По договору перевозки белорусская транспортная организация должна загрузить груз в Минске и доставить его в Сербию.
После помещения отправителем груза под таможенную процедуру экспорта водитель обратился в Минскую региональную таможню за размещением транспортного средства международной перевозки и открытием книжки МДП для следования груза до внешнего участка таможенной границы Евразийского экономического союза. Однако перевозчику было предложено открыть книжку МДП в месте убытия – в пункте пропуска на белорусско-украинском участке границы.
Правомерен ли отказ должностных лиц таможенного органа в открытии книжки МДП в ведомственном пункте таможенного оформления?
Правомерен.
Должностные лица таможенного органа действовали на основании решения ГТК Республики Беларусь, которым определено следующее.
С 18 марта 2020 г. до особого распоряжения не требуется размещение в зоне таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
Размещение в зонах таможенного контроля транспортных средств, перевозящих товары, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, будет производиться в исключительных случаях – на основании требований таможенного органа для целей проведения таможенного контроля в рамках системы управления рисками. Такое решение принято в рамках принятия мер по предотвращению распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, и в целях минимизации контакта должностных лиц таможен с субъектами внешнеэкономической деятельности.
По общему правилу оформление книжки МДП должно производиться в соответствии с нормами Инструкции о порядке использования, заполнения и изъятия книжки МДП, утвержденной постановлением ГТК Республики Беларусь от 31.10.2012 № 33 (далее – Инструкция).
При перевозке товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, книжка МДП должна быть открыта на основании обращения водителя перевозчика таможенным органом Республики Беларусь в месте убытия на белорусско-украинском участке границы (п. 9 Инструкции).
Справочно: применение книжки МДП регламентировано Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)».
Книжка МДП применяется к оформлению в государстве отправления и служит документом контроля в государствах отправления, транзита и назначения. Помимо того, что книжка является документом, обеспечивающим уплату таможенных платежей, она еще выступает в качестве транзитной декларации в отношении товаров, следуемых по процедуре таможенного транзита |*|. Иными словами, она является единым транзитным документом, посредством которого выполняются международные транзитные операции и осуществляется контроль таможенных органов за доставкой грузов в каждом государстве, на территории которого осуществляются операции МДП.