Вступает в силу с 7 июля 2018 г.
О внесении изменений и дополнений в постановление
Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка
Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь
04.01.2018, рег. № 5/44649
(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2018, 5/44649)
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь» и статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 80, 5/34128; 2012 г., № 29, 5/35346; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 5/36436; 15.12.2012, 5/36614; 14.08.2013, 5/37666; 23.05.2014, 5/38883; 24.06.2015, 5/40689; 26.09.2015, 5/41083; 23.04.2016, 5/41989; 14.09.2016, 5/42587; 08.03.2017, 5/43431; 01.08.2017, 5/44009) следующие изменения и дополнения:
1.1. пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр.»;
1.2. в пункте 2:
в подпункте 2.2:
после слов «с 1 июля 2012 г.» дополнить словами «по 30 июня 2018 г.»;
слова «, с 1 июля 2018 г. – со встроенным кассовым оборудованием с установленным средством контроля налоговых органов либо со средством контроля налоговых органов» исключить;
дополнить подпункт частью второй следующего содержания:
«Юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2018 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов с установленным средством контроля налоговых органов либо со встроенным кассовым суммирующим аппаратом с установленным средством контроля налоговых органов;»;
в подпункте 2.3:
часть первую после слова «данных» дополнить словами «системы контроля торговых автоматов и системы контроля кассового оборудования»;
в части второй слова «кассового оборудования» заменить словами «кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин»;
в подпункте 2.5:
слова «кассового оборудования*», «которого» и «его» заменить соответственно словами «кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин*», «которых» и «их»;
подстрочное примечание изложить в следующей редакции:
«______________________________
* Для целей настоящего постановления под выпуском в обращение кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин понимается реализация кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин на территории Республики Беларусь или передача их иным способом потребителям, за исключением кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин, находящихся в установленном порядке в пользовании у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.»;
в абзаце первом части первой и абзаце первом части второй подпункта 2.6 слова «банковских платежных карточек с применением кассового оборудования» заменить словами «денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин»;
подпункт 2.7 исключить;
1.3. Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Министерству по налогам и сборам и Государственному комитету по стандартизации в четырехмесячный срок:
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;
принять иные меры по реализации настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением пункта 2, вступающего в силу после официального опубликования настоящего постановления.
|
УТВЕРЖДЕНО Постановление |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек (в том числе авансовых платежей, задатка и наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, принимаемых в качестве залога) (далее, если не установлено иное, – прием денежных средств) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр.
Действие настоящего Положения распространяется на юридические лица, в том числе филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленного подразделения, и индивидуальных предпринимателей (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Действие настоящего Положения не распространяется на Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации при осуществлении ими банковских операций и операций с памятными банкнотами, памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законными платежными средствами Республики Беларусь.
2. Для целей настоящего Положения используются термины, имеющие следующие значения:
автоматический электронный аппарат, торговый автомат – электронно-механический или электронный автоматический аппарат, обладающий функциями автоматической продажи (выдачи товаров, выполнения работ, оказания услуг без участия продавца), оснащенный одним или несколькими устройствами для приема наличных денежных средств;
Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), – перечень сведений о разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь моделях (модификациях) кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин, а также специальных компьютерных систем, используемых при проведении электронных интерактивных игр. Ведение Государственного реестра осуществляется Государственным комитетом по стандартизации;
дифференцированный учет – автоматизированный учет, предусматривающий наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах;
кассовое оборудование – кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром, билетопечатающая машина, специальная компьютерная система, программная касса;
платежный документ – документ, формируемый кассовым оборудованием, в том числе находящимся в составе другого оборудования (в составе автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов), специальной компьютерной кассовой системой (далее – СККС) и (или) платежным терминалом, подтверждающий прием денежных средств;
программная касса – специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения кассовых операций при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
программная кассовая система – комплекс, включающий программные кассы, программно-аппаратные средства оператора программной кассовой системы и иные элементы, предназначенные для учета кассовых операций и взаимодействия с системой контроля кассового оборудования;
проездной документ (билет) – документ, удостоверяющий заключение договора перевозки и подтверждающий оплату за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа;
система контроля кассового оборудования (далее – СККО) – программно-аппаратный комплекс, взаимодействующий с кассовым оборудованием с установленным средством контроля налоговых органов и программными кассовыми системами, обеспечивающий учет, сбор, хранение, обработку и предоставление информации о кассовых операциях;
средство контроля – рельефные голограммы на самоклеящейся основе, предназначенные для установки на кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, билетопечатающие машины;
средство контроля налоговых органов – специальное электронное устройство для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных СККО;
центр технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин (далее – центр технического обслуживания) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие договор с производителем (поставщиком) кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту этого оборудования.
3. При осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса денежные средства принимаются от участников азартных игр для участия в таких играх с использованием СККС. Функционирование СККС осуществляется в порядке, установленном законодательством.
4. При приеме денежных средств кассир:
проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств;
выдает покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги);
помещает полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (далее – ящик для денег).
Не допускается хранить в ящике для денег наличные денежные средства, не учтенные через кассовое оборудование, кроме полученных перед началом работы (смены) для расходных операций и отраженных в порядке, установленном настоящим Положением.
Прием денежных средств осуществляется с использованием:
кассового суммирующего аппарата, в том числе совмещенного с таксометром, билетопечатающей машины в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром, билетопечатающую машину (далее – эксплуатационная документация);
программной кассы в соответствии с руководством пользователя на программную кассу (далее – руководство пользователя).
При оплате товара (работы, услуги) посредством подарочного сертификата, абонемента, иного документа на предъявителя, удостоверяющего право лица, его представившего, на получение товаров (работ, услуг) на сумму, эквивалентную номиналу этого документа, расчеты проводятся с использованием кассового оборудования с указанием признаков такой оплаты.
В случае ошибок, допущенных кассиром при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого платежного документа запрещается. В конце рабочего дня (смены) составляется реестр ошибочно сформированных платежных документов кассового оборудования по форме согласно приложению 1, к которому прилагаются ошибочно сформированные платежные документы.
5. На кассовом суммирующем аппарате, в том числе совмещенном с таксометром, билетопечатающей машине с установленным средством контроля налоговых органов, а также на программной кассе кассир выполняет:
в начале рабочего дня (после открытия смены) операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег;
при изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег;
при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), операцию регистрации факта возврата денежных средств;
в случае допущенных ошибок при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе операцию по регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа.
6. По окончании рабочего дня (смены), а также по требованию должностного лица контролирующего (надзорного) органа на момент проведения проверки кассир выводит в соответствии с эксплуатационной документацией, руководством пользователя:
суточный (сменный) отчет (Z-отчет);
контрольную ленту – для кассового суммирующего аппарата, в том числе совмещенного с таксометром, билетопечатающей машины с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно.
Требования, указанные в части первой настоящего пункта, не распространяются на кассовый суммирующий аппарат, встраиваемый в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы.
Требование о выводе контрольной ленты не распространяется на кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром, билетопечатающую машину с установленным средством контроля налоговых органов.
7. Суточные (сменные) отчеты (Z-отчеты), контрольные ленты хранятся в течение 12 месяцев со дня их формирования.
8. В случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО, юридические лица и индивидуальные предприниматели не позднее следующего рабочего дня уведомляют об этом республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
9. В случае обнаружения неисправности кассового оборудования или повреждения установленного средства контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели прекращают его использование.
Кассир оформляет окончание работы (смены) в порядке, установленном в пункте 6 настоящего Положения. При невозможности снятия суточного (сменного) отчета (Z-отчета) производится запись в книге кассира о неисправности кассового оборудования и сумме денежных средств, принятых с использованием этого кассового оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности. В случае, когда книга кассира не ведется, составляется акт о неисправности кассового оборудования, в котором указывается сумма денежных средств, принятых с использованием этого кассового оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности.
10. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 квадратных метров и более, используют кассовый суммирующий аппарат или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах.
Дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАССОВЫХ СУММИРУЮЩИХ АППАРАТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ СОВМЕЩЕННЫХ С ТАКСОМЕТРОМ, БИЛЕТОПЕЧАТАЮЩИХ МАШИН
11. Юридические лица и индивидуальные предприниматели используют кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром, билетопечатающую машину (далее, если не установлено иное, – кассовый аппарат), модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре, при условии установки на них средств контроля.
Средство контроля устанавливается на кассовый аппарат юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь кассовых аппаратов либо их техническое обслуживание и ремонт.
Образцы средств контроля, предназначенных для установки на кассовые аппараты, а также порядок их использования и учета утверждаются Министерством по налогам и сборам по согласованию с Государственным комитетом по стандартизации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие кассовые аппараты, обеспечивают сохранность и целостность средств контроля, установленных на них.
Модель (модификация) кассового аппарата, соответствующая требованиям для установки средства контроля налоговых органов, используется в период ее нахождения в Государственном реестре.
12. Кассовый аппарат, за исключением кассового аппарата с установленным средством контроля налоговых органов, до его использования подлежит регистрации в налоговом органе в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам, и используется в течение 6 лет с даты его первой регистрации.
13. Кассовый аппарат подлежит техническому обслуживанию и ремонту в центрах технического обслуживания.
Техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата осуществляются центром технического обслуживания, с которым заключен соответствующий договор.
Данный договор заключается до регистрации кассового аппарата в налоговом органе либо до заключения гражданско-правового договора с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» на установку средства контроля налоговых органов.
14. Использование кассового аппарата осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией, которая должна находиться в месте установки кассового аппарата.
Требование, указанное в части первой настоящего пункта, не распространяется на кассовые аппараты:
встраиваемые в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы;
используемые в автобусах, выполняющих пригородные, междугородные, международные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, и автобусах с максимальной массой не более 5000 килограммов, выполняющих городские перевозки пассажиров в регулярном экспрессном сообщении;
используемые в автомобилях-такси;
используемые при продаже проездных документов (билетов) государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
используемые при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место.
15. Юридические лица и индивидуальные предприниматели устанавливают кассовый аппарат в местах, доступных для визуального просмотра покупателем (потребителем) информации индикатора потребителя кассового аппарата (при его наличии), отображающего сумму денежных средств, проведенную по кассовому аппарату. Кассовый аппарат, не имеющий индикатора потребителя, устанавливается таким образом, чтобы обеспечивался визуальный просмотр самого кассового аппарата. Непосредственно место установки кассового аппарата определяется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, использующими его.
Требование об установке кассового аппарата в местах, указанных в части первой настоящего пункта, не распространяется на кассовые аппараты, используемые операторами почтовой связи и электросвязи, в объектах общественного питания, технологическими регламентами которых предусмотрено обслуживание потребителя за столиком.
16. На каждую единицу кассового аппарата ведется книга кассира по форме согласно приложению 2, наличие которой должно быть обеспечено в месте установки кассового аппарата.
Требование, указанное в части первой настоящего пункта, не распространяется на кассовые аппараты:
с установленным средством контроля налоговых органов;
встраиваемые в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы;
используемые в своей деятельности индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Требование о наличии книги кассира в месте установки кассового аппарата не распространяется на кассовые аппараты, используемые:
в автобусах, выполняющих пригородные, междугородные, международные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, и автобусах с максимальной массой не более 5000 килограммов, выполняющих городские перевозки пассажиров в регулярном экспрессном сообщении;
в автомобилях-такси;
при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место.
Книга кассира предназначена для записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым аппаратом, в дни его использования и должна быть прошнурована, пронумерована, заверена подписями руководителя юридического лица, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, подписью индивидуального предпринимателя.
Записи в книге кассира осуществляются в дни использования кассового аппарата в хронологическом порядке, без помарок и на основании показаний кассового аппарата и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения.
В начале рабочего дня (смены) производится запись даты, показаний нарастающего оборота кассового аппарата на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы (смены) для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполняются остальные реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира.
Внесение в книгу кассира исправлений осуществляется путем зачеркивания ошибочных записей и надписи правильных записей, которые заверяются подписью уполномоченного лица.
Допускается ведение книги кассира с помощью программно-технических средств при условии обеспечения заполнения всех реквизитов, предусмотренных в форме книги кассира. При этом листы книги кассира формируются в виде выходной формы «Вкладной лист книги кассира». В последней выходной форме «Вкладной лист книги кассира» за каждый месяц должно быть напечатано общее количество листов книги кассира за каждый месяц, а в последней такой форме за календарный год – общее количество листов книги кассира за год. Нумерация листов книги кассира в выходных формах осуществляется в порядке возрастания с начала года. Выходные формы «Вкладной лист книги кассира» брошюруются в хронологическом порядке в течение года. По окончании календарного года (или по мере необходимости) общее количество листов за год заверяется подписями руководителя юридического лица, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, подписью индивидуального предпринимателя.
17. Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если:
модель (модификация) кассового аппарата не включена в Государственный реестр;
истекло 6 лет с даты первой регистрации кассового аппарата в налоговом органе, за исключением кассового аппарата с установленным средством контроля налоговых органов;
кассовый аппарат, за исключением кассового аппарата с установленным средством контроля налоговых органов, не зарегистрирован в налоговом органе юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, использующими его;
модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре;
в месте установки кассового аппарата отсутствует книга кассира, когда ее наличие в месте установки в соответствии с настоящим Положением обязательно, и (или) нарушен установленный в частях пятой и (или) шестой пункта 16 настоящего Положения порядок ее заполнения;
у кассового аппарата отсутствует средство контроля либо оно повреждено;
не заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата;
кассовый аппарат не соответствует технической документации и эталонному образцу модели (модификации) кассового аппарата, включенной в Государственный реестр. Указанное обстоятельство подтверждается актом (заключением) о результатах технического освидетельствования кассового аппарата, выданным юридическим лицом, определенным Государственным комитетом по стандартизации;
кассовый аппарат, за исключением кассового аппарата с установленным средством контроля налоговых органов, не обеспечивает работу в фискальном режиме;
кассовый аппарат не обеспечивает наличие в платежном документе информации, определенной в требованиях к кассовым аппаратам;
отсутствует средство контроля налоговых органов по истечении сроков, установленных в подпункте 2.6 пункта 2 постановления, утверждающего настоящее Положение, либо если после установки средство контроля налоговых органов неисправно или отключено;
место установки кассового аппарата с установленным средством контроля налоговых органов, наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, использующих его, не соответствуют информации, содержащейся в СККО;
в месте установки кассового аппарата отсутствует эксплуатационная документация, когда ее наличие в месте установки в соответствии с настоящим Положением обязательно;
кассовый аппарат, используемый в торговом объекте с торговой площадью 650 квадратных метров и более, не обеспечивает дифференцированный учет;
кассовый аппарат формирует платежный документ, в котором дата и время оплаты товара (работы, услуги) указаны с отклонением от астрономического времени более чем на три минуты.
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ КАСС
18. Программная касса предоставляется юридическим лицом Республики Беларусь, которое соответствует требованиям, определенным Министерством по налогам и сборам, и заключившим с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договор о представлении информации в СККО (далее – оператор программной кассовой системы), путем размещения:
на электронных устройствах пользователей программной кассы, соответствующих требованиям, предъявляемым оператором программной кассовой системы к таким электронным устройствам;
в центре обработки данных оператора программной кассовой системы.
Программная касса, размещенная в центре обработки данных оператора программной кассовой системы, используется:
в виде специализированного программного обеспечения, размещенного на вычислительных ресурсах оператора программной кассовой системы;
посредством доступа в глобальной компьютерной сети Интернет к функциям программной кассы с использованием средств идентификации.
Требования к программной кассовой системе, программной кассе, в том числе к обеспечению требуемого уровня защиты информации, а также сфера применения программных касс определяются Министерством по налогам и сборам.
Оценка оператора программной кассовой системы, программной кассовой системы и программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям проводится комиссией, создаваемой Министерством по налогам и сборам. Состав и порядок работы комиссии по оценке оператора программной кассовой системы, программной кассовой системы и программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям определяются Министерством по налогам и сборам.
Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, соответствующих определенным Министерством по налогам и сборам требованиям, размещается в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
19. При использовании программной кассы должны обеспечиваться в совокупности:
контроль целостности и подлинности платежных документов и иных документов, формируемых при выполнении кассовых операций (далее – кассовые документы), путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием технологических сертификатов открытого ключа проверки подписи, изданных центром технологических цифровых сертификатов республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»;
формирование уникального идентификатора для оформляемых кассовых документов с использованием средств криптографической защиты информации;
сквозная нумерация оформляемых кассовых документов.
20. Программная касса предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям оператором программной кассовой системы на основании заключенного договора и используется в соответствии с руководством пользователя, предоставленным оператором программной кассовой системы.
21. Юридические лица и индивидуальные предприниматели используют программную кассу после внесения сведений о ней в СККО и в соответствии со сферой применения.
22. Программная касса обеспечивает возможность совершения безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек, в том числе платежных систем «Visa», «MasterCard», «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь.
23. Платежный документ, формируемый программной кассой, содержит сведения, состав которых устанавливается в требованиях к программной кассе, определенных Министерством по налогам и сборам.
При согласии покупателя (потребителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие программную кассу, формируют и выдают покупателю (потребителю) платежный документ в электронном виде. Способ выдачи такого платежного документа определяется оператором программной кассовой системы.
24. Оператор программной кассовой системы при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг использует программную кассу, входящую в состав программной кассовой системы другого оператора программной кассовой системы, или кассовый аппарат.
25. Не допускается использование программных касс в случаях, если:
сведения о программной кассе, а также наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, использующих ее, не внесены в СККО;
используемая программная касса не соответствует сфере применения, определенной Министерством по налогам и сборам;
программная касса предоставлена юридическим лицом, не являющимся оператором программной кассовой системы;
программная касса не соответствует требованиям, определенным Министерством по налогам и сборам;
программная касса не обеспечивает формирование уникального идентификатора для оформляемых кассовых документов;
программная касса не обеспечивает наличие в платежном документе сведений, установленных в требованиях к программной кассе, определенных Министерством по налогам и сборам;
место установки программной кассы, наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, использующих ее, не соответствуют информации, содержащейся в СККО;
оператор программной кассовой системы использует при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг программную кассу, входящую в состав его программной кассовой системы;
программная касса, используемая в торговом объекте с торговой площадью 650 квадратных метров и более, не обеспечивает дифференцированный учет;
программная касса формирует платежный документ, в котором дата и время оплаты товара (работы, услуги) указаны с отклонением от астрономического времени более чем на три минуты.
26. Не допускается функционирование программных кассовых систем в случае их несоответствия требованиям, определенным Министерством по налогам и сборам.
ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ
27. Специальная компьютерная система (далее – СКС) используется для приема денежных средств в случаях, определенных актами Президента Республики Беларусь, а также при:
проведении электронных интерактивных игр организаторами электронных интерактивных игр;
оказании услуг железнодорожного транспорта по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа поездами (в том числе в прямом смешанном сообщении), а также связанных с такими перевозками продажах товаров и (или) оказании иных услуг, если стоимость таких товаров и (или) услуг включена в стоимость проездного документа (билета) или непосредственно связана с процедурой его оформления;
оказании услуг электросвязи государственными организациями, подчиненными Министерству связи и информатизации;
оказании услуг организациями автомобильного транспорта при продаже билетов на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении;
оказании услуг воздушного транспорта по перевозке пассажиров, багажа, грузов, а также при продажах товаров и (или) оказании иных услуг, если стоимость таких товаров и (или) услуг включена в стоимость проездного документа (билета), а также при оказании услуг, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов воздушным транспортом.
СКС обеспечивает:
формирование платежных документов (проездных документов (билетов);
регистрацию и накопление информации о выполненных кассовых операциях;
хранение информации о выполненных кассовых операциях в течение не менее трех лет;
целостность и сохранность информации при ее передаче, приеме, обработке, учете и хранении.
28. Платежный документ (проездной документ (билет), сформированный СКС, содержит следующую информацию:
наименование продавца;
учетный номер плательщика (УНП);
адрес места нахождения продавца;
порядковый номер платежного документа (проездного документа (билета);
дату и время проведения кассовой операции;
сумму оформляемой кассовой операции.
Суточный (сменный) отчет (Z-отчет), сформированный СКС, содержит следующую информацию:
наименование продавца;
учетный номер плательщика (УНП);
порядковый номер записи;
номер, дату и время распечатки суточного (сменного) отчета;
наименование распечатываемого документа;
сумму и количество служебных внесений наличных денежных средств;
сумму и количество служебных выдач наличных денежных средств;
сумму и количество возвратов денежных средств;
сумму и количество аннулирований денежных средств;
количество оформленных за смену (сутки) платежных документов (проездных документов (билетов);
сумму продаж по каждой форме оплаты;
итог продаж по каждой смене.
Требования частей первой и второй настоящего пункта не распространяются на СКС, используемую государственным объединением «Белорусская железная дорога» при оказании услуг, указанных в абзаце четвертом части первой пункта 27 настоящего Положения.
29. Не допускается использование СКС в иных случаях, не указанных в части первой пункта 27 настоящего Положения, а также в случаях, если:
СКС не обеспечивает наличие в платежном документе (проездном документе (билете) информации, предусмотренной в части первой пункта 28 настоящего Положения;
СКС формирует платежный документ (проездной документ (билет), в котором дата и время оплаты товара (работы, услуги) указаны с отклонением от астрономического времени более чем на три минуты.
ГЛАВА 5
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО АППАРАТА, ТОРГОВОГО АВТОМАТА
30. В автоматический электронный аппарат, торговый автомат встраивается кассовый суммирующий аппарат, модель (модификация) которого включена в Государственный реестр.
31. При продаже товаров (работ, услуг) с использованием автоматического электронного аппарата, торгового автомата со встроенным кассовым суммирующим аппаратом или с установленным средством контроля налоговых органов (далее – автомат) данным оборудованием формируется и выдается покупателю (потребителю) платежный документ (проездной документ (билет).
32. На обращенной к покупателю (потребителю) лицевой стороне автомата размещается табличка с информацией:
о модели (модификации) встроенного кассового суммирующего аппарата;
о заводском номере автомата и кассового суммирующего аппарата;
о налоговом органе, зарегистрировавшем кассовый суммирующий аппарат (требование не распространяется на кассовый суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых органов);
о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, использующем автомат (наименование, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место нахождения (место жительства), контактный телефон).
33. Не допускается использование автоматов в случаях, если:
автомат не обеспечивает учет принятых наличных денежных средств;
в автомат не встроен кассовый суммирующий аппарат или не установлено средство контроля налоговых органов либо после его установки оно неисправно или отключено;
в автомат встроен кассовый суммирующий аппарат, модель (модификация) которого не включена в Государственный реестр, и (или) кассовый суммирующий аппарат не соответствует технической документации и эталонному образцу модели (модификации) кассового суммирующего аппарата, включенного в Государственный реестр. Указанное обстоятельство подтверждается актом (заключением) о результатах технического освидетельствования кассового суммирующего аппарата, выданным юридическим лицом, определенным Государственным комитетом по стандартизации.
34. Изъятие наличных денежных средств из автоматов осуществляется не реже одного раза в семь дней.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие автоматы, при продаже товаров (работ, услуг) обеспечивают в произвольной форме раздельный учет принятых наличных денежных средств, изымаемых из автомата, в разрезе каждого автомата.
ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ПРИЕМА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ, ОКАЗАНИИ УСЛУГ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАССОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПЛАТЕЖНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
35. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях:
35.1. ремонта кассового оборудования или при временном отсутствии электроэнергии;
35.2. модернизации кассовых аппаратов для обеспечения возможности установки средства контроля налоговых органов при невозможности его замены на исправные кассовые аппараты;
35.3. осуществления розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;
35.4. осуществления розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках;
35.5. осуществления разносной торговли товарами;
35.6. продажи проездных документов, билетов, проездных, пригородных, абонементных и международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метрополитене, поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий и на железнодорожных станциях (остановочных пунктах) государственного объединения «Белорусская железная дорога», в пунктах их продажи;
35.7. оказания услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
35.8. осуществления розничной торговли лекарственными средствами медицинскими работниками государственных организаций здравоохранения или их структурных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки;
35.9. продажи в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в магазинах, павильонах и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн;
35.10. осуществления торговли предметами религиозного культа (за исключением изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней) и религиозной литературой, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, а также в иных местах, предоставленных для этих целей религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Беларусь;
35.11. оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
35.12. выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
35.13. осуществления адвокатской и нотариальной деятельности;
35.14. осуществления обучения несовершеннолетних;
35.15. оказания разовых услуг, реализации бывшего в употреблении имущества, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации;
35.16. оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену;
35.17. осуществления розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников не более трех;
35.18. осуществления страховой деятельности с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо;
35.19. оказания библиотеками услуг по выдаче литературы;
35.20. продажи (за исключением продажи в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при этом расчет за реализованную продукцию и оказанные услуги производится наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя;
35.21. оказания услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче внаем (поднаем) жилых помещений (за исключением жилых помещений в гостиницах, санаториях, домах (базах) отдыха, оздоровительных центрах (комплексах), домах охотника), садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания;
35.22. продажи товаров (за исключением их продажи в розничных торговых объектах, торговых объектах, осуществляющих оптовую продажу товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с законодательством;
35.23. эксплуатации детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машин), оснащенных одним или несколькими устройствами для приема наличных денежных средств, с выигрышем призов без денежного выигрыша;
35.24. реализации лотерейных билетов;
35.25. продажи билетов (абонементов) на посещение культурно-зрелищных мероприятий через физических лиц, осуществляющих такую продажу в соответствии с законодательством от имени организаций культуры на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров.
36. Индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении деятельности такси) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства (в том числе при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) без использования кассового оборудования в течение трех месяцев с даты их государственной регистрации.
37. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств (в том числе авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов в случаях, предусмотренных в подпунктах 35.1–35.5 (если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает одну базовую величину), 35.12, 35.14–35.17, 35.20–35.22 пункта 35 и пункте 36 настоящего Положения, оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
38. Прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, указанных в подпунктах 35.3–35.5 (если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет менее одной базовой величины), 35.6–35.11, 35.19, 35.23, 35.25 пункта 35 настоящего Положения, осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но не реже чем один раз в семь дней общей суммы выручки за рабочий день (смену), иной период, определяемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но не реже одного раза в семь дней.
39. В случаях, предусмотренных в подпунктах 35.6 и 35.11 (в части оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи) пункта 35 настоящего Положения, при отражении на бланке документа с определенной степенью защиты каждого факта приема наличных денежных средств оформление приходного кассового ордера по окончании рабочего дня (смены) не требуется.
40. В случаях, указанных в подпунктах 35.13, 35.18 и 35.24 пункта 35 настоящего Положения, при приеме наличных денежных средств покупателю (потребителю) продаются (выдаются) документы, оформленные на бланках документов с определенной степенью защиты.
41. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях, определенных в настоящей главе, при условии, если этими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не зарегистрирован в налоговом органе кассовый аппарат или не используется кассовый аппарат с установленным средством контроля налогового органа, программная касса в случаях, перечисленных в пункте 35 настоящего Положения.
⇒Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 // Гл. бухгалтер. – 2011. – № 28. – С. 12–25.