба;
– противоправность поведения причинителя ущерба;
– вина лица в причинении ущерба;
– наличие причинной связи между противоправным деянием (действиями или бездействием) и наступившим результатом.
Что касается ответственности за собственно нарушение режима налоговой тайны, то утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную законодательством (п. 4 ст. 79 НК). В связи с этим важным является понимание "разглашения" сведений, составляющих налоговую тайну. НК не определяет понятия "разглашение налоговой тайны". В юридической литературе предлагается понимать под разглашением налоговой тайны передачу другому (третьему) лицу сведений, ее составляющих, а также несоблюдение режима хранения и доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, вследствие чего сведения стали известны третьему лицу*. К таковым не относятся лица, перечисленные в п. 5 Положения № 1149.
__________________________
* Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Комментарий к Налоговому кодексу РФ. – М., 2001. – С. 642.
Если же сведения, составляющие налоговую тайну, стали известны другим, а не перечисленным выше лицам, то налицо разглашение налоговой тайны.
Статьей 22.13 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность за умышленное разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая или иная тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если это деяние не влечет уголовной ответственности. За нарушение указанной статьи предусмотрен штраф в размере от 4 до 20 БВ.
При этом деяния, содержащие признаки данного правонарушения, влекут административную ответственность лишь при наличии требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП).