28 сентября в Комитете госконтроля состоялась пресс-конференция, посвященная вступлению в силу с 1 октября 2012 г. Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ). Как отметил в своем выступлении Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон, это новый этап в совершенствовании контроля и надзора в стране. Все нововведения Указа направлены на дальнейшее упорядочение проверок и сокращение их количества.
Основная новация – предотвращение нарушений
"Основной новацией является то, что на первый план выходят не проверки и наказание за уже допущенные субъектами нарушения, а предотвращение этих нарушений через выявление и устранение причин и условий их совершения", – сказал А. Якобсон. "То, какие результаты по недопущению нарушений даст упреждающий контроль, должно стать основным критерием в оценке результативности работы каждого государственного органа и конкретного проверяющего", – подчеркнул Председатель Комитета госконтроля.
Превентивной формой контроля будет мониторинг, основная цель которого, по словам А. Якобсона, – выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, и своевременное их устранение. "Но если умышленно допускается серьезное нарушение, игнорируются требования законодательства, виновные должны и будут отвечать по всей строгости закона. Если выявленные в ходе мониторинга нарушения субъект устранять не желает, либо, устранив нарушение, допускает аналогичное, закрывать на это глаза мы, конечно, не будем", – пояснил он.
Системные нарушения – под контроль
Что касается проверок, то они будут назначаться в тех отраслях и у тех субъектов, где действительно есть серьезные экономические проблемы и системные нарушения. "Указ предусматривает дополнительные гарантии для тех, кто добросовестно исполняет законодательство. Проверять таких субъектов в плановом порядке чаще одного раза в 5 лет запрещается", – сказал Председатель Комитета госконтроля. Руководитель контрольного ведомства уверен, что эффективность контроля в стране, несмотря на его либерализацию, не должна быть снижена, особенно по таким направлениям, как борьба с лжепредпринимательством, использование средств бюджета и госсобственности, реализация крупных инвестпроектов, внешнеэкономическая деятельность, валютный контроль, промышленный и строительный комплекс, транспорт, банки, потребительский рынок, сфера услуг, социальная сфера.
Скрывать доходы бессмысленно
"Борьба с лжепредпринимательством и сокрытием доходов становится общей задачей государства и деловых кругов, так как мы заинтересованы в равных условиях конкуренции", – заявил на пресс-конференции председатель общественного объединения "Белорусский союз предпринимателей" Александр Калинин. При этом он подчеркнул, что Указ необходимо рассматривать в комплексе с системным улучшением деловой среды в стране и созданием привлекательных налоговых режимов. На сегодняшний день в Беларуси самая низкая в ЕЭП ставка налога на прибыль – 18 %. В 2013 г. ожидается снижение налога для малого бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения, и расширение сферы применения данной системы налогообложения за счет увеличения критериев выручки и численности работников. "В этой связи бессмысленно заниматься сокрытием доходов", – считает председатель союза предпринимателей.
Число проверок сокращено
"Указ уже дал свои результаты, – сообщила корреспондентам начальник отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов Комитета госконтроля Данута Рыжикова. – Из координационных планов на 2-е полугодие 2012 г. исключаются те проверки, которые были запланированы с 1 октября 2012 г., так как ряд органов утратил право проведения проверок. На сегодняшний день исключено 390 проверок именно по этому основанию". В Комитете госконтроля рассчитывают на серьезное сокращение количества проверок за счет упорядочения структуры контролирующих и надзорных органов и пересмотра их функций.
Пересмотрены отдельные критерии подходов к отнесению субъектов к группам риска
Как сказала заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов главного экспертно-правового управления Комитета госконтроля Татьяна Чухлей, подходы к отнесению субъектов к группам риска в целом не изменились, однако пересмотрены отдельные критерии. В числе произошедших изменений:
– исключение из высокой группы риска грузоперевозчиков, имеющих книжки МДП;
– отнесение к высокой группе риска субъектов, допускающих несвоевременную уплату НДС по товарам, ввозимым из Республики Казахстан;
– уточнение критерия средней группы риска – отражение субъектом суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
"Речь идет о ситуации, когда показываются расходы в размере 95 % и более от суммы дохода", – пояснила Т. Чухлей. Она также отметила, что к высокой группе риска теперь отнесены землепользователи, по которым в течение календарного года имеется информация о фактах самовольного захвата земли, нецелевого ее использования.
За формальные нарушения наказания не будут значительными
Отвечая на вопрос корреспондента журнала "Главный Бухгалтер" о статусе разъяснительных писем министерств и ведомств, начальник главного экспертно-правового управления Комитета госконтроля Василий Герасимов подчеркнул, что официальное трактование может дать только орган, который издает нормативный правовой акт или специально уполномоченный на это орган, а все остальное – не более чем мнение государственного органа. "Это мнение не является превалирующим. Будет дана соответствующая трактовка нормам законодательства, проанализированы все доказательства и только после этого будет принято решение", – пояснил он. "Но, надо сказать, что все логичное и разумное учитывается", – добавил А. Якобсон.
Кроме того, председатель Комитета госконтроля сообщил о планируемых изменениях в Кодекс РБ об административных правонарушениях, которые позволят "учитывать все обстоятельства и не наказывать большими штрафами за формальные нарушения". После принятия этих поправок в большинстве случаев ответственность будет нести не юридическое лицо, а конкретное должностное лицо, которое допустило нарушение. Помимо этого, вводится такое понятие, как предупреждение, что, в принципе, позволит обходиться без штрафа, и добавляется перечень смягчающих обстоятельств для наложения ответственности.