На основании постановления № 184 в апреле – июне 2020 г. республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, отдельным министерствам и ведомствам, облисполкомам и Минскому горисполкому обязаны:
– не допускать роста отпускных цен (тарифов) на товары |*| (услуги), производимые (оказываемые) подчиненными организациями, выше 0,5 %;
* Для чего нужно указывать оптовую надбавку в товарно-транспортных накладных
– обеспечить поставки производимой продукции в розничную торговую сеть под потребность внутреннего рынка.
Кроме того, юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги, также поручено не допускать повышения цен (тарифов) выше 0,5 % ежемесячно.
Повышение цен (тарифов) выше установленного предела допускается только по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
Контроль за выполнением вышеназванных поручений и соблюдением ассортиментного перечня товаров субъектами торговли возложен на МАРТ, облисполкомы и Минский горисполком.
Несоблюдение ассортиментного перечня товаров, превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 1 апреля 2020 г. (без учета снижения цен на время проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей), считается грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с законодательством.
Справочно: нарушение правил торговли и оказания услуг населению, за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 12.17 КоАП [2], влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (ч. 1 ст. 12.17 КоАП).
Постановление № 184 вступило в силу с 3 апреля 2020 г. и действует до 30 июня 2020 г.
Напомним, что в целях обеспечения продовольственной независимости страны, экономической доступности жизненно необходимых продуктов питания всем категориям населения в полном объеме и недопущения роста цен на социально значимые товары утверждена Доктрина национальной продовольственной безопасности [3], которая основывается в т.ч. на новых условиях обеспечения национальной продовольственной независимости.
Продовольственная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности, национальной продовольственной независимости. В рамках Доктрины национальной продовольственной безопасности МАРТ рекомендует при реализации (поставке) продовольственных товаров, в т.ч. социально значимых:
1) субъектам торговли:
– обеспечить достижение удельного веса продовольственных товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота организации по итогам 2020 г. на уровне не ниже:
оптимистический – 85 %;
недостаточный – 80 %;
– при формировании розничных цен руководствоваться рекомендациями по предельным максимальным уровням (в рамках товарной категории) торговых надбавок на социально значимые товары отечественного производства на 2020 г. (размещены на сайте МАРТ);
2) производителям и поставщикам товаров:
– при принятии решений о повышении отпускных цен ограничить предел их повышения по итогам 2020 г. не выше прогнозного уровня базовой инфляции (4 %);
– обеспечить единый подход при формировании отпускных цен на аналогичную продукцию при поставке на внутренний рынок и в государства – члены Евразийского экономического союза;
3) субъектам торговли, производителям и поставщикам товаров ограничить совокупный размер любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей), предоставляемых производителем или поставщиком социально значимых продовольственных товаров отечественного производства (за исключением сахара белого кристаллического |*|) субъекту торговли, осуществляющему торговлю такими товарами.
* Регулирование цен на сахар продлено до конца марта 2020 г.
Справочно: такие вознаграждения (премии, бонусы и иные платежи) предоставляются в размере, не превышающем 5 % от цены приобретенных социально значимых продовольственных товаров отечественного производства, в связи с приобретением покупателями этих товаров в определенном количестве либо выполнением иных условий, определенных гражданско-правовым договором в качестве обязательных для предоставления таких вознаграждений, в т.ч.:
– за оказание услуг, направленных на продвижение социально значимых продовольственных товаров отечественного производства, путем рекламирования таких товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков;
– исследование потребительского спроса;
– проведение маркетинговых исследований и (или) подготовки информации о таких исследованиях;
– подготовку иной отчетности, содержащей информацию о социально значимых продовольственных товарах отечественного производства;
– оказание иных подобных услуг.