Анализ исполнения бюджета указывает на неоднозначную макроэкономическую ситуацию, сложившуюся в стране в 2010 г. С одной стороны, это относительно высокие и более существенные темпы роста ряда прогнозных показателей по сравнению с предшествующим годом и замедление инфляционных процессов. С другой – в результате опережающих темпов роста объема импорта над экспортом сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательным и составляло 7,4 млрд. долл. США. Кроме того, несмотря на превышение темпов роста объема инвестиций в основной капитал по сравнению с 2009 г. на 11,9 пункта, это было существенно ниже прогнозируемого роста.
Что касается бюджетно-налоговой политики, то в целях совершенствования налоговой системы, оптимизации состава налогов и сборов в 2010 г. отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.
Исходя из необходимости компенсации потери части объема доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов с 2010 г. ставка НДС была увеличена с 18 % до 20 %.
Формирование доходов бюджета предусматривалось исходя из прогнозных темпов роста ВВП (111,0 %), сохранения действовавших в 2009 г. условий поставки из Российской Федерации нефти и нефтепродуктов и др. Однако снижение запланированных темпов роста ВВП (на 3,4 пункта) и изменение Российской Федерацией в начале года условий торговли нефтьюи нефтепродуктами привели к снижению поступления доходов бюджета соответственно на 1,8 трлн. руб. и 5,6 трлн. руб.
Для компенсации потерь бюджета Правительство приняло меры по привлечению дополнительных поступлений в объеме 806 млрд. руб., в т.ч. 545 млрд. руб. – вследствие введения сбора за реализацию исключительного права внешней торговли (в части экспорта) минеральными или химическими калийными удобрениями.
От увеличения нормативов отчислений в инновационный фонд Минэнерго по прибыльным организациям получен дополнительный доход около 127 млрд. руб.
Изъятие в фонд национального развития части прибыли высокорентабельного РУП "Гомельтранснефть Дружба" обеспечило увеличение бюджета на 74 млрд. руб.
Повышение ставки акцизов на табачные изделия (22 %) и алкогольную продукцию (10 %) позволило получить еще 50 млрд. руб. доходов.
Дополнительные поступления в доходы бюджета обеспечило также применение нового порядка распределения ввозных таможенных пошлин между странами таможенного союза (600 млрд. руб.) и использование местными Советами депутатов права установления повышающих коэффициентов к ставкам налогов на собственность (386 млрд. руб.).
Вместе с тем в связи с необходимостью обеспечения сбалансированности республиканского бюджета по доходам и расходам и сохранения его дефицита на экономически безопасном уровне (до 3 % ВВП) Указом Президента РБ от 27.12.2010 № 679 были уточнены отдельные показатели бюджета.
С учетом внесенных изменений республиканский бюджет составил: по доходам – 29 932 млрд. руб., расходам – 34 712 млрд. руб., дефицит бюджета – 4 780 млрд. руб., или 2,9 % ВВП.
Доходы республиканского бюджета за 2010 г. были исполнены в сумме 30 270 млрд. руб., или 101,1 % к уточненному годовому плану и 98,8 % – к уровню 2009 г. (в сопоставимых условиях).
Доминирующее положение в доходах бюджета занимали налоговые доходы – 91,9 %. Поступления налоговых доходов в отчетном году сложились в сумме 27 822 млрд. руб., или 101,1 % к уточненному годовому плану.
Наиболее стабильным и значимым источником доходов бюджета был НДС. В 2010 г. на его долю приходилось 42,4 % объема налоговых доходов и 38,9 % доходов бюджета. За прошлый год в бюджет поступило 11 785 млрд. руб. НДС, или 103,4 % к уточненному годовому плану. По сравнению с 2009 г. поступления НДС увеличились на 3,6 трлн. руб. (43,7 %), что было обусловлено ростом объема ВВП (в текущих ценах на 18,6 %) и увеличением ставки налога.
Поступления акцизов в 2010 г. составили 4 349 млрд. руб. (14,4 % объема доходов бюджета и 99,1 % уточненного годового плана). По сравнению с 2009 г. данные поступления возросли на 25,1 %.
Наибольший удельный вес в структуре акцизов занимали акцизы на автомобильное топливо.По итогам прошлого года в бюджет поступило 2 508 млрд. руб., или 99,2 % к уточненному плану и 114,4 % к 2009 г.
Поступления акцизов на водку, ликероводочные изделия и спирт в 2010 г. составили 1,0 трлн. руб., или 100,1 % уточненного годового плана и 124,0 % объема предшествующего года. Увеличение платежей обеспечено как за счет повышения ставок акцизов на отдельные подакцизные товары, так и роста реализации данных товарных групп.
В 2010 г. также отмечен существенный рост поступлений в бюджет акцизов на табачные изделия (на 86,7 млрд. руб., или на 49,7 % выше уровня 2009 г.). Рост платежей по акцизам на табачные изделия был также обусловлен повышением ставок акцизов и увеличением объемов производства и реализации сигарет.
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составили 5 776 млрд. руб., или 98,5 % к уточненному годовому плану. В отчетном году на их долю приходилось 20,8 % налоговых доходов и 19,1 % доходов республиканского бюджета. Более половины этих доходов (59,0 %) обеспечено за счет ввозных таможенных пошлин.
По сравнению с 2009 г. поступления от внешнеэкономической деятельности уменьшилисьна 27,5 % (2,2 трлн. руб.), что явилось следствием отмены в силу экономической нецелесообразности с 1 февраля 2010 г. вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты (Указ Президента РБ от 14.03.2010 № 153). В результате этого в 2010 г. в республиканский бюджет поступило только 0,3 трлн. руб. вывозных таможенных пошлин, что было на 4,9 трлн. руб. меньше предшествующего года.
Уменьшение поступлений удалось частично компенсировать за счет увеличения объема ввозных таможенных пошлин в результате применения нового порядка их распределения между странами таможенного союза и дополнительными поступлениями от введения сбора за реализацию исключительного права внешней торговли (в части экспорта) минеральными или химическими калийными удобрениями.
За 2010 г. в бюджет поступило 3 329 млрд. руб. налога на прибыль, или 100,2 % к уточненному годовому плану. По сравнению с предшествующим годом поступления налога на прибыль в связи с улучшением результатов финансовохозяйственной деятельности субъектов хозяйствования увеличились на 616 млрд. руб. (23,0 %).
Объем неналоговых доходов составил 2 434 млрд. руб. (101,4 % уточненного плана). Основная часть неналоговых доходов сформирована за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 1 508 млрд. руб. (62,0 %).
В 2010 г. расходная часть республиканского бюджета профинансирована в сумме 34 282 млрд. руб., или 98,8 % к уточненному годовому плану и 108,3 % к 2009 г. (в сопоставимых условиях). При этом Минфином оплачены все предъявленные в установленном порядке платежные документы получателей бюджетных средств.
Как и прежде, бюджет сохранил свою социальную направленность: расходы на социальную сферу, равно как и национальную экономику, были приоритетным направлением бюджетно-финансовой и налоговой политики.
Анализ исполнения республиканского бюджета за 2010 г. свидетельствует, что наиболее высокий уровень исполнения расходов сложился по разделам "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации", "Социальная политика" – 99,7 %. Более низкий (ниже среднего значения) уровень исполнения плана расходов отмечен по разделам "Охрана окружающей среды" – 96,9% и "Национальная экономика" – 97,3 %.
Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета занимали ассигнования по разделу "Общегосударственная деятельность" – 41,7 %. В 2010 г. расходы по данному разделу профинансированы в сумме 14 287 млрд. руб., или 99,1 % уточненного годового плана. Основные средства направлены на финансирование подраздела "Межбюджетные трансферты", на долю которого приходилось 66,3 % расходов раздела (9 478 млрд. руб.), а исполнение уточненного годового плана составило 99,7 %. Трансферты местным бюджетам переданы в полном объеме –9 478 млрд. руб., в т.ч. дотации бюджетам регионов – 7,0 трлн. руб., целевые субвенции на реализацию важнейших госпрограмм – 2,0 трлн. руб.
Значительную долю в расходах на общегосударственную деятельность составляли подразделы "Другая общегосударственная деятельность" – 2 319 млрд. руб. (16,2 %), "Государственные органы общего назначения" – 834 млрд. руб. (5,8 %) и "Обслуживание государственного долга Республики Беларусь" – 795 млрд. руб. (5,6 %).
Расходы республиканского бюджета на национальную экономику профинансированы в сумме 8 750 млрд. руб. (25,5 % его объема). Основные расходы направлены на финансирование подраздела "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 3 484 млрд. руб. (39,8 %), или 99,4 % уточненного годового плана.
На финансирование расходов по подразделу "Топливо и энергетика" выделено 2 193 млрд. руб. (25,1 % расходов раздела) – 98,5 % уточненных годовых назначений. Около половины из выделенных средств (986 млрд. руб., или 45 % от их объема) использовано на удешевление ввозимого в Республику Беларусь углеводородного сырья, что позволило ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырский НПЗ" сохранить объемы загрузки и обеспечить поступление в республику иностранной валюты от экспорта нефтепродуктов, а также платежей в бюджет.
Финансирование расходов по разделу "Дорожное хозяйство" исполнено в сумме 1 108 млрд. руб., или 99,9 % уточненных годовых назначений. Из выделенных средств – 453 млрд. руб. (40,9 %) составили вложения на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог, 312 млрд. руб.(28,2 %) – на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.
Расходы по подразделу "Промышленность, строительство и архитектура" профинансированы в объеме 1 095 млрд. руб., или 87,3 % уточненного годового плана. Из указанных средств 526 млрд. руб. использованы на строительство и архитектуру, 264 млрд. руб. – на промышленность и 306 млрд. руб. – на реализацию прочих вопросов.
В целом расходы на социальную сферу профинансированы в объеме 6 670 млрд. руб., или 99,6 % уточненного годового плана. Выделение данных средств позволило обеспечить текущее содержание учреждений социальной сферы, укрепление их материальной базы.
На финансирование здравоохранения из средств республиканского бюджета в прошлом году выделено 1 344 млрд. руб., или 3,9 % его расходов. Около половины из выделенных средств направлены на медицинскую помощь (662 млрд. руб.). На прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты было использовано 42 млрд. руб., санитарно-эпидемиологический надзор – 14 млрд. руб., другие вопросы – 626 млрд. руб.
Расходы республиканского бюджета по разделу "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" в 2010 г. составили 578 млрд. руб., в т.ч. на физическую культуру и спорт – 183 млрд. руб., культуру – 196 млрд. руб., СМИ – 195 млрд. руб.
На финансирование расходов по разделу "Социальная политика" в прошлом году выделено 3 245 млрд. руб., или 9,5 % от объема республиканского бюджета. Одна часть этих средств в сумме 1 585 млрд. руб. направлена на выплату пенсий и пособий военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, государственной безопасности и финансовых расследований Комитета госконтроля, а также родителям и детям военнослужащих, погибших в мирное время. Другая часть средств – 1 458 млрд. руб. – использована на расходы по подразделу "Помощь в обеспечении жильем" и, в частности, на компенсацию банкам потерь, обусловленных предоставлением ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства.
Объем расходов республиканского бюджета на образование составил 1 503 млрд. руб.(4,4 % его объема), или 99,3 % уточненного годового плана. Основная часть этих средств была предназначена на вузовское и послевузовское образование – 1 048 млрд. руб. (69,7 %), а также на среднее специальное образование – 279 млрд. руб., общее среднее образование – 50 млрд. руб. и др.
В отчетном году на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечениебезопасности направлено 2 760 млрд. руб., или 8,1 % расходов бюджета и 99,6 % уточненного годового плана. Из выделенных средств расходы на содержание органов внутренних дел составили соответственно 1 244 млрд. руб. (100 %), органов и организаций уголовно-исполнительной системы – 260 млрд. руб. (98,5 %), органов пограничной службы – 257 млрд. руб. (99,6 %), органов государственной безопасности – 214 млрд. руб. (99,6 %).
Расходы по разделу "Национальная оборона" в 2010 г. исполнены в сумме 1 540 млрд. руб. (4,5 % объема бюджета), или 99,6 % уточненных плановых назначений. Основная часть средств (1 436 млрд. руб.) была направлена на финансирование расходов по подразделу "Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь".
На финансирование расходов по разделу "Охрана окружающей среды" в прошлом году выделено 243 млрд. руб., или 99,6 % от уточненного годового плана, по разделу "Жилищнокоммунальные услуги и жилищное строительство" соответственно 32 млрд. руб. и 99,2 %.
Государственный долг Республики Беларусь на начало 2011 г. составил 61,0 трлн. руб., или 37,4 % к ВВП (пороговое значение –40 % к ВВП).
В общей структуре государственного долга Республики Беларусь на внутренний государственный долг приходилось 52,4 % (32,0 трлн. руб.). С начала года он увеличился на 9,9 трлн. руб. (45,2 %).
Рост внутреннего государственного долга вызван увеличением гарантий Правительства и органов местного управления и самоуправления по кредитам, выданным банками страны, а также – выпуска ценных бумаг органами местного управления и самоуправления.
По состоянию на 1 января 2011 г. внешний государственный долг составил 9,7 млрд. долл. США (при утвержденном лимите 11 млрд. долл. США) и увеличился по отношению к началу 2010 г. на 1,8 млрд. долл. США (22,8 %).
Дефицит республиканского бюджета за 2010 г. получен в размере 4 012 млрд. руб., или 2,5 % по отношению к ВВП.