Ситуация 1
Некоторые из этих организаций пользуются льготой по налогу на недвижимость, установленной Декретом Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6).
Правильно ли это?
Для организаций, расположенных в сельской местности, Декрет № 6 установил, в частности, льготы по налогу на прибыль и налогу на недвижимость. Эти льготы во многом похожи, но у них имеется одно небольшое, но очень существенное отличие, не заметив которого можно совершить ошибку.
Так, коммерческие организации РБ с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, осуществляющие на территории таких поселений и местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также налог на недвижимость (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6).
Положения, содержащиеся в подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, не распространяются на коммерческие организации в части осуществления ими производства и (или) реализации подакцизных товаров (абз. 10 подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6).
Как видим, вышеуказанная норма касается сразу 2 льгот, установленных подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6 – по уплате налога на прибыль и налога на недвижимость. Исходя из этого, многие плательщики делают вывод, что льготы по налогу на прибыль и налогу на недвижимость предоставляются одинаково.
Однако в данном случае нужно обратить внимание на подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6. Из его положений следует, что освобождение от налога на недвижимость, предусмотренное в абз. 4 подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, не применяется в отношении коммерческих организаций, осуществляющих деятельность, указанную в абз. 6–13 подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6.
Таким образом, в части льготы по налогу на недвижимость существует противоречие между подп. 1.4 и подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6. На практике налоговые инспекции руководствуются нормой, установленной в подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6.
Поэтому по налогу на прибыль организации, осуществляющие реализацию покупных подакцизных товаров, не могут использовать льготу по налогу на прибыль только в части прибыли, полученной от реализации покупных подакцизных товаров, но могут пользоваться льготой в части прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства.
В то же время организации, реализующие покупные подакцизные товары, не имеют права пользоваться льготой по налогу на недвижимость по всем своим капитальным строениям.
Пример
Кафе получает 90 % выручки от реализации блюд собственного производства и 10 % выручки от реализации покупных алкогольных и табачных изделий. В данном случае (при соблюдении условий, установленных Декретом № 6) кафе может пользоваться льготой по налогу на прибыль в части прибыли, полученной от реализации блюд собственного производства, но не имеет права пользоваться льготой по налогу на недвижимость.
Поэтому не позднее 20 марта 2013 г. организации общественного питания, расположенные в сельской местности и реализующие покупные алкогольные и табачные изделия, должны представить налоговую декларацию по налогу на недвижимость организаций за 2013 г. и исчислить налог на недвижимость в общем порядке без применения льготы, установленной Декретом № 6.
Справочно: указанные организации, которые во 2-м полугодии 2012 г. ошибочно пользовались льготой по налогу на недвижимость, установленной Декретом № 6, должны как можно быстрее представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость организаций за 2012 г. и доплатить данный налог с уплатой пени.
Ситуация 2
Крупная птицефабрика расположена в сельской местности. У птицефабрики есть филиал – фирменный магазин, который имеет обособленный баланс и счет в банке.
Магазин кроме реализации продукции птицефабрики реализует населению также покупные товары. С 1 января 2013 г. птицефабрика получила разрешение местных властей на реализацию в магазине алкогольных и табачных изделий (подакцизные товары).
Имеют ли право птицефабрика и ее фирменный магазин пользоваться в 2013 г. льготой по налогу на недвижимость, установленной Декретом № 6?
Не имеют.
Коммерческие организации РБ, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие там деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6). Аналогичная льгота предусмотрена Декретом № 6 и для филиалов организаций.
Так, коммерческие организации республики в течение 7 календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения вправе не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (подп. 1.2.1 п. 1 Декрета № 6).
Справочно: для целей применения Декрета № 6 под обособленным подразделением следует понимать филиалы и (или) иные обособленные подразделения коммерческой организации РБ, осуществляющие деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций этой организацией открыт банковский счет с предоставлением должностным лицам данных обособленных подразделений права распоряжаться денежными средствами на нем.
В подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6 указано, что освобождение от налога на недвижимость, предусмотренное в абз. 4 подп. 1.1 и абз. 3 подп. 1.2.1 п. 1 Декрета № 6, не применяется в отношении:
– коммерческих организаций, осуществляющих деятельность, указанную в абз. 6–13 подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6;
– налога на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленных подразделений, осуществляющих деятельность, указанную в абз. 6–13 подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6.
В частности, в абз. 10 подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6 имеется отсылка к деятельности вида "производство и (или) реализация подакцизных товаров".
Поэтому фирменный магазин птицефабрики не имеет права пользоваться льготой по налогу на недвижимость, установленной Декретом № 6. Более того, так как фирменный магазин является структурным подразделением птицефабрики, то она также лишается льготы по налогу на недвижимость, определенной данным нормативным правовым актом.
Таким образом, не позднее 20 марта 2013 г. птицефабрика и ее фирменный магазин должны представить в налоговые инспекции по месту постановки на учет налоговые декларации по налогу на недвижимость организаций за 2013 г., в которых налог на недвижимость должен быть исчислен в общеустановленном порядке.
Птицефабрика может сохранить за собой льготу по налогу на недвижимость только в том случае, если фирменный магазин из филиала будет преобразован в самостоятельное юридическое лицо.
Ситуация 3
Местный Совет депутатов увеличил ставки налога на недвижимость на своей территории в 2 раза. В его решении не сказано, что оно не распространяется на организации, получающие государственную поддержку из бюджета.
Должна ли организация, получающая государственную поддержку из бюджета, уплачивать налог на недвижимость по ставкам, увеличенным в 2 раза?
Не должна.
Действительно, НК предоставил местным Советам депутатов право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Исключением из данного правила является случай, указанный в части пятой ст. 188 НК.
Справочно: областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, неиспользуемым (неэффективно используемым), по перечню, утверждаемому ежегодно до 1 января каждого налогового периода областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполкомами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров (часть пятая ст. 188 НК).При этом решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на юридических лиц, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
На практике некоторые местные Советы депутатов при увеличении ставок налога на недвижимость указывают в своих решениях, что данная процедура не распространяется на организации, получающие государственную поддержку в вышеназванной форме. Однако иногда принимается решение об увеличении ставок налога на недвижимость без таких оговорок.
В данном случае следует учитывать, что нормы НК имеют большую юридическую силу, чем решения местных Советов депутатов.
Поэтому организации, получающие государственную поддержку из бюджета в вышеуказанной форме, не должны применять решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость, даже если в этих решениях данный вопрос не разъяснен.
Такие организации должны не позднее 20 марта 2013 г. представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по налогу на недвижимость организаций за 2013 г. по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 4 к постановлению).
В этой декларации следует указать ставку налога:
– в разд. 1 "Расчет налога по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям и машино-местам, по которым применяются одинаковые ставки" части I декларации в стр. 2 "Ставка налога (0,1 % или 1 %), рассчитанная пропорционально числу кварталов, оставшихся до окончания года, %" – 1 %;
– в разд. 1 "Расчет налога по объектам незавершенного строительства, по которым применяются одинаковые ставки" части II декларации в стр. 2 "Ставка налога (2 %), рассчитанная пропорционально числу кварталов, оставшихся до окончания года, %" – 2 %.
При этом в указанных разделах стр. 3 "Увеличение (уменьшение) ставки налога" не заполняется.
Ситуация 4
В декабре 2012 г. районный Совет депутатов принял решение увеличить с 1 января 2013 г. для организаций ставки налога на недвижимость в 2 раза.
После того как это решение было официально опубликовано, крупное государственное производственное объединение в феврале 2013 г. обратилось в районный Совет депутатов с просьбой уменьшить ставки налога на недвижимость для своих организаций в 2 раза, ссылаясь на убыточность организаций и необходимость сдерживания роста тарифов на оказываемые услуги. Доводы объединения показались местному Совету депутатов убедительными.
Может ли местный Совет депутатов в марте 2013 г. задним числом уменьшить для организаций объединения ставки налога на недвижимость в 2 раза с 1 января 2013 г.?
Не может.
Как было указано выше, местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков (ст. 188 НК).
Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на юридических лиц, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
Таким образом, местные Советы депутатов не могут задним числом увеличивать и уменьшать ставки налога на недвижимость.
Поэтому если в марте 2013 г. районный Совет депутатов примет решение об уменьшении в 2 раза с 1 января 2013 г. для организаций объединения ставок налога на недвижимость, то применять его организации могут только при исчислении налога на недвижимость начиная с 1 января 2014 г. В 2013 г. организации объединения должны исчислять и уплачивать данный налог без учета такого решения.
Единственное, что может сделать местный Совет депутатов в данной ситуации, это в течение 2013 г. внести дополнение в свое решение и установить, что решение, принятое в декабре 2012 г., не распространяется на организации объединения.
Данное решение, принятое в течение 2013 г., будет действовать задним числом с 1 января 2013 г., так как местным Советам депутатов запрещено в течение года увеличивать или уменьшать ставки налога на недвижимость, но не запрещено изменять свои решения, оставляя ставки налога на недвижимость в размерах, установленных ст. 188 НК.
Если такое дополнение будет принято после представления организациями объединения налоговых деклараций по налогу на недвижимость за 2013 г., то они должны будут представить уточненные налоговые декларации и пересчитать налог на недвижимость по ставкам, определенным в ст. 188 НК.
Ситуация 5
Организация имеет сборно-разборные здания.
Надо ли в 2013 г. облагать такие здания налогом на недвижимость ?
Надо.
С 1 января 2013 г. в НК изменился объект обложения налогом на недвижимость.
В 2012 г. объектами обложения налогом на недвижимость признавались здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.
При этом зданием, сооружением являлась строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в установленном порядке к зданиям, сооружениям (п. 1 ст. 185 НК).
С 1 января 2013 г. объектами обложения налогом на недвижимость признают капитальные строения (здания, сооружения), их части, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.
При этом определение объекта налогообложения существенно не изменилось. Так, для целей гл. 17 "Налог на недвижимость" НК капитальным строением (зданием, сооружением) признается строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в регламентированном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям).
Поэтому может сложиться впечатление, что объект обложения налогом на недвижимость в 2013 г. по сравнению с прошлым годом не изменился.
Сами налоговые инспекции объясняют изменение названия объекта налогообложения желанием привести термины, используемые в НК, в соответствие с терминами, используемыми в других законодательных актах. Так, в других законодательных актах используется термин не "здания и сооружения", а "капитальные строения".
Например, согласно ст. 1 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" капитальное строение (здание, сооружение) – это любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством РБ, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Значит, если руководствоваться определением, установленным вышеуказанным Законом № 133-З, то сборно-разборные здания не относятся к капитальным строениям, так как не связаны прочно с землей и могут быть перемещены в другое место без несоразмерного ущерба их назначению.
В этом случае получается, что такие здания не следует с 2013 г. облагать налогом на недвижимость и указывать в налоговой декларации по налогу на недвижимость организаций за 2013 г.
Однако у налоговых инспекций другое мнение. Так как в НК несмотря на вносимые изменения не получается четко и понятно описать объект обложения налогом на недвижимость, то на практике налоговые инспекции при исчислении этого налога пользуются не определением, приведенном в ст. 185 НК, а постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161. Данным документом установлены нормативные сроки службы основных средств. При этом всем основным средствам присвоены шифры.
В частности, зданиям присвоен шифр "1", сооружениям – "2", передаточным устройствам – "3".
Сборно-разборные здания согласно указанному постановлению относятся к зданиям. Так, зданиям сборно-разборным контейнерного исполнения деревянным, каркасным, каркасно-панельным и панельным, щитовым и прочим облегченным зданиям; защитным кабинам (в т.ч. кассам, обменным пунктам); телефонным кабинам и будкам присвоен шифр 10007.
Поэтому при заполнении налоговой декларации по налогу на недвижимость организаций за 2013 г. в ней следует указывать сборно-разборные здания и исчислять по ним налог на недвижимость.