Уласень Ирина Николаевна в 2004 г. закончила Белорусский государственный экономический университет по специальности "Правоведение". С 1998 г. работала в системе налоговых органов, с 2009 г. – в КГК.
В организации перед плановой проверкой сменился директор. При этом бывший директор не вернул печать и устав.
Будут ли какие-либо претензии к организации со стороны проверяющих, если бывший директор не вернет в период проверки печать и устав?
Контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества (п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение и Указ № 510)). Таким образом, проверяющими может быть в случае необходимости истребован устав организации. За неисполнение требований проверяющих установлена административная ответственность (ст. 23.1, 23.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Во избежание административной ответственности рекомендуем организации получить в регистрирующем органе копию (дубликат) устава.
В отношении возврата документов и печати необходимо отметить, что ст. 377 Уголовного кодекса РБ предусмотрена уголовная ответственность за сокрытие документов и печатей из корыстных или иных личных побуждений. В связи с этим в создавшейся ситуации уполномоченным представителям организации необходимо обратиться в органы внутренних дел.
Что делать организации, если проверяющие вменяют правонарушение при отсутствии в законодательстве нормы, которая нарушена?
По результатам проверки ответственность несут:
– проверяющий – за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки;
– должностные лица и представители проверяемого субъекта – за достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах (п. 61 Положения).
Если проверяемая организация не согласна с выводами проверяющих, она вправе по результатам проверки представить данному органу возражения. Для этого организация обязательно должна:
1) сделать в акте (справке) проверки об этом запись (перед своей подписью).
Например, "С результатами (отдельными результатами) проверки не согласен. Будут представлены возражения" и т.д.;
2) соблюсти сроки представления возражений.
Возражения необходимо представить в письменном виде и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) (п. 71 Положения).
При получении возражений возможно 2 варианта исхода дела.
Первый вариант: проверяющие (руководитель проверки) изучат обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и в течение 15 рабочих дней со дня поступления возражений составят письменное заключение и направят его проверяемой организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручат его организации (ее представителю) под роспись.
Второй вариант: назначение дополнительной проверки. Ее назначают не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях. Такую проверку проводит тот контролирующий (надзорный) орган, который первоначально проводил проверку. При этом варианте письменное заключение по возражениям будет направлено либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо под роспись, но уже не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
Если организация не согласится с вынесенным по результатам проверки решением по акту проверки (требованием (предписанием) об устранении нарушений), то она вправе обжаловать действия (бездействие) проверяющих в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами (п. 78 Положения).
Возможно ли применение административной ответственности к бывшему бухгалтеру (не работающему в период проверки)?
Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 5 и 6 ст. 4.2 КоАП).
Таким образом, прекращение трудовых отношений с организацией не исключает привлечения к административной ответственности за совершенное в период выполнения трудовых обязанностей нарушение, если не истекли сроки привлечения к административной ответственности.
Справочно: сроки привлечения к административной ответственности установлены ст. 7.6 КоАП.
Так, административное взыскание может, в частности, быть наложено за совершение:
– административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его совершения;
– длящегося административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения;
– административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, – не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения.
Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные:
– ст. 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8–13.11 КоАП – совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 1 года со дня их совершения;
– ст. 13.14 КоАП – административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 2 лет со дня их совершения и 2 месяцев со дня их обнаружения.
Вправе ли теперь организации претендовать на такие смягчающие обстоятельства?
Положения п. 18 Указа № 510 перенесены в ст. 5.5 КоАП, так как относятся к предмету регулирования административного законодательства.
Так, у юридических лиц по-прежнему не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в порядке, определенном Указом № 510, следующие деяния:
– неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
– неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.
Являются ли такие вопросы объектом контроля и если да, то какие последствия это повлечет для предприятия?
Особым объектом контроля в рассматриваемой ситуации могут являться вопросы отчуждения государственного имущества (сделки с ним).
Так, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении этих полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (ст. 184 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
Общие последствия недействительности сделки определены п. 2 ст. 168 ГК. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.
Является ли резидент в данном случае нарушителем норм Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178)?
Резиденты при экспорте по договорам комиссии обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме не позднее 120 календарных дней с даты отгрузки товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Необеспечение своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – до 2 % от суммы не завершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции(ч. 1 ст. 11.37 КоАП).
Указанную ответственность не применяют в подтвержденных документами случаях, если:
– товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;
– произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
– товар выбыл из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;
– возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
Ситуация, произошедшая с белорусской организацией, не входит в указанный перечень исключений. Следовательно, по истечении 120 календарных дней с даты отгрузки товаров к белорусской организации возможно применение административной ответственности.
В то же время белорусская организация может обратиться в Нацбанк за разрешением на продление срока проведения внешнеторговой операции и инициировать отмену решения о ликвидации нерезидента с пересмотром ее результатов.
Акт внеплановой тематической оперативной проверки могут не составлять, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляют, о чем в книге учета проверок делают соответствующую запись (п. 91 Положения).
В то же время следует отметить, что акт проверки наряду с иными документами является одним из источников доказательств, если он составлен в соответствии с требованиями законодательства РБ.