Вступило в силу со 2 декабря 2017 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14 апреля 2017 г. № 14
О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги),
используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве
и содержании автомобильных дорог общего пользования
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь
23.11.2017, рег. № 8/32546
(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.12.2017, 8/32546)
<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
На основании подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», подпункта 5.9 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 985 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Инструкцию о порядке установления и применения неизменной цены на строительство автомобильных дорог общего пользования собственными силами организаций государственного дорожного хозяйства;
Инструкцию о порядке установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), используемые (выполняемые, оказываемые) при содержании автомобильных дорог общего пользования.
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Первый заместитель Министра А.Н. Авраменко
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства
транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь
14.04.2017 № 14
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке установления и применения неизменной цены на строительство автомобильных дорог общего пользования собственными силами организаций государственного дорожного хозяйства
1. Настоящая Инструкция определяет порядок установления и применения неизменной цены на работы по строительству автомобильных дорог общего пользования (далее – автомобильные дороги), выполняемые собственными силами организаций государственного дорожного хозяйства – владельцев этих дорог, без заключения договора строительного подряда, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов.
2. Для целей настоящей Инструкции используются термины и их определения, содержащиеся в Законе Республики Беларусь от 2 декабря 1994 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., № 5, ст. 31; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 83, 2/975), а также следующие термины и их определения:
исполнитель работ – структурное подразделение владельца автомобильной дороги, выполняющее работы по строительству автомобильных дорог без заключения договора строительного подряда;
цена владельца автомобильной дороги – стартовая цена работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), предложенная владельцем автомобильной дороги;
цена предложения исполнителя работ – цена исполнителя работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), рассчитанная на основании проектной, в том числе сметной, документации исполнителем работ;
неизменная цена – цена, определяемая по результатам рассмотрения цены предложения исполнителя работ и утвержденная приказом владельца автомобильной дороги;
стоимость – денежное выражение выполняемых работ, определяемое на основе цен, тарифов за единицу ресурса, сформированных в установленном порядке с учетом их количества;
фактическая стоимость выполненных работ – фактические затраты на выполнение работ в соответствии с данными бухгалтерского учета исполнителя работ с добавлением рентабельности, предельный норматив которой установлен пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2016 г. № 763 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 марта 2016 г. № 116» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.09.2016, 5/42682), предусмотренной исполнителем работ в цене предложения исполнителя работ, на основании которой сформирована неизменная цена;
общереспубликанские нормативы расхода ресурсов – нормативы расхода ресурсов, разработанные уполномоченными организациями органов государственного управления;
ведомственные нормативы расхода ресурсов – разработанные уполномоченными организациями и утвержденные соответствующим республиканским органом государственного управления по согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;
производственные нормативы расхода ресурсов – утверждаемые организацией и согласованные с владельцем автомобильной дороги нормативы расхода ресурсов, разрабатываемые с учетом требований технических нормативных правовых актов, применяемых в строительстве, проектных решений, а также условий деятельности конкретной организации.
3. Цена владельца автомобильной дороги формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации, учитывающей текущие цены на ресурсы, нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов (далее – ОХР и ОПР) и плановую прибыль, утвержденные в установленном порядке, с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной владельцем автомобильной дороги в задании на проектирование.
В случае, если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет от шести до двадцати четырех месяцев, цена владельца автомобильной дороги пересчитывается на фактическую дату начала строительства этого объекта путем применения прогнозных индексов цен в строительстве* с разбивкой по месяцам (далее – помесячные прогнозные индексы цен в строительстве) с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с графиком производства работ.
__________________________
* Прогнозные индексы цен в строительстве – среднегодовые прогнозные индексы в строительстве, устанавливаемые Министерством экономики Республики Беларусь.
Если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет более двадцати четырех месяцев, сметная документация подлежит пересчету с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ). Если сметная документация проходила государственную экспертизу, то необходимо ее повторное прохождение в установленном порядке.
4. Цена предложения исполнителя работ формируется на основании предоставляемой владельцем автомобильной дороги проектной, в том числе сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов согласно приложению 1, и учитывает данные исполнителя работ (планируемые условия производства работ, наличие дорожно-строительной техники на предприятии, обеспеченность материальными ресурсами и другое).
В случае отсутствия общереспубликанских и ведомственных нормативов для расчета цены предложения применяются производственные нормативы расхода ресурсов, разработанные на основании технических нормативных правовых актов с учетом проектных решений, условий производства работ данной организации и других условий и утверждаемые владельцем автомобильной дороги.
Расчет цены предложения исполнителя работ является обязательным.
График строительства (производства работ) разрабатывается исполнителем работ согласно приложению 2 и не должен превышать сроки строительства, определенные проектной, в том числе сметной, документацией. Превышение допускается в исключительных случаях, по объективным причинам.
5. Цена предложения исполнителя работ определяется на дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанную владельцем автомобильной дороги, с применением помесячных прогнозных индексов цен в строительстве, с учетом нормативной продолжительности строительства, предельного норматива рентабельности, налогов и отчислений в соответствии с законодательством.
6. Цена владельца автомобильной дороги и цена предложения исполнителя работ определяются без учета стоимости оборудования и разработки проектной документации.
7. Цена предложения исполнителя работ определяется ресурсным методом – путем применения к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов, средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном и стоимостном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве, по формуле (1)
где Цп – цена предложения исполнителя работ;
Прin – нормативная потребность в i-м ресурсе (i-й укрупненной группе ресурсов) в n-м месяце;
Цi – средневзвешенные и (или) действующие (текущие) цены, тарифы i-го ресурса (i-й укрупненной группы ресурсов), применяемые в дорожной деятельности;
Р – предельный норматив рентабельности, установленный пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2016 г. № 763;
Н – налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и другие налоги и отчисления в доходы соответствующих бюджетов, размер которых определяется в соответствии с законодательством;
Iпр – прогнозный индекс, применяемый исполнителем работ, учитывающий изменение цен в строительстве в n-м месяце, рассчитываемый по формуле (2)
где Ii – помесячный прогнозный индекс цен в строительстве;
Сi – помесячная стоимость работ согласно графику строительства (производства работ).
Цены на материалы, изделия и конструкции, тарифы на выполнение (оказание) отдельных видов работ (услуг) могут также приниматься на основании данных организаций по предварительно согласованной их стоимости, с которыми исполнитель работ планирует взаимодействовать при строительстве объекта, либо по данным мониторинга.
Цены на материалы собственного производства, а также передаваемые между структурными подразделениями одного юридического лица определяются по плановой или фактической себестоимости. Стоимость асфальтобетонных, складируемых органоминеральных, литых смесей, черного щебня с учетом рентабельности, предельный норматив которой установлен пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2016 г. № 763, не должна превышать предельной цены аналогичного материала, приведенного в отраслевой нормативной базе текущих цен.
При формировании цены предложения исполнителя работ информация о текущих ценах на строительные материалы, машино-часа машин и механизмов может использоваться из республиканской и отраслевой нормативной базы текущих цен на ресурсы.
Стоимость эксплуатации машин и механизмов может приниматься на основании прямых затрат в составе планово-расчетных цен машино-часа эксплуатации дорожных машин и механизмов, согласованных в установленном порядке.
8. Неизменная цена на строительство объекта определяется на основании цены предложения исполнителя работ, утверждается владельцем автомобильной дороги с оформлением протокола согласования неизменной цены на строительство, являющегося приложением к приказу владельца автомобильной дороги, согласно приложению 3 и является неизменной до завершения строительства, за исключением случаев, установленных в пункте 10 настоящей Инструкции.
9. Стоимость строительных и иных специальных монтажных работ между исполнителем работ и привлеченным подрядчиком при условии заключения договора строительного подряда определяется в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 131, 5/34789).
10. Неизменная цена корректируется при строительстве объектов в случаях изменения:
проектной документации в установленном порядке по инициативе владельца автомобильной дороги;
налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
помесячных прогнозных индексов цен в строительстве;
сроков строительства, предусмотренных приказом владельца автомобильной дороги, по причине несвоевременного финансирования строительства;
стоимости эксплуатации машин и механизмов, когда фактическое время работы машин и механизмов за весь период производства работ меньше нормативного времени, учтенного неизменной ценой, более чем на 30 процентов.
11. Для подтверждения объемов и стоимости выполненных работ оформляются следующие документы: ведомости выполненных собственными силами строительных и иных специальных монтажных работ по форме Д-2а или Д-2б согласно приложениям 4 и 5, справка о стоимости выполненных собственными силами работ и затратах согласно приложению 6.
Дополнительно, по требованию представителя службы технического надзора, предоставляется расшифровка формы Д-2б и иная информация.
Исполнитель работ до приемки объекта в эксплуатацию должен предоставить сводную ведомость потребности машин и механизмов согласно приложению 7. В случае, если фактическое время работы машин и механизмов меньше нормативного времени, учтенного неизменной ценой, более чем на 30 процентов, производится пересчет затрат с последующим включением в ведомость выполненных работ.
12. Снижение фактической стоимости выполненных исполнителем работ по отношению к неизменной цене, сформированной в соответствии с настоящей Инструкцией, является экономией исполнителя работ и относится на финансовые результаты его деятельности при условии достижения потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией. В этом случае исполнитель работ сохраняет право на оплату работ согласно неизменной цене, предусмотренной приказом владельца автомобильной дороги.
Экономия исполнителя работ в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью исполнителя работ может быть получена в результате:
изменения способов производства работ, применения в процессе строительства (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными неизменной ценой при условии соблюдения проектных характеристик по потребительским и эксплуатационным качествам объекта;
снижения в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, иных расходов исполнителя работ по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой, в случае, если иное не предусмотрено в приказе (протоколе) согласования неизменной цены владельцем автомобильной дороги;
снижения стоимости работ, выполненных субподрядными организациями, по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой;
завершения строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в срок, меньший нормативного срока строительства объекта;
принятия исполнителем работ иных мер.
13. В случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных в проектной документации, стоимость дополнительных работ определяется разработчиком проектной документации на основании трехстороннего акта, подписанного владельцем автомобильной дороги, исполнителем работ и разработчиком проектной документации, и отражается в ведомости выполненных собственными силами строительных и иных специальных монтажных работ согласно приложению 4.
Условия выполнения и оплаты за выполненные дополнительные работы предусматриваются в приказе (протоколе) владельца автомобильной дороги.
<…>
Приложение 3
к Инструкции о порядке
установления и применения
неизменной цены на строительство
автомобильных дорог общего
пользования собственными силами
организаций государственного
дорожного хозяйства
<…>
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства
транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь
14.04.2017 № 14
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), используемые (выполняемые, оказываемые) при содержании автомобильных дорог общего пользования
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Инструкция определяет порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), используемые (выполняемые, оказываемые) при содержании автомобильных дорог общего пользования (далее – автомобильные дороги) собственными силами организаций государственного дорожного хозяйства – владельцев этих дорог, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.
2. Для целей настоящей Инструкции используются термины и их определения, содержащиеся в Законе Республики Беларусь от 2 декабря 1994 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., № 5, ст. 31; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 83, 2/975), а также следующие термины и их определения:
содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию нормативного технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
исполнитель работ – структурное подразделение владельца автомобильной дороги, выполняющее работы по содержанию автомобильных дорог;
технический надзор за содержанием автомобильных дорог – часть производственного процесса содержания автомобильных дорог по контролю за соответствием эксплуатационного состояния и качества содержания автомобильных дорог и выполняемых на них работ требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;
представитель технического надзора – должностное лицо, осуществляющее функции технического надзора за работами по содержанию автомобильных дорог;
нормативы расхода ресурсов – нормативы, устанавливающие расход ресурсов в натуральном выражении, и нормативы, определяемые в процентном выражении, в том числе нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов (далее – ОХР и ОПР), плановой прибыли, транспортных расходов в отдельных случаях, утвержденные в установленном порядке;
стоимость – денежное выражение выполняемых работ, определяемое на основе цен, тарифов за единицу ресурса, сформированных в установленном порядке с учетом их количества;
ОХР и ОПР – сумма средств для возмещения расходов исполнителю работ, связанных с созданием общих условий производства, его организацией, управлением и обслуживанием, нормируемых в процентах от соответствующих статей, принятых в качестве базы для их определения;
плановая прибыль – прибыль от выполнения работ по содержанию автомобильных дорог, нормируемая в процентах от соответствующих статей, принятых в качестве базы для ее определения;
предельный норматив рентабельности – устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах;
республиканская нормативная база текущих цен на ресурсы (далее – республиканская база) – максимально полная информация о ресурсах, используемых при строительстве, и ценах на них, сформированная республиканским унитарным предприятием «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве»;
отраслевая нормативная база текущих цен на ресурсы (далее – отраслевая база) – составная часть республиканской базы, содержащая информацию об утвержденных в установленном порядке ценах на ресурсы, используемые при строительстве, содержании автомобильных дорог;
понижающий коэффициент – значение, которое применяется к количеству ресурса для его уменьшения при условиях, определенных нормативными правовыми актами;
расчетный месяц – месяц выполнения работ по содержанию автомобильных дорог.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
3. Для определения стоимости работ по содержанию автомобильных дорог составляется следующая документация:
ведомость выполненных работ по содержанию автомобильной дороги (далее – ведомость выполненных работ) согласно приложению 1;
справка о стоимости выполненных работ и затрат по содержанию автомобильных дорог согласно приложению 2;
ведомость стоимости материалов по содержанию автомобильной дороги согласно приложению 3;
ведомость стоимости эксплуатации машин и механизмов по содержанию автомобильной дороги согласно приложению 4;
ведомость фактического уровня выполнения норм по содержанию автомобильной дороги согласно приложению 5;
калькуляция транспортных расходов на 1 тонну материалов, изделий, конструкций согласно приложению 6;
калькуляция стоимости материалов, изделий, конструкций и транспортных затрат согласно приложению 7.
Ведомость выполненных работ включает в себя ресурсы, цены на которые определяются в порядке, установленном пунктами 4–21 настоящей Инструкции.
4. Цена одного человеко-часа определяется по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь (далее – Белстат) о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог» (без учета данных по г. Минску) на период, предшествующий расчетному месяцу, в среднем по республике и нормативному рабочему времени 170 часов в месяц. Данная средняя заработная плата принимается как заработная плата рабочего третьего разряда с последующим пересчетом на основании межразрядных коэффициентов и доводится ежемесячно в составе отраслевой базы.
5. Цена одного машино-часа определяется расчетным путем в ценах расчетного месяца с выделением заработной платы машинистов. Стоимость одного машино-часа, включаемая в ведомость выполненных работ, может приниматься по данным отраслевой базы или по ценам, утвержденным в установленном порядке.
6. Стоимость материалов, изделий и конструкций (далее, если не указано иное, – материалы) определяется по ценам приобретения, подтвержденным бухгалтерскими документами, но не выше цены аналогичного материала без учета налога на добавленную стоимость (далее – НДС), приведенной в отраслевой базе соответствующего периода. При отсутствии материала в отраслевой базе – не выше цены аналогичного материала, приведенной в республиканской базе. Допускается включение в ведомость выполненных работ материалов по фактической цене, если их общая стоимость с учетом фактических транспортных затрат не превышает стоимость аналогичных материалов, приведенную в отраслевой базе, с учетом оптимальных транспортных затрат, что должно подтверждаться сравнительным анализом.
Материалы, приобретенные за счет целевых авансов, включаются в ведомость выполненных работ по фактическим ценам, подтвержденным бухгалтерскими данными, но не выше цены аналогичного материала без учета НДС, приведенной в отраслевой базе на месяц произведенной закупки.
Цена на продукцию собственного производства и доработку материалов исполнителем работ в ведомость выполненных работ включается по плановой или фактической себестоимости. При этом цена с учетом рентабельности, предельный норматив которой установлен пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2016 г. № 763 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 марта 2016 г. № 116» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.09.2016, 5/42682), не должна превышать цену аналогичного материала, приведенного в отраслевой базе на месяц составления калькуляции, а на асфальтобетонные, складируемые органоминеральные, литые смеси, черный щебень – не выше предельной цены аналогичного материала, приведенного в отраслевой базе. Передача данных материалов между структурными подразделениями одного юридического лица производится по плановой или фактической себестоимости.
Цена на материал, определенная по результатам процедуры закупки в соответствии с законодательством, согласованная с владельцем автомобильных дорог, включается в ведомость выполненных работ с подтверждением документов бухгалтерского учета. В случае, когда проведение процедуры закупки не является обязательным, экономическая целесообразность закупки должна подтверждаться данными анализа цен на аналогичную продукцию.
Цена противогололедного материала определяется на основании нормативов расхода ресурсов для каждой технологической площадки по калькуляции стоимости приготовления противогололедного материала согласно приложению 8, составленной в месяце приготовления данного материала. Стоимость материалов (концентрат минеральный – галит, песок, антислеживатель), используемых для приготовления противогололедного материала, определяется по фактическим ценам на момент закупки (заготовки), подтвержденным документами бухгалтерского учета, но не выше цены на данный материал, приведенной в отраслевой базе на аналогичный период. Транспортные затраты по доставке галита, песка к месту приготовления противогололедного материала определяются на основании калькуляции транспортных расходов на момент закупки (заготовки) материала.
В месяце производства работ по россыпи противогололедного материала учитывается и его приготовление в соответствии с объемом использованного материала.
Материалы и изделия, полученные от разборки, учитываются по акту оприходования материалов, полученных от разборки. Цены на материалы от разборки или попутной добычи, непригодные для повторного использования, при наличии возможности их реализации определяются по ценам на аналогичные отходы с учетом годности к использованию или по ценам возможной реализации и отражаются в составе возвратных сумм. В случае невозможности использования и реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается.
7. Транспортные затраты по доставке дорожно-строительных материалов на объект:
7.1. транспортные затраты по доставке бетонных и железобетонных изделий и конструкций, нерудных материалов, материалов из шлака, смесей (бетонных, цементных, асфальтобетонных, песчано-гравийных и других смесей), битумных дорожных эмульсий определяются по калькуляции транспортных расходов на 1 тонну материалов, изделий, конструкций согласно приложению 6 и калькуляции стоимости материалов, изделий, конструкций и транспортных затрат согласно приложению 7 с учетом заготовительно-складских расходов, затрат на тару, упаковку и реквизит по следующей формуле:
Тз = Тp + Ртур + Рзср, (1)
где Тз – транспортные затраты на единицу измерения материала, руб.;
Тр – транспортные расходы на единицу измерения материала с учетом его веса, руб. (по формуле 2);
Ртур – расходы на тару, упаковку и реквизит на единицу измерения материала, руб.;
Рзср – заготовительно-складские расходы на единицу измерения материала, руб.
Транспортные расходы на единицу измерения материала с учетом его веса определяются по следующей формуле:
Тр = Тр1 × W, (2)
где Тр – транспортные расходы на единицу измерения материала с учетом его веса, руб. (по формуле 2);
Тр1 – транспортные расходы на 1 тонну материала, руб. (по формуле 3);
W – вес единицы измерения (брутто), т.
Транспортные расходы на 1 тонну материала рассчитываются по калькуляции транспортных расходов на 1 тонну материалов, изделий, конструкций согласно приложению 6 с учетом конкретных поставщиков, условий поставки груза (материалов), оптимальной транспортной схемы, видов транспорта, расходов на перевозку груза железнодорожным, автомобильным транспортом, расходов на производство погрузочно-разгрузочных работ и прочих транспортных расходов по следующей формуле:
Тр1 = Тржд + Травто + Тпог/раз + Трпр, (3)
где Тр1 – транспортные расходы на 1 тонну материала, руб. (по формуле 3);
Тржд – расходы по перевозке 1 тонны груза по железной дороге, руб. (по формуле 4 или 5);
Травто – расходы по перевозке 1 тонны груза автомобильным транспортом, руб.;
Тпог/разг – расходы по погрузочно-разгрузочным работам на 1 тонно-операцию при перегрузке строительных грузов (материалов) из одного вида транспорта в другой, руб. (по формуле 6);
Трпр – прочие транспортные расходы при перевозке 1 тонны груза, руб.;
7.2. расходы по перевозке 1 тонны груза автомобильным транспортом с отпускной ценой франко-транспортное средство (далее – ФТС) определяются по тарифам, приведенным в отраслевой базе, с учетом расстояния перевозки, типа подвижного состава, наименования и класса груза, условий перевозок на расчетный месяц.
Отраслевая база содержит:
тарифы на перевозку строительных грузов автомобилями-самосвалами, легко отделяющихся от кузова (работающими вне карьера);
тарифы на перевозку строительных грузов (кроме массовых навалочных, перевозимых автомобилями-самосвалами);
тарифы на перевозку бетонных смесей, растворов, асфальтобетонных смесей и других масс автомобилями-самосвалами;
тарифы за пользование грузовыми автомобилями исходя из покилометрового расчета.
Тарифы на перевозку грузов учитывают затраты, связанные с простоем автомобильного транспорта в пунктах погрузки и выгрузки в пределах установленных норм, порожний пробег между пунктами разгрузки и погрузки при следовании за грузом, а также нулевой пробег от местоположения автотранспортного предприятия до пункта первой погрузки и порожний пробег от пункта последней разгрузки до автотранспортного предприятия;
7.3. расходы по перевозке 1 тонны груза железнодорожным транспортом рассчитываются исходя из платы за перевозку, определенной по тарифам, установленным в соответствии с Инструкцией о порядке установления и применения тарифов на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран – участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 23 апреля 2013 г. № 26 «О тарифах на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран – участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.07.2013, 8/27582).
Затраты на перевозку зависят от условий поставки груза (материала) с отпускной ценой ФТС и франко-вагон станция отправления (далее – ФВСО).
Стоимость затрат по перевозке 1 тонны груза железнодорожным транспортом на условиях поставки груза (материала) с отпускной ценой ФТС определяется по следующей формуле:
Тржд = Спу/о + Спогр + Спржд + Спу/н, (4)
где Тржд – стоимость затрат по перевозке 1 тонны груза железнодорожным транспортом, руб.;
Спу/о – расходы по подаче и уборке вагонов под погрузку материалов на станциях отправления, руб.;
Спогр – расходы по погрузке в вагоны, руб. (только для продукции щебеночного завода «Глушкевичи» коммунального проектно-ремонтно-строительного унитарного предприятия «Гомельоблдорстрой»);
Спржд – расходы по перевозке материалов за тарифное расстояние по железной дороге, руб.;
Спу/н – расходы по подаче и уборке вагонов под разгрузку материалов на станции назначения, руб.
Стоимость затрат по перевозке 1 тонны груза железнодорожным транспортом на условиях поставки груза (материала) с отпускной ценой ФВСО определяется по следующей формуле:
Тржд = Спржд + Спу/о, (5)
где Тржд – стоимость затрат по перевозке 1 тонны груза железнодорожным транспортом, руб.;
Спржд – расходы по перевозке материалов за тарифное расстояние по железной дороге, руб.;
Спу/о – расходы по подаче и уборке вагонов под погрузку материалов на станциях отправления, руб.
Расходы по подаче и уборке вагонов под погрузку материалов на станциях отправления (Спу/о) и под разгрузку материалов на станциях назначения (Спу/н) определяются расчетом по данным таблицы 32 приложения к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 23 апреля 2013 г. № 26 «О тарифах на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран – участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.07.2013, 8/27582; 01.07.2016, 8/31061).
При этом принимаются во внимание число поданных и убранных вагонов в среднем за сутки, расстояния подачи и уборки вагонов в оба конца под погрузку материалов на станциях отправления и под разгрузку материалов на станциях назначения. Расчетная стоимость расходов по подаче и уборке вагонов на 1 тонну груза ежемесячно приводится в отраслевой базе.
Затраты на перевозку грузов железнодорожным транспортом (Спржд) от станции отправления до станции назначения определяются с учетом:
тарифного расстояния перевозки, определяемого в соответствии с пунктами 20–22 Инструкции о порядке установления и применения тарифов на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран – участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки;
наименования груза и его тарифного класса;
типа (рода) железнодорожного вагона, его принадлежности;
оптимальной (расчетной) нормы загрузки вагона и др.
Тарифные схемы для расчета платы за перевозку грузов в зависимости от типа (рода) вагонов, их принадлежности определяются согласно приложению 3 к Инструкции о порядке установления и применения тарифов на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран – участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 23 апреля 2013 г. № 26 «О тарифах на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран – участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.07.2013, 8/27582). Оптимальная норма загрузки универсальных вагонов (крытые, полувагоны) и специализированных вагонов (думпкары, хопперы, цистерны, кроме цистерн для наливных грузов) для расчета затрат на одну тонну груза соответствует технической грузоподъемности (г/п). Норма загрузки платформ для перевозки навалочных грузов, цистерн для нефтепродуктов принята по минимальной весовой норме в соответствии с перечнем позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, утвержденной решением 20 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств, с указанием тарифных классов грузов и минимальных весовых норм загрузки универсальных вагонов согласно приложению 1 к Инструкции о порядке установления и применения тарифов на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран – участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 23 апреля 2013 г. № 26 «О тарифах на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран – участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.07.2013, 8/27582).
Для определения затрат по перевозке бетонных и железобетонных изделий и конструкций используются нормы загрузки универсальных вагонов (крытых, платформ, полувагонов) согласно приложению 9 в соответствии с данными заводов-изготовителей (поставщиков). При перевозке грузов, отсутствующих в приложении 9, норма загрузки вагонов определяется по наименованию груза, близкого по значению. На вновь выпускаемые строительные материалы, изделия и конструкции разрешается учитывать транспортные расходы по фактическим условиям загрузки вагонов (крытых, платформ, полувагонов).
Для нерудных материалов, материалов из шлака, сборных бетонных и железобетонных изделий и конструкций, галита используется схема отправки грузов в универсальных вагонах (крытые, платформы, полувагоны) железной дороги. Для битума и минерального порошка используется схема отправки грузов в специализированных вагонах железной дороги.
Затраты по погрузочно-разгрузочным работам (Тпог/разг) на 1 тонно-операцию при перегрузке строительных грузов (материалов) из одного вида транспорта в другой определяются на основании прейскурантов цен (тарифов) отделений Белорусской железной дороги на расчетный месяц по следующей формуле:
Тпог/разг = Спогр + Сразгр, (6)
где Тпог/разг – расходы по погрузочно-разгрузочным работам на 1 тонно-операцию при перегрузке строительных грузов (материалов) из одного вида транспорта в другой, руб. (по формуле 6);
Спогр – стоимость затрат по погрузочным работам 1 тонны груза;
Сразгр – стоимость затрат по разгрузочным работам 1 тонны груза.
Стоимость погрузочных работ при отпуске продукции со склада поставщика учтена в отпускных ценах на материалы, а стоимость разгрузочных работ на строительном объекте учтена в нормативах расхода ресурсов в натуральном выражении;
7.4. прочие транспортные расходы (перевозка грузов водным транспортом, дополнительная перегрузка материалов, грузов и другие) включаются в калькуляцию транспортных расходов.
Расходы на тару, упаковку и реквизит учитываются при перевозке сборных бетонных, железобетонных изделий и конструкций железнодорожным и автомобильным транспортом, кроме специализированного. Стоимость затрат на тару, упаковку и реквизит рассчитывается в среднем по группам сборных бетонных, железобетонных изделий и конструкций и приводится в отраслевой базе.
Цена материалов, используемых для изготовления тары, упаковки, реквизита, принимается по данным республиканской базы.
При перевозке автомобильным транспортом, кроме специализированного, нормы расхода на тару, упаковку и реквизит учитываются в размере 30 процентов от стоимости затрат на тару, упаковку и реквизит при перевозке железнодорожным транспортом.
Заготовительно-складские расходы с учетом налогов, приходящихся на заготовительно-складскую деятельность, для строительных материалов определяются в размере 2,24 процента (на металлоконструкции – 0,84 процента) от суммы затрат, включающих цену на материалы, расходы на тару, упаковку и реквизит и транспортные расходы, без учета НДС.
Отраслевая база содержит информацию о стоимости следующих затрат, определяемых расчетным путем:
по погрузочно-разгрузочным работам 1 тонны груза;
по подаче и уборке вагонов под разгрузку материалов, изделий и конструкций на станциях назначения в расчете на 1 тонну груза;
по подаче и уборке вагонов под погрузку материалов, изделий и конструкций на станциях отправления в расчете на 1 тонну груза;
на тару, упаковку и реквизит при перевозке бетонных и железобетонных изделий и конструкций железнодорожным транспортом 1 тонны груза.
Для материалов, по которым не составляется калькуляция транспортных затрат, транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, определяются по процентной норме от стоимости материалов, которые составляют:
металлические конструкции и изделия – 2,87;
материалы для электромонтажных и специальных работ – 2,44;
материалы для строительных работ общего назначения – 5,00;
изделия и конструкции железобетонные – 14,17;
смеси товарные – 32,43;
изделия из легкого бетона – 11,45;
трубы и детали трубопроводные, за исключением железобетонных труб, – 4,19.
Стоимость транспортировки 1 тонны грунта и мусора определяется с учетом расстояния перевозки по тарифам на перевозку автомобилями-самосвалами строительных грузов, легко отделяющихся от кузова (работающими вне карьера), приведенных в отраслевой базе на расчетный месяц.
8. ОХР и ОПР определяются по утвержденной в установленном порядке процентной норме от суммы заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе машино-часа машин и механизмов. Нормативная трудоемкость работ, учтенная ОПР и ОХР, определяется по следующей формуле:
ТОХРиОПР = МОХРиОПР × 0,001, (7)
где ТОХРиОПР – нормативная трудоемкость работ, человеко-часов;
МОХРиОПР – сумма ОХР и ОПР, руб.;
0,001 – коэффициент перехода от суммы ОХР и ОПР в рублях к трудоемкости в человеко-часах.
Нормы ОХР и ОПР, коэффициент перехода к трудоемкости могут пересматриваться в установленном порядке.
9. Стоимость выполненных работ по каждой автомобильной дороге (участку) корректируется в случае неустранения замечаний представителя технического надзора путем применения понижающего коэффициента, учитывающего удельный вес премии за производственные результаты в составе заработной платы за предыдущий период.
Исполнитель работ должен предоставить ведомость фактического уровня выполнения норм по содержанию автомобильной дороги согласно приложению 5, которая проверяется представителем технического надзора. В случае, если фактическое время работы машин и механизмов меньше нормативного времени, учтенного в ведомости выполненных работ более чем на 30 процентов, производится пересчет затрат с последующим включением в ведомость выполненных работ.
10. Дополнительные расходы при производстве работ по содержанию автомобильных дорог в зимнее время (за исключением работ, связанных с зимним содержанием) определяются по нормам в процентах от суммы заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе машино-часа машин и механизмов. Перечень нормативов расхода ресурсов для определения дополнительных затрат при производстве работ по содержанию автомобильных дорог в зимнее время определяется согласно приложению 10.
Продолжительность расчетного зимнего периода составляет для:
Брестской области – с 20 ноября по 15 марта;
Витебской области – с 10 ноября по 30 марта;
Гомельской области – с 20 ноября по 20 марта;
Гродненской области – с 20 ноября по 15 марта;
Минской области – с 15 ноября по 25 марта;
Могилевской области – с 15 ноября по 25 марта.
Если часть выполненных работ относится к теплому периоду, сумму дополнительных расходов, исчисленную на полный объем работ, следует умножать на отношение числа рабочих зимних дней к общему числу рабочих дней за весь период работы.
11. Средства на возмещение затрат по дежурству машин и механизмов при зимнем содержании автомобильных дорог определяются расчетом затрат по дежурству машин и механизмов при зимнем содержании автомобильных дорог согласно приложению 11 на основании графика и журнала дежурств по соответствующим машинам и механизмам, ежемесячно визируемого представителем технического надзора. Размер затрат определяется произведением заработной платы машинистов на фактическое количество машино-часов дежурства машин и механизмов за вычетом времени выезда для производства строительно-монтажных работ за расчетный месяц.
12. Средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, определяются в размере, установленном законодательством, от суммы заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе машино-часа машин и механизмов и средств на возмещение затрат по дежурству машин и механизмов в зимнее время в соответствии с пунктом 11 настоящей Инструкции.
13. Средства, связанные с разъездным характером работ, определяются исходя из нормативной трудоемкости выполненных работ по содержанию автомобильной дороги и компенсируются в размере, не превышающем размера норм, установленных законодательством.
14. Средства на возмещение затрат по перевозке рабочих автомобильным транспортом включаются в ведомость выполненных работ, когда местонахождение организации, выполняющей данные работы, находится на расстоянии более 3 километров от места производства работ, а городской или пригородный транспорт не обеспечивает перевозку. При перевозке рабочих собственным автомобильным транспортом величина затрат определяется на основании тарифов на соответствующий вид транспорта.
Тарифы рассчитываются при повременной системе оплаты на две единицы измерения транспортной работы: на 1 час использования и 1 километр пробега подвижного состава.
При формировании тарифов на перевозку рабочих затраты группируются по следующим статьям:
на 1 час использования:
заработная плата водителей;
отчисления от заработной платы;
амортизация основных средств;
затраты по содержанию мастерской и гаража (пропорционально нормативному времени работы всего парка машин, содержащихся в организации);
на 1 километр пробега подвижного состава:
заработная плата ремонтных рабочих;
отчисления от заработной платы;
стоимость топлива;
затраты на восстановление автомобильных шин;
материальные затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
стоимость смазочных материалов.
Расчет амортизации основных средств и времени работы всего парка машин организации производится исходя из годового фонда рабочего времени, утверждаемого в соответствии с законодательством.
Затраты на содержание мастерской и гаража принимаются по данным бухгалтерского учета в среднем за предыдущий год.
Стоимость топлива, смазочных материалов, автомобильных шин, тарифная ставка водителя принимаются по фактическим данным организации на момент расчета.
Количество рабочих определяется исходя из нормативной трудоемкости выполняемых ими работ, учтенной нормативами расхода ресурсов. Фактическая трудоемкость выполненных работ по содержанию автомобильных дорог не должна превышать нормативную трудоемкость. Количество перевозок подтверждается представителем технического надзора на основании журнала производства работ.
Расстояние перевозки определяется до середины обслуживаемого участка дороги, подтвержденное представителем технического надзора. Расчет затрат по перевозке рабочих подтверждается представителем технического надзора и подписывается руководителем организации.
15. Средства на содержание дежурно-диспетчерской службы определяются путем калькулирования фактических расходов в установленном порядке без учета налогов, уплачиваемых из выручки. При этом численность работников дежурно-диспетчерской службы определяется в соответствии с нормативами по расчету численности руководителей и специалистов производственных подразделений. Расчет данных затрат подтверждается руководителем организации.
16. В ведомость выполненных работ включается рентабельность, предельный норматив которой установлен пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2016 г. № 763 и определяется от суммы затрат, предусмотренных пунктами 4–8, 10, 12, 13 настоящей Инструкции.
17. Затраты, связанные с содержанием и обслуживанием системы мониторинга технологического транспорта, платой за расход электроэнергии, потребляемой энергопотребителями при содержании автомобильной дороги, включаются в ведомость выполненных работ по фактической стоимости на основании бухгалтерской справки, подписанной руководителем организации.
18. Затраты, связанные с оплатой за проезд по платным дорогам машин, механизмов и транспортных средств, выполняющих работы по содержанию автомобильных дорог, включаются в ведомость выполненных работ по фактическим данным (за месяц, предшествующий расчетному) на основании бухгалтерской справки, подписанной руководителем организации.
19. Налоги и иные обязательные платежи учитываются в ведомости выполненных работ в размерах и порядке согласно законодательству.
20. В ведомости выполненных работ учитываются затраты по охране и содержанию территорий материальных ценностей 2-й группы в соответствии с документами бухгалтерского учета.
21. При определении стоимости выполненных работ по содержанию автомобильных дорог в ведомости выполненных работ могут учитываться и другие затраты, определенные в иных нормативных правовых актах, подтвержденные владельцем автомобильной дороги и представителем технического надзора.
22. Предельный норматив затрат владельца автомобильной дороги, связанных с выполнением соответствующих функций, определяется в размере 1,006 процента от стоимости выполненных работ по содержанию автомобильных дорог, рассчитанной без учета налогов. Дополнительно начисляются налоги и иные обязательные платежи в размерах и порядке согласно законодательству.
23. Норматив затрат на осуществление технического надзора за содержанием автомобильных дорог определяется в размере 1,230 процента от стоимости выполненных работ по содержанию автомобильных дорог, рассчитанный без учета налогов. Дополнительно начисляются налоги и иные обязательные платежи в размерах и порядке согласно законодательству.
24. Работы по содержанию средств технологической связи осуществляются на основании графика проведения регламентных работ. Объемы выполненных работ определяются в соответствии с журналом производства работ.
Стоимость работ по содержанию средств технологической связи определяется на основании калькуляции стоимости выполненных работ по содержанию средств технологической связи согласно приложению 12 в следующем порядке:
заработная плата основного производственного персонала определяется исходя из цены одного человеко-часа по данным Белстата о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Прочая деятельность в области телекоммуникаций» на период, предшествующий расчетному месяцу, в среднем по республике и нормативному рабочему времени 170 часов в месяц. Данная средняя заработная плата принимается как заработная плата рабочего четвертого разряда с последующим пересчетом на основании межразрядных коэффициентов с учетом нормативной трудоемкости;
стоимость материальных ресурсов подтверждается документами бухгалтерского учета;
прочие затраты (средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, с разъездным характером работ, на возмещение затрат по перевозке рабочих автомобильным транспортом) определяются в соответствии с пунктами 12–14 настоящей Инструкции.
Расчет командировочных затрат работников по техническому обслуживанию средств технологической связи производится в соответствии с законодательством согласно приложению 13.
Затраты, связанные с оплатой за проезд по платным автомобильным дорогам, определяются в соответствии с пунктом 18 настоящей Инструкции.
Расстояние перевозки рабочих определяется по фактическим данным с подтверждением бухгалтерскими документами.
ОХР и ОПР определяются по утвержденной в установленном порядке процентной норме от заработной платы основного производственного персонала.
Плановая прибыль определяется по утвержденной в установленном порядке процентной норме от суммы затрат, предусмотренных пунктами 1–3, подпунктом 4.1 пункта 4, пунктом 5 приложения 12.
Нормы ОХР и ОПР, плановой прибыли могут пересматриваться в установленном порядке.
Налоги и иные обязательные платежи учитываются в размерах и порядке согласно законодательству.
Исполнитель работ предоставляет ежемесячно владельцу автомобильных дорог следующую документацию:
калькуляцию стоимости выполненных работ по содержанию средств технологической связи согласно приложению 12;
расчет трудозатрат на техническое обслуживание средств технологической связи согласно приложению 14;
справку стоимости выполненных работ и затрат по содержанию средств технологической связи согласно приложению 15;
акт стоимости выполненных работ по содержанию средств технологической связи согласно приложению 16;
ведомость стоимости материалов по содержанию средств технологической связи согласно приложению 17;
документы, подтверждающие фактические трудозатраты рабочих при выполнении работ по содержанию средств технологической связи;
копии путевых листов, командировочных удостоверений, данные GPS-навигации контроля работы автотранспорта;
акты, протоколы контрольных измерений и освидетельствований, проведенных при выполнении работ по содержанию средств технологической связи;
копии товарно-транспортных накладных на материалы, применяемые при выполнении работ по содержанию средств технологической связи.
<…>