* Рекомендации по решению некоторых вопросов, возникающих в ходе проверок или по их результатам
Приоритетные направления работы органов прокуратуры
В Республике Беларусь в последнее время принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности, смещение акцентов в деятельности контролирующих органов на профилактическую работу, установление атмосферы взаимного доверия государственных органов и предпринимателей, основанного на принципах презумпции добросовестности субъектов хозяйствования, саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства в предпринимательскую деятельность: Декрет № 7 [1], НК-2019 [2], Указ № 305 [3] и др.
Органы прокуратуры непосредственным образом вовлечены в эти процессы, обеспечивая строгое исполнение требований законодательства в весьма чувствительных для бизнеса и общества в целом вопросах.
Можно выделить 3 основных направления деятельности прокуроров в сфере защиты прав предпринимателей:
1) защита законных прав и интересов предпринимателей от нарушений со стороны органов государственного управления, в т.ч. контрольных (надзорных) органов, в области уголовного преследования и правосудия;
2) защита предпринимателей от противоправных посягательств иных лиц;
3) выявление проблемных вопросов законодательного регулирования предпринимательской деятельности и меры, направленные на совершенствование законодательства.
Действия прокуроров по этим направлениям, как правило, носят комплексный характер и направлены не только на устранение конкретного нарушения, но и на исключение причин и условий, способствующих нарушениям законодательства.
Прокурорский надзор за соблюдением презумпции добросовестности субъекта хозяйствования
Указом № 376[4] и Декретом № 7 |*| закреплен принцип презумпции добросовестности субъекта хозяйствования.
Субъект хозяйствования считается добросовестно соблюдающим требования законодательства, пока не будет доказано иное. Приоритетным направлением работы контролирующих (надзорных) органов определена профилактика правонарушений, а не исключительно привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения.
Генеральным прокурором Республики Беларусь 5 февраля 2018 г. подписан приказ № 5 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».
Этим приказом прокуроры ориентированы на обеспечение строгого соблюдения законодательства всеми контролирующими органами, исключение неоправданных проверок и необоснованных мер принуждения и ответственности |*|*|.
** Информацию о применении отдельных норм Декрета № 7 на практике
Таким образом, органами прокуратуры в 2018 г.:
1) прекращена практика назначения проверок неуполномоченными должностными лицами.
По результатам прокурорских проверок в целях устранения нарушений законодательства Республики Беларусь о контрольной (надзорной) деятельности прокурорами вносятся акты надзора – требования, предписания, представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
Так, после вмешательства органов прокуратуры прекращена практика назначения проверок неуполномоченными должностными лицами ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», ГУ «Ветеринарный надзор», территориальных органов Департамента государственной инспекции труда, Госстройнадзора, Энергонадзора, незаконного привлечения к административной ответственности.
Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, незаконные постановления о наложении административных взысканий по протестам прокуроров отменены;
2) устранена практика безосновательного приостановления расходных операций по счетам плательщиков.
По результатам надзора за соблюдением законодательства в деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и налоговых органов по требованию Генеральной прокуратуры в 2018 г. была скорректирована получившая широкое распространение практика безосновательного приостановления расходных операций по счетам плательщиков при наличии даже незначтельных сумм задолженности или при краткосрочной просрочке платежей. Сегодня указанные замечания прокуратуры нашли свое отражение в новой редакции НК-2019.
С 2019 г. ст. 56 «Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам» НК-2019 предусматривает, что налоговый орган при принятии решения о приостановлении операций по счетам будет учитывать, как до этого в течение 6 календарных месяцев плательщик исполнял налоговые обязательства (часть вторая подп. 2.1 п. 2 ст. 56 НК-2019):
3) организована работа Совета по контрольной (надзорной) деятельности.
В целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь Генеральной прокуратурой и Комитетом государственного контроля организована работа Совета по контрольной (надзорной) деятельности, основной задачей которого являются анализ соблюдения законодательства контролирующими органами и пресечение нарушений в этой сфере.
Для каждого контролирующего (надзорного) органа утверждены критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки, исключающие произвольное включение коммерческих организаций в план выборочных проверок.
Важно! В основу выбора объекта проверки заложен механизм, ориентированный исключительно на выявление субъектов с высоким риском совершения правонарушений.
Проведенный указанным Советом анализ формирования планов выборочных проверок на 1-е полугодие 2019 г. показал, что у ряда контролирующих (надзорных) органов возникли проблемы при отборе проверяемых субъектов, причиной чему явились недостаточно хорошо проработанные критерии оценки степени риска. Советом рекомендовано органам, осуществляющим контрольную (надзорную) деятельность в форме проверок, пересмотреть критерии оценки степени риска и внести на согласование Совета свои предложения по их изменению |*|;
* Информацию о способах определения налоговиками критериев оценки риска для назначения проверок
4) устранены отдельные нарушения в сфере лицензирования.
В связи с выявлением фактов незаконного требования Министерством промышленности у соискателей лицензии на закупку отработанных свинцовых аккумуляторных батарей не предусмотренных законодательством дополнительных сведений (о наличии работника, аттестованного на право осуществления контроля за радиационной безопасностью и взрывобезопасностью лома и отходов, об имеющихся специальных поверенных приборах) Генеральной прокуратурой в апреле 2018 г. внесено представление Министру промышленности. Незаконные действия лицензирующего органа немедленно прекращены, соответствующие разъяснения размещены на официальном сайте министерства.
Наиболее распространенным нарушением, выявляемым налоговыми органами в сфере игорного бизнеса, является необеспечение организаторами азартных игр полной и своевременной уплаты налога на игорный бизнес. При этом неуплата (неполная уплата) налога на игорный бизнес в течение 2 месяцев подряд определяется как грубое нарушение лицензионных требований и условий и является основанием для прекращения действия лицензии безотносительно размера задолженности, обстоятельств и давности ее возникновения.
По предложению Генеральной прокуратуры в Указе № 305 неуплата (неполная уплата) исключена из числа грубых нарушений лицензионных требований в сфере игорного бизнеса, влекущих безусловное прекращение действия лицензии.
Указ № 305 вступает в силу с 1 апреля 2019 г.;
5) изменены правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности.
Продолжительное время объектом критики со стороны предпринимателей оставался вопрос привлечения к субсидиарной ответственности по долгам обанкротившихся юридических лиц.
Сложившаяся судебная практика по таким делам носила шаблонный характер, не всегда учитывая обстоятельства, повлекшие за собой банкротство, и его связь с действиями привлекаемых к субсидиарной ответственности лиц.
Генеральной прокуратурой вносились протесты, по которым судами отменялись решения о взыскании с должностных лиц субъектов хозяйствования в порядке привлечения к субсидиарной ответственности долгов по обязательствам субъектов, поскольку при вынесении решений судами необоснованно делались выводы о ненадлежащем выполнении директорами организаций обязанностей по обеспечению сохранности первичных учетных документов, организации надлежащего ведения бухгалтерского учета и отчетности.
В настоящее время, в т.ч. и с учетом предложений Генеральной прокуратуры, правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности существенно изменены Декретом № 7. Привлечение к субсидиарной ответственности по долгам юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), обусловлено исключительно виновными (умышленными) действиями ответчиков (подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7).
Справочно: ввиду непродолжительного действия нормы говорить о сложившейся судебной практике преждевременно. Тем не менее проверка законности судебных постановлений по таким делам остается в постоянном поле зрения прокуратуры.
(Окончание следует.)