Возражения и жалобы по результатам совместной проверки надо представлять отдельно каждому органу, участвовавшему в ней
Как правило, контролирующие и надзорные органы при проверках организаций выявляют нарушения законодательства. В таких случаях результаты проверки должны быть оформлены актом проверки, причем не менее чем в 2 экземплярах. Составленный акт должен быть подписан:
– руководителем проверяемой организации (ее представителем) и проверяющим (руководителем проверки – при наличии нескольких проверяющих).
Если проверка касалась вопросов, связанных с осуществлением организацией финансово-хозяйственных операций, то акт также должно подписать лицо, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом организации;
– не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки.
День окончания проверки должен быть указан в предписании на проверку.
Отметим, что указанный срок – только для проверяющих. Должностные лица проверяемой организации подписывают акт после того, как он будет подписан и представлен им проверяющими. При этом срок для такого подписания законодательством не установлен.
В акте также проверяющий (руководитель проверки) должен обязательно указать дату подписания акта, которая является датой составления акта проверки.
Справочно: порядок составления акта определен в Положении о порядке организации и проведения проверок, утвержденном Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Положение, Указ № 510).
Если же по результатам проверки нарушений актов законодательства не выявлено, оформляется справка проверки.
Отметим, что если проверку проводили сразу несколько контролирующих (надзорных) органов (совместная проверка), то ее результаты должны быть оформлены каждым контролирующим (надзорным) органом отдельно. В случае если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, то 1 экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.
По результатам такой проверки представление возражений и обжалование итоговых решений осуществляется отдельно по каждому составленному акту (вынесенному решению).
Не является совместной проверка, проводимая:
– вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов (например, областная инспекция МНС привлекает работников районной инспекции, при этом предписание на проверку должна выписать именно областная инспекция, а не наоборот);
– органами КГК, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов.
Процедура такого привлечения (для органов КГК) определена в Порядке привлечения органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, иных организаций, утвержденном приказом КГК РБ от 22.02.2010 № 15.
В подобных случаях акт проверки должен быть составлен только одним органом (например, областной инспекцией МНС, органом КГК или органом прокуратуры). Работники привлекаемых органов отдельного акта проверки в этих случаях не составляют, так как проверка не считается совместной.
Возражения по акту проверки надо представить не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта
Подписание акта не означает, что организация согласилась с его содержанием. Лица, подписывающие акт, вправе перед своей подписью указать на наличие у них возражений по содержанию акта, после чего представить сами возражения в контролирующий или надзорный орган в письменном виде не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта.
Применительно к этому и иным срокам, о которых будет сказано ниже, следует обращать внимание как на то, в каких днях (рабочих или календарных) они исчисляются, так и на установленные Указом № 510 правила исчисления сроков. Таких правил четыре:
1. Течение срока, исчисляемого месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
2. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
3. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Отметим, что данное правило актуально только для сроков, исчисляемых в календарных днях.
4. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24:00 последнего дня срока.
Пример 1
Акт проверки подписан с возражениями 16 мая 2013 г. Срок для представления возражений начинает течь с 17 мая и заканчивается 6 июня. Следовательно, уже 7 июня представленные возражения могут быть не приняты проверяющими во внимание.
Поступившие возражения будут изучены проверяющим (руководителем проверки) контролирующего (надзорного) органа, и по ним в течение 15 рабочих дней должно быть составлено письменное заключение. Такое заключение должно быть направлено организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручено руководителю или иному представителю организации под роспись.
Не исключено, что подача возражений повлечет за собой дополнительную проверку организации. Но такая проверка должна:
– быть проведена исключительно в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях.
Важно! Вопросы, которые в возражениях не затронуты, проверяться или перепроверяться не должны;
– быть назначена не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений;
– длиться не более 10 рабочих дней.
В случае дополнительной проверки письменное заключение по возражениям направляется организации или вручается руководителю (иному представителю) организации не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
Таким образом, процесс подачи возражений по акту проверки выглядит следующим образом (см. схему 1):
Схема 1
Справочно: если в акте проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт проверки, то в него могут быть внесены изменения и (или) дополнения. Кроме того, в случаях, когда при проведении проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства возникают вопросы, требующие подтверждения со стороны уполномоченных на это налоговых органов других государств, в акте проверки производится запись об обращении в указанные органы за соответствующим подтверждением, после получения которого в такой акт проверки при необходимости также вносятся изменения и (или) дополнения. Все указанные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) организации или ее представителю. Возражения по ним организация представляет в вышеизложенном порядке, т.е. аналогичном тому, что установлен для подписания, вручения (направления) самого акта проверки, представления возражений по нему.
Проверенная организация вправе обжаловать решение по акту проверки как в досудебном, так и в судебном порядке
На основании акта проверки, а также с учетом результатов рассмотрения возражений на него, а при проведении дополнительной проверки – также с учетом ее результатов контролирующий (надзорный) орган принимает соответствующий итоговый документ:
– решение по акту проверки;
– требование (предписание) об устранении нарушений.
Возможно вынесение обоих указанных документов.
Как указано в Положении, итоговый документ выносится при наличии для этого оснований, т.е. в некоторых случаях по итогам проверки, выявившей нарушения, он не выносится (например, когда нарушения устранены еще в ходе проверки, в связи с чем нет оснований требовать их устранения).
Вид документа – решение или требование (предписание) – особого значения не имеет. Как решение по акту проверки (его, как правило, выносят налоговые органы), так и требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения организацией. Однако в случае вынесения требования (предписания) проверяемый субъект должен письменно проинформировать контролирующий (надзорный) орган, проводивший проверку, о выполнении каждого его пункта в установленные в документе сроки.
Важно! Требование (предписание) об устранении нарушений обязательно должно содержать указание:
– на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены;
– срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее 2 рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений).
В случае неинформирования контролирующего (надзорного) органа в срок об устранении нарушений виновные должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности по ст. 23.16 "Непредставление документов, отчетов и иных материалов" КоАП* в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
__________________________
* Кодекс РБ об административных правонарушениях.
Пример 2
В отношении проверенной организации вынесено требование об устранении нарушений, в котором указано, что нарушения должны быть устранены не позднее 31 мая 2013 г., а контролирующий орган должен быть проинформирован об этом не позднее 3 июня 2013 г.
С учетом вышеизложенных правил исчисления сроков проверяемый субъект обязан устранить нарушение до 24:00 31 мая 2013 г., а уведомление об устранении отправить контролирующему органу по почте не позднее 24:00 3 июня 2013 г. О времени отправления будет свидетельствовать почтовый штемпель.
В свою очередь контролирующий (надзорный) орган не позднее 2 рабочих дней со дня получения сообщения вправе назначить проведение внеплановой контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений. Такая проверка:
– имеет строго целевое назначение – выяснить, устранены ли выявленные в ходе основной проверки нарушения;
– может длиться не более 5 рабочих дней.
Одновременно по фактам выявленных в ходе проверки нарушений контролирующим или надзорным органом может быть составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, а в ряде случаев (например, если нарушение влечет за собой штраф с конфискацией товаров, являющихся предметом правонарушения, и (или) транспортных средств, которые использовались как средство совершения правонарушения), протокол передается для рассмотрения в хозяйственный суд.
Вопросы вынесения и обжалования решений по актам проверок и требований (предписаний) об устранении нарушений регламентируются Положением. Обжалование постановления о наложении административного взыскания (в виде штрафа или штрафа с конфискацией) осуществляется в особом порядке, который мы в данном материале не рассматриваем.
Проверенная организация вправе обжаловать решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, если полагает, что такие решения, требования (предписания) приняты с нарушением норм, установленных Положением или иным актом законодательства, либо нарушают ее права.
Положением предусмотрены как досудебное, так и судебное обжалование. Выбор между ними делает сама организация.
Важно! Для обращения в хозяйственный суд не нужно предварительно обжаловать документ в вышестоящий орган, т.е. прибегать к досудебному порядку обжалования.
Жалоба в досудебном порядке может быть подана только в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения, требования (предписания)
В досудебном порядке решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений обжалуется в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган и только при его отсутствии (например, обжалуется решение министерства) – вышестоящему должностному лицу. Например, если решение или требование (предписание) вынесены министерством и подписаны заместителем министра, то жалоба может быть подана министру. Если решение или требование (предписание) будут подписаны министром, то обжаловать их в досудебном порядке уже нельзя и нужно сразу обращаться в суд.
Важно! 30-дневный срок исчисляется не со дня получения документа организацией, а со дня его вынесения.
Пример 3
Решение по акту проверки вынесено 17 мая 2013 г., получено представителем организации 21 мая. Срок для обжалования начинает течь 18 мая (несмотря на то, что это суббота, так как срок исчисляется в календарных днях) и 30-й календарный день истекает 16 июня (воскресенье). Следовательно, с учетом вышеизложенных правил исчисления сроков жалоба должна быть подана не позднее 17 июня (понедельник).
Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. Однако если срок пропущен по уважительной причине, то он по заявлению организации может быть восстановлен вышестоящим контролирующим (надзорным) органом (при его отсутствии – вышестоящим должностным лицом). В заявлении следует указать причину пропуска и приложить подтверждающие документы.
Жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее получения.
Пример 4
Жалоба была получена контролирующим органом 30 января 2013 г. Месячный срок начинает исчисляться с 31 января и заканчивается 28 февраля 2013 г. (четверг) – это последний день, когда жалоба должна быть рассмотрена.
В судебном порядке жалоба должна быть подана организацией в хозяйственный суд в течение года со дня его вынесения
Восстановление годичного срока даже в случае его пропуска по уважительной причине не предусмотрено.
Пример 5
Решение по акту проверки вынесено 15 июня 2012 г. Отсчет годичного срока начинается 16 сентября 2012 г. (суббота), а сам годичный срок на обжалование решения в суде заканчивается 15 июня 2013 г. (суббота).
С учетом вышеизложенных правил исчисления сроков последний день на подачу жалобы в суд – 17 июня 2013 г. (понедельник).
Организация вправе одновременно подать жалобу и в вышестоящий контролирующий(надзорный) орган (при его отсутствии – вышестоящему должностному лицу), и в суд, а может делать это последовательно: сначала применить досудебный порядок, а если это не поможет, то обращаться в суд (см. схему 2).
Схема 2
Проверяемая организация вправе обжаловать незаконность самой проверки, но только в течение 10 календарных дней со дня начала проверки
Чего позволит добиться признание проверки незаконной?
Такое признание влечет недействительность всех ее результатов, а если проверка не завершена – также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.
Основаниями для признания проверки незаконной являются (п. 22 Указа № 510):
– невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (в журнал производства работ), если указанные книга или журнал представлены проверяемой организацией;
– нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки, в т.ч. ее необоснованное назначение.
Для признания проверки незаконной следует направить соответствующую жалобу вышестоящему органу, а если таковой отсутствует (например, проверка назначена министерством, государственным комитетом), – руководителю органа, назначившего проверку.
Важно! Такая жалоба может быть подана проверяемым субъектом в течение 10 календарных дней со дня начала проверки (дата начала проверки обязательно указывается в предписании на проверку). Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении.
Жалоба подлежит рассмотрению вышестоящим органом не позднее 10 календарных дней со дня ее получения.
Пример 6
Проверка начата 16 октября 2013 г. Отсчет 10-дневного срока для подачи заявления начинается с 17 октября 2013 г. и заканчивается 28 октября этого года (26 октября – суббота, поэтому окончание срока перенесено на ближайший рабочий день). Если заявление о признании проверки незаконной будет подано 28 октября 2013 г. (т.е. в последний день срока), то срок для ее рассмотрения начинает течь 29 октября 2013 г. и заканчивается 8 ноября (7 ноября – нерабочий день).
Копия решения по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия должна быть направлена самой организации, а также в органы КГК или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной (указанные органы могут привлечь должностных лиц, виновных в незаконном назначении проверки, к административной ответственности).
Если вышестоящий орган откажет в признании проверки незаконной, организация вправе обжаловать нарушение установленного порядка назначения поверки (невнесение записи в книгу или журнал) в хозяйственный суд в 10-дневный срок со дня:
– получения решения об отказе;
– если ответ организацией в установленные сроки не получен, – со дня истечения 10-дневного срока рассмотрения жалобы и 3-дневного срока направления ответа по ней.
Важно! Подача жалобы о признании проверки незаконной не приостанавливает проведения проверки.
Пример 7
Организация в апреле 2013 г. была отнесена налоговым органом к высокой группе риска. В связи с этим она была включена в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на 2-е полугодие 2013 г., и в сентябре 2013 г. налоговый орган выдал предписание на плановую проверку, которая начата 13 сентября 2013 г. Основанием для этого послужило следующее: по мнению налогового органа, организация осуществляет как посредник оптовую торговлю автомобильными деталями, узлами и принадлежностями для автомобилей (данный вид деятельности организация указала в апреле 2011 г. при своей государственной регистрации в заявлении, поданном регистрирующему органу). Кроме того, налоговый орган посчитал, что организация не осуществляла в установленные сроки платежи по НДС по товарам, ввозимым из Российской Федерации, хотя у налогового органа были полученные от таможенных органов сведения о ввозе товаров из Российской Федерации.
Однако при отнесении организации к высокой группе риска налоговый орган не перепроверил актуальность информации, а также ее достоверность. Так, организация прекратила осуществление оптовой торговли автомобильными деталями, узлами и принадлежностями для автомобилей еще в феврале 2012 г. Кроме того, налоговый орган не учел, что организация ввозила на территорию Республики Беларусь товары, освобождаемые от НДС при их ввозе на территорию Республики Беларусь, в связи с чем у нее отсутствовала обязанность по уплате "ввозного" НДС.
Таким образом, налоговый орган необоснованно отнес организацию к высокой группе риска и назначенная проверка является незаконной.
Организация вправе подать в вышестоящий налоговый орган заявление о признании проверки незаконной не позднее 23 сентября 2011 г.