Предоставлено право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда
Право на пенсию по возрасту за работу сособыми условиями труда по пунктам "а" и "б" части первой ст. 12 или ст. 15 Закона РБ "О пенсионном обеспечении" (далее – Закон) для работников, занятых в особых условиях труда по спискам № 1* и № 2**, которые до введения профессионального пенсионного страхования (до 1 января 2009 г.) выработали не менее половины специального стажа, необходимого для назначения пенсии по указанным нормам, закреплено подп. 1.1 п. 1 Указа.
Действие подп. 1.1 п. 1 Указа не распространяется:
– на лиц, выработавших менее половины специального стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту за работу сособыми условиями труда по пунктам "а" и "б" ст. 12 или ст. 15 Закона;
– лиц, имеющих специальный стаж (независимо от его продолжительности) для пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет в соответствии с другими пунктами ст. 12 или ст. 13, 15, 47–49, 49-2 Закона.
При определении права таких лиц на досрочную пенсию применяются нормы Закона о ППС и Закона.
Рассмотрим действие подп. 1.1 п. 1 Указа на условной ситуации.
Женщина в 2004 г. устроилась на работу по Списку № 1 и продолжает работать до настоящего времени. В сентябре 2013 г. ей исполнилось 45 лет и она претендовала на назначение пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда. В назначении пенсии было отказано.
Действительно, с учетом положений Закона и Закона о ППС права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в сентябре 2013 г. женщина не имела. Ее специальный стаж по Списку № 1 после 1 января 2009 г. составлял более половины требуемого (более 3 лет 9 месяцев), и ей могла быть назначена только профессиональная пенсия (досрочная в 45 лет или дополнительная в 55 лет). Подпунктом 1.1 п. 1 Указа ей предоставлено право на назначение досрочной пенсии по возрасту независимо от продолжительности профессионального стажа. Таким образом, после 1 октября 2013 г. она может повторно обратиться за назначением пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, и такая пенсия должна быть назначена (при соблюдении всех установленных законодательством условий). Пенсия будет назначена со дня повторного обращения за пенсией.
1) профессионального пенсионного страхования.
В этом случае работник продолжает формировать право на досрочную (дополнительную) профессиональную пенсию путем уплаты за него работодателем взносов на ППС в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд).
– начислены взносы по профессиональному пенсионному страхованию*;
2) ежемесячной доплаты к заработной плате (далее – доплата).
Действие подп. 1.2 п. 1 Указа распространяется на всех работников, подлежащих ППС по условиям труда, отработавших на 1 января 2009 г. менее половины требуемого для назначения пенсии по нормам Закона специального стажа, в т.ч. принятых насоответствующие рабочие места после вступления в силу Указа.
– начислена ежемесячная доплата к заработной плате в соответствии с Указом.
Рассмотрим сказанное на условных ситуациях.
Женщина отработала в условиях Списка № 2 до 1 января 2009 г. 4 года и после этой даты – 4 года 2 месяца.
Профессиональный стаж у работницы по Списку № 2 после 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения профессиональной пенсии (4 года 2 месяца вместо требуемых не менее 5 лет), поэтому она не имеет права на досрочную профессиональную пенсию. С учетом имеющегося у нее стажа работы по Списку № 2 – 8 лет 2 месяца (состоит из 4 лет специального стажа работы по Списку № 2 до 1 января 2009 г. и 4 лет 2 месяцев профессионального стажа после 1 января 2009 г.) ей может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по Закону со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 4 года, т.е. по достижении 51 года.
Кроме того, учитывая, что специальный стаж до 1 января 2009 г. у нее составил менее половины требуемого для назначения досрочной пенсии по возрасту за работу по Списку № 2 (менее 5 лет), на основании подп. 1.2 п. 1 Указа ей может быть установлена доплата при соответствующем оформлении выбора этого способа компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (при продолжении такой работы).
Мужчина с 1 января 1993 г. работал по Списку № 2. С 1 января 2006 г. он перешел на работу по Списку № 1 и продолжает работать на этой работе до ноября 2013 г.
Специальный стаж работника, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2, до 1 января 2009 г. составляет более половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда – 16 лет (согласно законодательству в стаж работы по Списку № 2 засчитывается работа по Списку № 1). С учетом этого стажа он приобрел (приобретет при достижении установленного возраста) право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.
В такой ситуации права на доплату к заработной плате за работу в неблагоприятных условиях труда на основании подп. 1.2 п. 1 Указа данный работник не имеет.
Работник пришел на предприятие после 2009 г. и был принят на работу, предусмотренную Списком № 1. Он сразу же выбрал способ компенсации за эту работу в виде доплаты к заработной плате. По достижении 40 лет он изменит свой выбор в пользу ППС и отработает 10 лет в условиях Списка № 1.
С учетом норм действующего законодательства, если до достижения 50-летнего возраста работник приобретет 10 лет профессионального стажа по Списку № 1, он будет иметь право на досрочную профессиональную пенсию по нормам Закона о ППС.
Работник обязан сообщить работодателю о периодах работы в неблагоприятных условиях труда
В законодательстве закреплена обязанность работодателей по уплате взносов на ППС за работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности. Предоставление Указом работнику права выбора способа компенсации автоматически не освобождает работодателей от этой обязанности. До принятия работником решения об изменении способа компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (при наличии права на такую компенсацию), которое реализуется путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления, работодатель обязан уплачивать за работника взносы на ППС в Фонд.
При этом на практике может сложиться следующая ситуация. Работник был принят на работу с особыми условиями труда в 2012 г. На данном предприятии он проработал непродолжительное время. Однако до прихода на эту работу он работал у других нанимателей. Сделать вывод о продолжительности его специального стажа работы в неблагоприятных условиях труда, а следовательно, о праве на досрочную пенсию за работу с особыми условиями труда (профессиональную пенсию) или на доплату в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа по записям в трудовой книжке не всегда представляется возможным.
Для решения этого вопроса в случае выбора работником способа компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда в виде доплаты в образце соответствующего заявления (форма такого заявления, порядок его подачи, регистрации и хранения определяются локальным нормативным правовым актом работодателя) необходимо предусмотреть обязанность работника сообщить работодателю сведения о периодах работы в неблагоприятных условиях труда (специальном стаже), местонахождении предыдущих работодателей, у которых он был занят на такой работе. При приеме данного заявления работодателю рекомендуется обратить внимание работника на то, что в связи с выбором доплаты у него прекращается формирование профессионального стажа.
Право на доплату нужно подтвердить
Для предоставления работнику права на доплату работодатель должен убедиться, что у работника действительно на 1 января 2009 г. отсутствует половина специального стажа, требуемого для назначения пенсии по возрасту или за выслугу лет в соответствии со ст. 12, 13, 15, 47–49, 49-2 Закона.
Для этого работодателю необходимо направить соответствующие запросы в организации, в которых протекала предыдущая работа работника, и на основании поступивших ответов (документов) определить продолжительность имеющегося у него специального стажа и соответственно право на доплату (хотелось бы отметить, что эта работа облегчит в будущем процесс оформления данного работника на пенсию). При возникновении спорных вопросов о продолжительности специального стажа работника управления по труду, занятости и социальной защите будут оказывать работодателям помощь в исчислении специального стажа по представленным документам.
До принятия решения о доплате необходимо уплачивать страховые взносы
Как было отмечено выше, до принятия решения о праве работника на доплату работодатель обязан уплачивать взносы на ППС в Фонд в установленном порядке. Если в конкретном случае вопрос о праве на доплату рассматривался в течение нескольких месяцев (например, по причине истребования из других организаций документов, подтверждающих наличие специального стажа работы и т.п.) и в результате у работодателя возникли обязательства перед работником по выплате доплаты за прошлое время, такая доплата должна быть выплачена. При этом данные о профессиональном стаже данного работника в системе персонифицированного учета должны быть скорректированы соответствующим образом.
Способ компенсации за работув неблагоприятных условиях можно менять
Указ не содержит каких-либо ограничений по выбору способа компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Поэтому работник за свою трудовую деятельность вправе менять принятое решение о способе компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда несколько раз: выбрать доплату, затем спустя какое-то время отказаться от ее получения. В последнем случае он автоматически вернется в систему ППС и работодатель начнет уплачивать за него взносы на ППС в Фонд и т.д. Изменение способа компенсации должно осуществляться на основании соответствующего заявления работника.
При этом в случае изменений условий труда работника (например, чередования выполняемых работ по Списку № 1 и Списку № 2) подавать новое заявление на выбор способа компенсации не нужно (если работник не желает изменить свой выбор). От условий (характера) выполняемой работы в данном случае будет зависеть только размер взносов на ППС или доплаты.
Доплата производится только до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста
Размер доплаты конкретному работнику определяет работодатель. Он закрепляется в локальном нормативном правовом акте работодателя, но не может быть менее суммы взноса на ППС за этого работника.
При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Выплата доплаты, как и уплата взносов на ППС, производится только до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста. Следовательно, после достижения общеустановленного пенсионного возраста работник, занятый в неблагоприятных условиях труда, право на получение компенсации за такую работу (независимо от выбранного варианта) утрачивает.
Отдельные тарифы взносов на ППС повысятся с 1 января 2014 г.
Указ предусматривает повышение с 1 января 2014 г. тарифов взносов на ППС за работников, занятых на работах по Списку № 1, до 9 %, по Списку № 2, – до 6 %. Если работник, занятый на указанных работах, сделал выбор в пользу доплаты, в связи с увеличением тарифа соответственно увеличится и сумма доплаты.