1. Зависит ли расчет затрат на технадзор (услуги инженерной организации) от источников финансирования?
Не зависит.
Инструкция по определению сметной стоимости строительстваи составлению сметной документации, утвержденная постановлением Минcтройархитектуры РБ от 03.12.2007 № 25 (далее – Инструкция № 25), обязательна для применения организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков РБ под гарантии Правительства (п. 2 Инструкции № 25).
При передаче функций заказчика инженерной организации стоимость услуг инженерная организация формирует самостоятельно в пределах норм затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом (п. 6 Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 10.05.2011 № 18, далее – Инструкция № 18).
Справочно: набор оказываемых услуг, который входит в компетенцию инженерной организации, должен соответствовать нормам Инструкции № 18.
Обращаем внимание, что инженерные услуги в строительстве оказываются инженером (инженерной организацией) в соответствии с договором об оказании инженерных услуг. Согласия подрядчиков на заключение такого договора не требуется (п. 5 Инструкции № 18).
Договор должен содержать указания конкретного объема услуг и перечень функций, подлежащих выполнению инженерной организацией, договорную цену услуг, порядок сдачи-приемки оказанных услуг, порядок расчетов и источники финансирования и т.д. (п. 6 Инструкции № 18).
Таким образом, каких-либо дополнительных норм либо условий для расчета затрат на технадзор при определенных источниках финансирования законодательством не определено.
2. Вправе ли заказчик изменять расценки в сметной документации, прошедшей государственную, вневедомственную экспертизу?
Вправе при соблюдении определенных условий.
Решение о применении норм и расценок в соответствии с принятыми проектными решениями, составом работ и применяемыми материалами принимает разработчик проектно-сметной документации. При составлении сметной документации проектная организация несет ответственность за правильность применения расценок в соответствии с проектом (п. 2 Разъяснения по отдельным сметным вопросам, РНТЦ от 26.02.2003 № 06-298).
Для определения стоимости выполняемых работ должны применяться расценки, состав работ которых соответствует технологии выполняемых работ с учетом конструктивного решения. Допускается использование расценок "применительно" в случае, если технология выполняемых работ совпадает с составом работ применяемой расценки с Корректировкой материальных ресурсов согласно проекту. В случае невозможности применения существующих расценок разрабатываются и утверждаются в составе проектно-сметной документации индивидуальные единичные расценки.
Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы производятся на основании утвержденной проектно-сметной документации и условий, оговоренных в договоре подряда.
В случае если на стадии производства работ приказами Минстройархитектуры вводятся в действие новые нормативы, то в соответствии с приказом Минстройархитектуры РБ от 24.03.2011 № 87 по строящимся объектам уточнение сметной стоимости строительства производит проектная организация по заданию заказчика на объемы работ, подлежащие выполнению после введения новых нормативов. Стоимость работ, выполненных и оплаченных до ввода в действие новых нормативов, корректировке не подлежит.
Изменения в сметную документацию, прошедшую государственную вневедомственную экспертизу, может вносить разработчик на основании задания заказчика в случае, если изменения связаны с введением в действие новых нормативных документов или же вызваны уточнениями и дополнениями технических решений, выявленными в процессе ведения авторского надзора за строительством (п. 4.8 СНБ 1.03.02-96 "Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве").
3. Организация уплачивает государственную пошлину за выдачу органами Государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта.
Можно ли данный вид расходов отнести на увеличение стоимости объекта строительства?
Да, необходимо отнести на увеличение стоимости объекта строительства.
К затратам, не предусматриваемым сводным сметным расчетом, относят затраты, невключаемые в сводный сметный расчет, но увеличивающие учетную стоимость объекта строительства, в частности государственная пошлина за выдачу органами государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности (п. 7 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10).
Государственную пошлину за выдачу органами государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности уплачивают исходя из фактической стоимости строительно-монтажных работ по объекту, определенной на дату обращения за выдачей указанного заключения (п. 9 ст. 267 Налогового кодекса РБ, далее – НК).
Размер госпошлины за выдачу органами Государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности (кроме объектов, финансируемых из бюджета) составляет 0,15 % фактической стоимости строительно-монтажных работ по этому объекту (п. 94 приложения 22 НК).
Исчисление госпошлины, связанное с использованием различных источников финансирования строительства, разъяснено в письме Минфина РБ от 05.10.2010 № 05-1-16/15379. В соответствии с указанным письмом, в случае если финансирование строительства объекта осуществляется за счет разных источников, уплата государственной пошлины за выдачу органами государственного строительного надзора заключения должна осуществляться пропорционально за счет соответствующего источника финансирования строительно-монтажных работ: средств застройщиков и бюджетных средств. При условии финансирования строительства только за счет средств бюджета уплата данной пошлины не производится.