Представительство иностранной организации в гражданском законодательстве
Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. Оно имеет наименование, содержащее указание на иностранную организацию, его создавшую, и считается созданным на территории Республики Беларусь с момента получения разрешения на его открытие. При этом законодательство может устанавливать ограничения на предпринимательскую и иную деятельность представительств иностранных организаций. Представительства не являются юридическими лицами (ст. 51-1 Гражданского кодекса РБ).
Таким образом, особенности гражданско-правового статуса представительств (в т.ч. иностранной организации) в том, что они:
1) расположены вне места нахождения головной организации;
2) выполняют ограниченный объем функций (защита и представительство интересов юридического лица, совершение от его имени сделок и иных юридических действий, изучение рынков, прием заказов и т.п.), как правило, исключающий производственную деятельность;
3) действуют от имени головной организации, так как сами не имеют статуса юридического лица.
Постоянное представительство для целей налогообложения в налоговом законодательстве
От гражданско-правового понятия представительства следует отличать налоговое понятие "постоянное представительство для целей налогообложения" (ст. 139 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). Они совпадают лишь частично. Например, статусом постоянного представительства для целей налогообложения может обладать и белорусское лицо (юридическое или физическое). Напротив, представительство иностранной организации, не ведущей хозяйственную деятельность в Республике Беларусь, не является постоянным представительством.
При постановке на налоговый учет в налоговых органах РБ иностранному плательщику может быть присвоен один из налоговых статусов:
A – иностранное юридическое лицо (постоянное представительство);
C – иностранное юридическое лицо (банковский счет);
G – иностранное юридическое лицо (корреспондентский счет);
K – иностранное юридическое лицо (концертно-зрелищная деятельность);
N – иностранное юридическое лицо (недвижимость);
P – иностранное юридическое лицо (представительство);
U – иностранное юридическое лицо (учредитель) (присваивается впервые обратившейся иностранной организации);
Z – иностранное юридическое лицо (постоянное представительство, зависимый агент).
Иностранными организациями, действующими через постоянное представительство, признаются только имеющие статус А, Z и в некоторых случаях K; налоговые статусы P, C, G, N, U не приводят к образованию постоянного представительства.
Порядок открытия представительств: есть изменения
Остановимся на основных изменениях, которые внесло постановление № 1189 в порядок открытия и деятельности представительств. Прежде всего, изменен перечень целей открытия представительства для коммерческих и некоммерческих организаций (см. табл. 1).
На первый взгляд изменения минимальны. Но, если ранее представительства организаций, деятельность которых регулировалась постановлением № 929, были "вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь только от имени и по поручению представляемой им организации", то теперь из постановления № 1189 всякое упоминание про предпринимательскую деятельность исключено. С другой стороны, в постановлении № 1189 появилась новая норма о том, что "представление интересов иностранной организации лицами, командированными в Республику Беларусь для ведения переговоров, может осуществляться без открытия представительства".
Какие документы нужно представить для получения разрешения на открытие представительства
В табл. 2 сравним перечни документов, которые представляют в МИД для получения разрешения на открытие представительства, в соответствии с упомянутыми постановлениями.
–––––––––––––––––––
* Данная норма отличается от ранее действовавшей редакционными правками. – Прим. авт.
Основные изменения в перечне документов, как видим, связаны с исключением учредительных документов головной организации. Что касается программы (проекта) для некоммерческих организаций, то в Положении № 929 она также упоминалась, хотя не предоставлялась при регистрации.
На какой срок выдается разрешение и можно ли его продлить
Установлен 10-дневный срок на выдачу МИД соответствующего разрешения. Заметим, что стандартный срок для административных процедур – 15 дней (п. 2 ст. 12 Закона РБ от 28.10.2008 "Об административных процедурах"). Размер госпошлины составляет 65 базовых величин (БВ) за каждый год действия (20 БВ для благотворительной деятельности).
Положением № 1189 предусмотрено, что разрешение выдается на срок 3 года с возможностью продления. После получения разрешения в течение месяца руководитель представительства согласно постановлению № 1189 обязан направить в МИД письменную информацию о штатном расписании, номерах телефонов, факсов представительства иностранной организации, а также о постановке иностранной организации на учет в налоговых и иных органах Республики Беларусь.
Каковы обязанности представительств по регистрации
Иностранные организации в течение 10 рабочих дней со дня получения разрешения в МИД по их заявлению подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства. К заявлению прилагают оригиналы или копии разрешения МИД, положения о представительстве и доверенности на руководителя представительства (п. 2 ст. 66 НК).
Помимо налоговых органов представительства иностранных организаций обязаны зарегистрироваться:
1) в органах ФСЗН – в течение 10 рабочих дней со дня утверждения положения о представительстве. Для регистрации предоставляется положение о представительстве;
2) в РУСП "Белгосстрах" – в месячный срок со дня получения в МИД разрешения на свое открытие (с представлением копии такого разрешения).
Заметим, что во всех этих случаях в отличие от общего порядка регистрации юридических лиц, установленного Декретом Президента РБ от 16.08.2009 № 1 "О государственной регистрации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", принцип "одно окно" не действует: регистрация осуществляется не на основании информационной карты юридического лица, полученной от регистрирующего органа, а на основании заявления самого представительства.
Представляйте отчет в МИД ежегодно
Письменный отчет о деятельности теперь представляется 1 раз в год (с 1 по 10 января), а не дважды, как ранее. В него включают сведения о местонахождении, штатном расписании, номерах телефонов, факсов представительства, открытых иностранной организацией счетах, осуществляемых представительством проектах (программах), сроках и ресурсах для их реализации, размере выделенных общественным организациям (объединениям) и гражданам ресурсов (грантов) и их получателях, а также описание деятельности представительства за истекший период.
Постановление № 1189 и трудовые отношения: появились новые проблемы
Постановление № 1189, как и прежнее, предусматривает, что трудоустройство в представительствах иностранных организаций осуществляется в соответствии с законодательством РБ о труде (п. 17). Этим самым заполняется правовой пробел в Трудовом кодексе РБ (далее – ТК), который регламентирует только особенности труда в дипломатических и консульских представительствах (ст. 321 ТК).
Однако не все так просто.
Во-первых, наниматель по ТК – это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Таким образом, от имени представительства трудовой договор заключать неверно, он должен заключаться от имени головной организации.
Во-вторых, ст. 3 ТК предусматривает, что "Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь", т.е. место заключения договора за границей (место нахождения нанимателя) лишает трудовой договор привязки к территории Республики Беларусь, а значит, и распространению на такой договор ТК.
В-третьих, работниками представительства могут быть не только белорусские, но и иностранные граждане, на которых (по аналогии со ст. 321 ТК) должно распространяться, скорее, иностранное трудовое законодательство.
По этой причине, по мнению автора, существует возможность в контракте (в первую очередь, с руководителем, а также с иностранными работниками) подчинить его действие иностранному трудовому законодательству.
Заметим, что в отличие от предшествующего постановления новое ограничивает число работников представительства – иностранных граждан и лиц без гражданства 5 человеками.
Положение № 1189 больше не содержит общего запрета на осуществление деятельности иностранных организаций на территории Беларуси без открытия представительства (п. 11 Положения № 929) и не обязывает юридические лица государств – участников Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подписанного в г. Ашгабаде 24.12.1993, для осуществления деятельности в Республике Беларусь зарегистрировать на территории Республики Беларусь предприятие с правами юридического лица либо представительство.
Представительства иностранных банков регистрируются в Беларуси в Нацбанке в ином порядке, установленном ст. 91 Банковского кодекса РБ и Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 08.04.2013 № 640.