Прежде всего разберемся, что представляют собой налоговые льготы.
Напомним, что налоговыми льготами признают предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные актами налогового законодательства, а также международными договорами РБ преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 43 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Налоговые льготы по налогу на прибыль устанавливаются в виде:
– освобождения от налога;
– пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
– в ином виде, определенном Президентом.
Отметим, что с 2013 г. обязанность плательщиков по представлению документов, подтверждающих право на налоговые льготы, по требованию налоговых органов закреплена Законом РБ от 26.10.2012 № 431-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" (далее – Закон № 431-З) в ст. 22 НК.
Если при проведении проверки плательщиком не представлены по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на налоговые льготы, или если согласно представленным документам не подтверждено право на налоговую льготу, налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.
В отдельных случаях в целях сокращения документооборота считаем возможным представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве документов, подтверждающих право на льготу, реестр таких документов, подписанный руководителем организации и главным бухгалтером.
Плательщикам следует помнить, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль они должны обеспечить учет выручки и затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) по операциям, прибыль от которых освобождается от налога на прибыль (в т.ч. с использованием высвобождаемых сумм налога на прибыль по целевому назначению) или подлежит обложению налогом на прибыль по пониженным налоговым ставкам, а также по операциям, по которым предусмотрен отличный от общеустановленного порядок учета прибыли (убытков) (п. 2 ст. 141 НК).
Целью данной статьи является разъяснение наиболее важных моментов, которые необходимо учитывать при применении льгот по налогу на прибыль, установленных в ст. 140 НК, а также определение основных документов, которые служат подтверждением их применения.
От обложения налогом на прибыль освобождают…
…прибыль организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданную зарегистрированным на территории Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1):
– бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта;
– религиозным организациям;
– общественным объединениям "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения*.
Эту льготу применяют также в случае использования прибыли организации на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права.
– они должны быть созданы (образованы) Президентом, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией;
– основная цель их создания (образования) – осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
– финансирование таких организаций осуществляется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
– бухгалтерский учет они ведут в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций;
– они имеют текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.
Как подтвердить льготу?
Организации, оказывающие спонсорскую помощь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, физкультуры и спорта, чтобы подтвердить право на применение льготы по налогу на прибыль, должны истребовать от таких организаций информационное письмо, в котором бы подтверждалось их отнесение к бюджетным организациям.
В этом Указе определено, что суммы денежных средств, переданные организациям физической культуры и спорта по перечню согласно приложению 1 к Указу № 497, в т.ч. направленные на оплату товаров (работ, услуг) для таких организаций по договорам о переводе долга, расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг (выполнением работ) и (или) безвозмездной передачей имущества, в т.ч. имущественных прав, включаются у спонсоров в состав внереализационных расходов для целей налогообложения (подп. 1.1 п. 1).
Как подтвердить льготу?
Для подтверждения права на применение льготы по налогу на прибыль при оказании спонсорской помощи организациям культуры следует истребовать от таких организаций информационное письмо, в котором подтверждалось бы их отнесение к организациям культуры.
Основным документом, подтверждающим право на льготу, установленную подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК, является договор на оказание спонсорской помощи. Перечень иных представляемых документов зависит от того, как осуществляется спонсорская помощь:
а) при переводе денежных средств на счета получателей помощи – платежное поручение, подтверждающее перевод денег на счет получателя помощи;
б) при перечислении денежных средств на счета сторонних организаций в порядке оплаты за полученные от них получателями помощи товары (работы, услуги):
– договоры, согласно которым обязательства по оплате товаров (работ, услуг) переходят к спонсору (договор перевода долга, договор в пользу третьего лица);
– платежное поручение, подтверждающее перечисление денег на счет сторонней организации;
в) при передаче получателям помощи приобретенных для них у сторонних организаций товаров (имущества) либо продукции собственного производства:
– товарно-транспортные или товарные накладные, акты о приеме-передаче объектов основных средств;
г) при выполнении (оказании) для получателей помощи работ (услуг) непосредственно самой организацией:
– акт выполненных работ (оказанных услуг).
Указанная льгота не применяется в части прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности.
При расчете списочной численности в среднем за период:
– учитывается средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, а также средняя численность лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в т.ч. договорам подряда);
– не учитываются работники, находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Для целей применения льготы используют показатель списочной численности работников в среднем за период, определяемый в порядке, предусмотренном п. 9 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92 (далее – Указания № 92).
Списочную численность работников в среднем за год определяют путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
Граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, учитываются в списочной численности работников организации за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия договора.
Плательщику нужно представить расчет списочной численности организации с указанием количества инвалидов. Он производится с использованием первичных документов по учету труда и его оплаты: табелей учета рабочего времени, приказов о приеме, переводе работников на другую работу, предоставлении отпуска по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и прекращении трудовых договоров, гражданско-правовых договоров.
При проведении выездных проверок работники налоговых органов могут также проверить наличие документов, подтверждающих инвалидность конкретных работников. Следовательно, у плательщика, применяющего рассматриваемую льготу, должны быть индивидуальные программы реабилитации инвалидов (ИПРИ), выдаваемые медико-реабилитационной экспертной комиссией.
С дополнительной информацией по применению указанной льготы можно ознакомиться в "ГБ", 2012, № 26, с. 60–64.
При применении указанной льготы следует учитывать, что воспользоваться ею могут только те организации, которые производят продукты детского питания, в т.ч. с привлечением сторонних организаций.
Внимание! Те организации, которые выполняют работы по переработке сырья (материалов) и производству из него продуктов детского питания с последующей передачей таких продуктов в собственность заказчика, не вправе воспользоваться данной льготой.
Как подтвердить льготу?
Документально подтвердить данную льготу плательщики в полной мере могут только в период проведения выездной проверки, представив ревизорам первичные документы, сопровождающие процесс производства продуктов детского питания.
Вначале разберемся, что является государственной собственностью. Она выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).
Республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства.
Средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства,и иное государственное имущество, не закрепленные за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.
Основным документом, регламентирующим вопросы отчуждения государственного имущества, является Указ Президента РБ от 04.07.2012 № 294 "О порядке распоряжения государственным имуществом" (далее – Указ № 294).
Как подтвердить льготу?
Документами, подтверждающими право на льготу, могут быть:
– договоры купли-продажи имущества;
– акты о приемке-передаче имущества;
– товарные накладные;
– документы, подтверждающие распределение средств, полученных от продажи имущества, в соответствии с Указом № 294.
Обращаем внимание, что указанную льготу не применяют в части прибыли, полученной в день проведения субботника на добровольной основе, т.е. не носящего характер республиканского.
Примером такого субботника может служить субботник, проводимый 17 сентября 2011 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 13.05.2011 № 604 "О подготовке к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года".
В 2012 г. республиканский субботник проводился 21 апреля 2012 г. на основании постановления Совета Министров РБ от 02.04.2012 № 295 "О проведении республиканского субботника в 2012 году".
Данную льготу применяют при условии направления указанными организациями средств, высвобождаемых в результате освобождения от обложения налогом на прибыль, на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
При неиспользовании этих средств по назначению в течение 3 лет с начала осуществления указанной деятельности либо нецелевом их использовании льгота подлежит восстановлению.
Вместе с тем считаем, что для применения указанной льготы 3-летний период следует отсчитывать начиная с месяца, в котором организация впервые отразила выручку от реализации услуг гостиниц либо от размещения туристов, независимо от начала получения прибыли от оказания таких услуг.
Как подтвердить льготу?
Основными документами, подтверждающими право на льготу, являются регистрационные документы на туристические объекты (например, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации прав собственности).
Для целей применения льготы по налогу на прибыль под объектами придорожного сервиса понимают капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования
Конкретно к таким объектам относят мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья, за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций.
К республиканским автомобильным дорогам относят автомобильные дороги, включенные в сеть международных автомобильных дорог, а также автомобильные дороги, обеспечивающие транспортные связи:
– столицы Республики Беларусь – г. Минска с административными центрами областей, Национальным аэропортом "Минск";
– административных центров областей между собой;
– административных центров областей с аэропортами, находящимися вне их городской черты, и административными центрами районов;
– административных центров районов между собой по одному из направлений;
– городов областного подчинения с административным центром области, на территории которой эти города расположены;
– железнодорожных станций (внеклассных и I класса), расположенных вне городов, пунктов пропуска через Государственную границу РБ, а также иных объектов, имеющих государственное значение, с республиканскими автомобильными дорогами (ст. 1, 13, 24 Закона РБ от 02.12.1994 № 3434-XII "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности").
Так, датой приемки в эксплуатацию объекта считают дату утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию приемочной комиссией. По приобретенным объектам датой их ввода в эксплуатацию является дата подписания акта о приеме-передаче основных средств.
Как подтвердить льготу?
Вышеуказанные акты служат документами, подтверждающими право на льготу. Кроме того, организация может представить информационное письмо, подтверждающее, что здания и сооружения расположены на придорожной полосе (контролируемой зоне), в т.ч. и на земельном участке, непосредственно прилегающем к указанной полосе (зоне).
Легковые автомобили, при реализации которых применяют льготу, должны быть классифицированы в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС).
Под автокомпонентами понимают необходимые для производства легковых автомобилей товары (детали, узлы, комплектующие изделия, химическая и лакокрасочная продукция и др.), классифицируемые в группах 32, 39, 40, 70, 72, 73, 76, 83–85, 87, 90, 91, 94, 96 ТН ВЭД ТС*.
Как подтвердить льготу?
Условиями применения льготы являются:
– наличие на последний день налогового периода (года) соответствующего сертификата продукции собственного производства, выданного в определенном порядке.
Сертификаты продукции собственного производства выдаются в порядке, установленном постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2010 № 1520 "Об утверждении Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства и Положения о порядке выдачи сертификатов услуг собственного производства банкам, небанковским кредитно-финансовым и страховым организациям";
– наличие действующего соглашения: льгота прекращается со дня прекращения действия указанного соглашения.
Форма и порядок заключения соглашения утверждены постановлением Совета Министров РБ от 24.06.2009 № 825 "О мерах по реализации Указа Президента РБ от 4 апреля 2009 г. № 175" (далее – постановление № 825).
Отметим, что Минпром информирует МНС:
– не позднее 5 рабочих дней после заключения (продления срока действия) соглашения об организациях, заключивших соглашения, и сроках их действия с направлением копий соглашений;
– не позднее дня прекращения действия соглашения, не связанного с окончанием срока его действия, об организациях, действие соглашений с которыми прекращено, а также об основаниях и датах прекращения действия таких соглашений (п. 6 Положения об организации производства легковых автомобилей с государственной поддержкой, утвержденного постановлением № 825).
Организации, применяющие льготу, обязаны вести раздельный учет объемов товаров собственного производства, произведенных в период действия сертификата продукции собственного производства.
Как подтвердить льготу?
Документами, подтверждающими право на применение льготы, являются:
– товарно-транспортные или товарные накладные, подтверждающие реализацию инновационных товаров в периоде, в течение которого такие товары содержатся в перечне инновационных товаров;
– сертификат продукции собственного производства, выданного в установленном порядке (порядок выдачи указанного сертификата рассмотрен выше).
При применении указанной льготы к товарам собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с Перечнем ВТ, следует относить товары, произведенные в период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, дата реализации которых приходится на период, в течение которого такие товары содержатся в Перечне ВТ.
Как и по инновационным товарам, организации, применяющие льготу при реализации высокотехнологичных товаров, должны вести раздельный учет объемов товаров собственного производства, произведенных в период действия сертификата продукции собственного производства.
Как подтвердить льготу?
Документами, подтверждающими право на применение льготы, являются:
– сертификат продукции собственного производства, выданного в установленном порядке (порядок выдачи указанных сертификатов рассмотрен выше), копию которого в обязательном порядке представляют в налоговый орган по месту постановки на учет, т.е. независимо от требования налоговых органов;
– товарно-транспортные или товарные накладные, подтверждающие реализацию высокотехнологичных товаров в периоде, в течение которого такие товары содержатся в перечне высокотехнологичных товаров;
– расчет доли выручки, полученной от реализации высокотехнологичных товаров, в общей сумме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества.
В заключение отметим, что льготы, установленные подп. 1.5, 1.7, 1.8, 1.11–1.13 п. 1 ст. 140 НК, отражают по стр. 11, а льготы, предусмотренные подп. 1.2, 1.10 п. 1 ст. 140 НК, – по стр. 12 разд. I части I налоговой декларации. При этом в обязательном порядке представляется приложение к форме налоговой декларации "Справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль".
Форма налоговой декларации представлена в приложении 3 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.