Особенности применения ст. 11.54 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) рассмотрим на конкретной ситуации.
Ситуация
В организации на момент возникновения обязанности по перечислению отчислений за I квартал 2013 г. на расчетном счете отсутствовали денежные средства, при этом в банк было помещено платежное поручение на сумму задолженности по отчислениям. В последующем с поступлением на расчетный счет денежных средств они были списаны в счет погашения задолженности перед Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд). На 1 августа 2013 г. за I и за II кварталы 2013 г. отчисления в Фонд уплачены в полном размере, однако работником Фонда 1 августа 2013 г. к организации применена административная ответственность в размере 20 % от суммы недоплаты отчислений за I квартал 2013 г.
Сразу отметим, что действия работника Фонда правомерны.
Рассмотрим эту ситуацию детально.
При применении административной ответственности, установленной ст. 11.54 КоАП, органы Фонда руководствуются Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) и КоАП, а также нормами Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты" (далее – Положение об уплате).
Обязанности плательщиков страховых взносов
Плательщики обязательных страховых взносов обязаны начислять и перечислять в полном объеме и в установленные законодательством сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд (п. 26 Положения об уплате).
– начислены обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование;
Д-т 70 – К-т 69
– удержаны обязательные страховые взносы;
Д-т 69 – К-т 51
– перечислены обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование*.
Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд является день списания денежных средств с его счета (счетов главных управлений Минфина) либо день внесения (перечисления) денежных средств в банк (организацию Минсвязи) (п. 14 Положения об уплате).
Не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд (кроме пеней) является недоимкой (п. 15 Положения об уплате). К недоимке относится также задолженность плательщика по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование и иным платежам в Фонд, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты названных взносов и иных платежей в Фонд и расходования средств Фонда, в т.ч. и при представлении плательщиком отчетности в органы Фонда по месту постановки на учет.
Неуплата или неполная уплата взносов влечет применение мер административной ответственности
Неуплата или неполная уплата в установленные Положением об уплате сроки обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование является административным правонарушением, за которое установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы взносов (ст. 11.54 КоАП).
Обращаем внимание, что указанная статья КоАП не содержит нормы, по которой не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата плательщиком обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд по причине отсутствия на его счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных поручений на перечисление платежей в Фонд в полном объеме.
Практика применения ст. 11.54 КоАП в 2010–2012 гг.
По сложившейся практике применения в 2010–2012 гг. в отношении плательщиков, которые не допускали роста задолженности по платежам в Фонд, органы Фонда не считали административным правонарушением неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов, если обязательство по платежам в Фонд не исполнено плательщиком по причине отсутствия на его счетах денежных средств, достаточных для исполнения своевременно направленных платежных поручений на перечисление сумм страховых взносов в полном объеме (например, платежное поручение на перечисление страховых взносов представлено в банк в установленный срок 2-го числа, а было оплачено полностью 3-го числа по причине недостаточности средств).
Порядок применения ст. 11.54 КоАП в 2013 г. изменен
В связи с ростом просроченной задолженности в целом по обязательным страховым взносам в 2013 г. органами Фонда при проведении проверочных мероприятий активизирована работа по применению мер административной ответственности с целью предупреждения и исключения случаев неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты обязательных платежей. Это является важнейшим условием обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий и пособий гражданам РБ. Таким образом, нарушение плательщиком срока уплаты взносов либо их уплата в неполном объеме (независимо от причин, в т.ч. и при отсутствии на счетах плательщика денежных средств) образует состав административного правонарушения.
Напомним, что размер пенсии исчисляется из фактического заработка, с которого нанимателем уплачивались обязательные страховые взносы в Фонд. В заработок для исчисления пенсии включаются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающего гражданина по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, выплаты застрахованному лицу, подлежащему обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы, на которые согласно законодательству начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы (ст. 58 Закона РБ "О пенсионном обеспечении").
Письмом Фонда от 18.07.2013 № 03-13/2025 "О применении статьи 11.54 КоАП"* областным и Минскому городскому управлениям Фонда предписано в целях усиления платежной дисциплины плательщиков, допустивших в отчетном периоде неуплату или неполную уплату в установленный срок взносов, обеспечить применение ст. 11.54 КоАП к плательщикам по итогам сдачи ими отчетности.
Исходя из вышеизложенного за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов при условии, что платежное поручение на перечисление указанных взносов представлено в банк и помещено в картотеку (без последующего отзыва), по причине отсутствия средств на расчетном счете субъекта хозяйствования органы Фонда в 2013 г. применяют административную ответственность согласно ст. 11.54 КоАП.
При наложении административного взыскания суд учитывает финансово-экономическое положение юридического лица
Заметим, что уполномоченным должностным лицам органов Фонда по ст. 11.54 КоАП предоставлено право только составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 57 ст. 3.30 ПИКоАП и постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 16.02.2007 № 24 "О предоставлении полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и утверждении формы протокола об административном правонарушении").
При наложении административного взыскания на юридическое лицо суд учитывает характер административного правонарушения, размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).