В виду производственной необходимости за пределами Республики Беларусь организация понесла представительские расходы по приему делегации (питание, аренда помещения, оплата услуг переводчика). Расходы подтверждены документально. Оформлены приказы, программа встречи, смета расходов, отчет о проведении встречи.
Могут ли данные расходы быть учтены при налогообложении прибыли?
По мнению автора, могут.
При рассмотрении вопроса об отнесении расходов по проведенному представительскому мероприятию |*| в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, следует исходить из их необходимости в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Проведение таких мероприятий должно быть направлено на развитие, расширение, сохранение стабильности осуществляемой предпринимательской деятельности, привлечение новых контрагентов. При этом не имеет значения, достигнуты ли в ходе проведения представительских мероприятий соглашения и заключены ли договоры.
* О представительских расходах в составе нормируемых затрат при расчете налога на прибыль
Вопросы бухгалтерского и налогового учета представительских расходов были разъяснены в письме МНС Республики Беларусь от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 «О представительских расходах» (далее – Письмо МНС) и письме Минфина Республики Беларусь от 25.08.2017 № 15-1-17/311.
Справочно: Письмо МНС разъясняет, что к представительским расходам целесообразно относить расходы организации на официальный прием представителей других организаций, отдельных лиц в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (наблюдательного совета), иного органа управления плательщика, кроме исполнительных органов, и приводит возможный перечень представительских вопросов:
– проживание в гостиницах;
– питание (завтрак, обед, ужин, кофе-паузы);
– транспортные услуги;
– проведение официального приема лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
– культурные мероприятия;
– оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;
– приобретение и (или) изготовление сувениров, продукции с символикой своего предприятия, цветов для лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
– аренду помещения для проведения представительских мероприятий.
При этом обращено внимание, что указанный перечень представительских расходов не является исчерпывающим и в состав представительских расходов могут быть включены и иные обоснованные и документально подтвержденные расходы.
Отметим, что Письмо МНС не указывает на то, что прием делегаций должен происходить именно на территории Республики Беларусь для признания расходов представительскими.
Для целей налогообложения прибыли следует учитывать нормы подп. 2.5 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК): в 2019 г. к нормируемым затратам относятся в составе прочих затрат (п. 2 ст. 171 НК) представительские расходы.
Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом НДС (п. 3 ст. 171 НК). Таким образом, по мнению автора, организация вправе учесть при налогообложении прибыли (в качестве нормируемых) документально подтвержденные представительские расходы по приему делегации за пределами Республики Беларусь, связанные с производственной деятельностью.