– Законом РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" (с изменениями и дополнениями);
– Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (с изменениями и дополнениями, далее – Положение № 1290);
– Положением о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.12.2006 № 1624 (далее – Положение № 1624);
– Инструкцией о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности и Инструкцией по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденными постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2002 № 52/97 (с изменениями и дополнениями, далее – соответственно Инструкция № 52/97-выдача и Инструкция № 52/97-заполнение).
Система же правового регулирования порядка обеспечения пособиями в связи со страховым случаем не настолько проста, как может показаться на первый взгляд.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЙ
Законодательным актом, регулирующим порядок обеспечения пособиями в данном случае, является Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Положение № 530).
ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ В РАЗМЕРЕ 100 % СРЕДНЕДНЕВНОГО (СРЕДНЕЧАСОВОГО) ЗАРАБОТКА РАБОТНИКА ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем назначается и выплачивается страхователем за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также приобострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, в размере 100 % его среднедневного (среднечасового) заработка,исчисляемого и выплачиваемого в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности, за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного. Такая норма установлена в п. 268 Положения № 530.
Как видим, п. 268 Положения № 530 в определенной части содержит отсылку к законодательству о пособиях по временной нетрудоспособности, т.е. к Положению № 1290.
В то же время п. 1 Положения № 1290 предусмотрено, что оно регулирует порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) и по беременности и родам, установленными Законом РБ "Об основах государственного социального страхования".
Аналогичная оговорка содержится также в подп. 6.2 п. 6 Положения № 1624, которым принятие решения о назначении пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием исключено из сферы полномочий комиссии по назначению пособий.
ПРИ ОТСУТСТВИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ ИНСТИТУТ АНАЛОГИИ ЗАКОНА
На практике возникает вопрос о том, чем следует руководствоваться при назначении, исчислении и выплате пособия по временной нетрудоспособности при профессиональном заболевании или несчастном случае на производстве.
Прежде всего, отметим, что порядок обеспечения пособиями условно можно разделить на несколько составляющих. Среди них:
– порядок назначения;
– условия назначения;
– размеры пособий;
– порядок исчисления среднего заработка;
– определение оплачиваемого периода;
– порядок выплаты.
По мнению авторов, при определении порядка обеспечения пособиями в данном случае нужно руководствоваться следующим.
Нормы Положения № 530 направлены на урегулирование всего комплекса указанных составляющих. В части определения порядка исчисления среднего заработка, исходя из которого исчисляется пособие, а также порядка его выплаты оно содержит отсылку на Положение № 1290.
Исключающая оговорка, приведенная в п. 1 Положения № 1290 (см. выше), только лишь определяет предмет правового регулирования Положения № 1290. По мнению авторов, она не содержит запрета на применение норм Положения № 1290 в силу действия актов законодательства более высокой юридической силы (Положение № 530 содержит отсылочную норму на Положение № 1290). Также она не содержит запрета на применение норм Положения № 1290 для преодоления пробелов в законодательстве, регулирующем порядок обеспечения пособиями в связи со страховым случаем (путем применения институтааналогии закона в пределах, установленных законодательством).
Инструкция № 52/97-выдача и Инструкция № 52/97-заполнение не содержат никаких исключающих оговорок, поэтому, по мнению авторов, они распространяются как на отношения в области государственного социального страхования, так и на отношения в области обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Именно эти инструкции определяют порядок выдачи, оформления и движения листка нетрудоспособности – документа, удостоверяющего временную нетрудоспособность и являющегося основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, о которых идет речь в п. 268 Положения № 530.
Главой 3 Инструкции № 52/97-заполнение достаточно полно урегулирован порядок назначения пособия.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСОБИЯМИ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В СВЯЗИ СО СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ
С учетом вышеуказанных особенностей, по мнению авторов, порядок обеспечения пособиями в связи со страховым случаем в настоящее время устанавливается следующими документами:
– Положением № 530 (применяется в соответствующей части в полном объеме);
– Положением № 1290 (в части, определяющей порядок исчисления среднего заработка, исходя из которого исчисляется пособие, а также порядок его выплаты, – применяется в полном объеме; в иной части – при необходимости преодоления пробелов в законодательстве в пределах, исключающих случаи ограничения прав и установления обязанностей застрахованного лица, страхователя или страховщика, а также в пределах правового регулирования норм Положения № 530);
– Инструкцией № 52/97-выдача и Инструкцией № 52/97-заполнение (применяются в соответствующей части в полном объеме).
ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЯ В СВЯЗИ СО СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ
Рассмотрим особенности применения названных норм законодательства по отношению к каждой из вышеуказанных составляющих порядка обеспечения пособиями.
Порядок назначения пособий
Пособие в связи со страховым случаем назначается только страхователем. Такая норма установлена п. 268 Положения № 530. Предусмотренные Положением № 1290 случаи назначения пособия органами ФСЗН или по аналогии с ними обособленными подразделениями Белгосстраха в данной ситуации не применимы.
В отличие от порядка, определенного п. 4 Положения № 1290, пособие в связи со страховым случаем назначается страхователем независимо от срока обращения за ним застрахованного лица (в течение 6 месяцев со дня окончания случая временной нетрудоспособности либо по истечении данного срока).
Несмотря на то что в п. 46 Положения № 1290 указано, что пособие в связи с травмой назначается комиссией по назначению пособий, создаваемой плательщиком, на основании подп. 6.2 п. 6 Положения № 1624 принятие решения о назначении пособия в связи со страховым случаем исключено из сферы ее полномочий.
Для назначения пособия в связи со страховым случаем комиссия не создается, т.е. такое пособие назначается фактически бухгалтерией страхователя.
Условия назначения пособия
Условия назначения пособий определены п. 268 Положения № 530: пособие в связи со страховым случаем назначается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также при обострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, без каких-либо оговорок.
Ни одно из ограничений, предусмотренных пп. 8–26 Положения № 1290, к условиям назначения пособий в связи со страховым случаем в данной ситуации не применимо.
Использование норм пп. 8–26 Положения № 1290 путем применения института аналогии закона недопустимо, поскольку это ограничивало бы права застрахованных лиц.
Например, период назначения пособия в связи со страховым случаем временным и сезонным работникам не может быть ограничен 75 календарными днями в общей сложности (п. 10 Положения № 1290), а в случае обострения заболевания или травмы, по которым установлена инвалидность, – 60 календарными днями подряд или 90 календарными днями с перерывами в календарном году (п. 25 Положения № 1290) и т.д.
Размеры пособий
Размеры пособий в связи со страховым случаем строго определены в п. 268 Положения № 530. Указанное пособие назначается в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка застрахованного лица за рабочие дни (часы) по графику его работы. Следовательно, ни одно из ограничений, предусмотренных пп. 27, 29, 30, 42 и 44 Положения № 1290, к размеру пособий в данном случае не применимо.
Например, размер пособия в связи со страховым случаем за рабочие дни по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, не может быть ограничен 80 % среднего заработка (п. 27 Положения № 1290).
Также пособие не может быть ограничено 50 % среднего заработка в случае, если причиной заболевания или травмы, повлекших временную нетрудоспособность, явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ (подп. 29.1 п. 29 Положения № 1290). В таком случае пособие не назначается вовсе. На основании п. 264 Положения № 530, если повреждение здоровья застрахованного лица произошло вследствие установленного судом умысла застрахованного лица или при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения его здоровья явилось нахождение застрахованного лица в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения, страховые выплаты не производятся.
Максимальный размер пособия в связи со страховым случаем не ограничивается 3-кратной величиной средней заработной платы рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем каждому месяцу временной нетрудоспособности, т.е. не применяется ограничение, предусмотренное п. 44 Положения № 1290.
Пособие в связи со страховым случаем никакими максимальными размерами не ограничивается и зависит только от размера среднего заработка застрахованного лица.
Порядок исчисления среднего заработка
Среднедневной (среднечасовой) заработок, исходя из которого определяется сумма пособия в связи со страховым случаем, исчисляется в соответствии с Положением № 1290.
При этом следует обратить внимание на норму п. 32 Положения № 1290. Ею предусмотрено, что в заработок для исчисления пособий включаются все виды оплаты труда, на которые на основании законодательства начисляются обязательные страховые взносы. В данном случае для начисления пособия в связи со страховым случаем в заработок для исчисления пособий нужно включать все виды оплаты труда, на которые по законодательству начисляются страховые взносы именно по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определение оплачиваемого периода
На первый взгляд может показаться, что оплачиваемый период при исчислении пособия в связи со страховым случаем также строго определен п. 268 Положения № 530, которым установлено, что пособие назначается за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного.
Однако данная норма не охватывает все случаи назначения пособия в связи со страховым случаем, которые подробно указаны в Положении № 1290. Для определения оплачиваемого периода при назначении пособия в связи со страховым случаем в отдельных ситуациях допускается применение норм Положения № 1290 по аналогии.
Так, для определения оплачиваемого периода могут применяться нормы, предусмотренные частями третьей – четвертой п. 35, частью второй п. 37, п. 38, частью третьей п. 39, частью третьей п. 40, частью второй п. 48, частью второй п. 49 Положения № 1290.
Например, при назначении пособия застрахованным лицам, выполняющим работу по гражданско-правовому договору, определить оплачиваемый период в соответствии с п. 268 Положения № 530 затруднительно, потому что отсутствует график работы. Поэтому в данном случае пособия назначаются за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности, т.е. применяется норма, указанная в п. 40 Положения № 1290.
Порядок выплаты пособий
Пособие в связи со страховым случаем выплачивается в соответствии с Положением № 1290. Напомним, что пособия выплачиваются в дни, установленные для выплаты заработной платы. В случае временной нетрудоспособности, продолжавшейся более месяца, на основании предъявленного листка нетрудоспособности может быть выплачена часть пособия (п. 51 Положения № 1290).
ПОСОБИЯ В СВЯЗИ СО СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ НЕ ОБЛАГАЮТСЯ ПОДОХОДНЫМ НАЛОГОМ
Пособия в связи со страховым случаем, являясь одним из видов страхового обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не облагаются подоходным налогом с физических лиц, в отличие от пособий по временной нетрудоспособности, обеспечиваемых за счет средств ФСЗН (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 158 и подп. 1.1 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ).
* * *
Как видим, система правового регулирования порядка обеспечения пособиями в связи со страховым случаем является довольно сложной и недостаточно полной.
По мнению авторов, разрешение всех обозначенных вопросов возможно путем внесения соответствующих норм в Положение № 1290 и п. 268 Положения № 530.