Одним из оснований для корректировки налоговой базы по налогу на прибыль при реализации недвижимого имущества и товаров является выявление налоговым органом в ходе проверки:
– отклонения примененной плательщиком цены по проверяемой сделке от рыночной цены на идентичные (однородные) объекты недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;
– отсутствия у плательщика оснований, определенных ст. 30-1 Налогового кодекса РБ (далее – НК), для реализации недвижимого имущества по ценам с таким отклонением;
– осуществления внешнеторговой деятельности, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 60 млрд. бел. руб. на дату приобретения или на дату реализации товара и цена такой сделки отклоняется более чем на 60 % от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации;
– осуществления внешнеторговой деятельности, стороной которой является взаимозависимое лицо, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 60 млрд. бел. руб. на дату приобретения или на дату реализации и цена такой сделки отклоняется более чем на 60 % от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации.
Для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль цена сделки, определенная сторонами при заключении договора, признается рыночной ценой, если иное не будет определено в ходе налоговой проверки.
При совершении сделок по реализации имущества, оценка которого требует обязательного заключения оценщика, цена на реализуемое недвижимое имущество, определенная оценщиком согласно законодательству об оценке, признается рыночной для целей налогообложения. Если законодательство РБ не предусматривает проведения обязательной оценки стоимости реализуемого недвижимого имущества, то его рыночная стоимость, определенная оценщиком (в т.ч. в размере ниже балансовой (остаточной) стоимости), в условиях отсутствия аукционных торгов принимается во внимание в случае отсутствия (недостаточности) информации о рыночной стоимости недвижимого имущества, которую плательщик может получить из соответствующих источников. В случаях, когда объекты недвижимости реализуются без выставления на аукционные торги и проведения оценщиком оценки стоимости имущества, для обоснования цены перед заключением сделки целесообразно проводить внутреннюю оценку объекта недвижимости. При осуществлении внутренней оценки о стоимости недвижимого имущества, исходя из данных бухгалтерского учета, необходимо учитывать имеющуюся информацию о рыночной стоимости аналогичных объектов (не менее 2) на соответствующем рынке в соответствующем периоде. Перечень источников, которые могут быть использованы для получения информации о рыночных ценах, определен в п. 4 ст. 30-1 НК, а именно:
– информация о ценах, сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (а при их отсутствии – однородные) товары, состоявшихся в Республике Беларусь;
– информация о ценах исходя из статистики внешней торговли Республики Беларусь, опубликованной или полученной по запросу налоговым органом от таможенных органов, органов статистики;
– информация о ценах, сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии – однородные) товары, состоявшихся в иностранных государствах;
– информация о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственного управления РБ, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
– информация о ценах на идентичные (при их отсутствии – однородные) товары от компетентных органов иностранных государств, полученная на основании запросов налого-
вых органов РБ или иных государственных органов (организаций) РБ;
– информация о сделках, совершенных плательщиком;
– данные информационно-ценовых агентств.
При отсутствии (недостаточности) вышеприведенной информации налоговым органом используются:
– сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
– сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством РБ или иностранных государств об оценочной деятельности;
– сведения о рыночной стоимости идентичных (при их отсутствии – однородных) товаров, полученные налоговыми органами от уполномоченных государственных органов (организаций) Республики Беларусь, при их отсутствии – от органов (организаций) иностранных государств, осуществляющих ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию;
– калькуляция стоимости (себестоимости) товара;
– сведения из бухгалтерской и государственной статистической отчетности организаций, в т.ч. указанные сведения, опубликованные в общедоступных информационных системах, а также размещенные на официальных сайтах белорусских и иностранных организаций;
– иная информация, имеющаяся в распоряжении налоговых органов.
Если цена сделки находится в диапазоне рыночных цен согласно такой информации о рыночных ценах, то она считается рыночной ценой. Соответственно отклонение от этих цен более чем на 20 % в сторону понижения от минимального значения диапазона является основанием для анализа сделки в ходе налоговой проверки и доначисления налога на прибыль.
В случае реализации недвижимого имущества через аукцион цена сделки, определенная в ходе его проведения, признается рыночной ценой для целей налогообложения.
В практике проведения аукционов нередко имеет место неоднократное их проведение, в результате чего собственник недвижимого имущества снижает первоначально установленную цену и объект недвижимости реализовывается единственному подавшему заявку на участие в аукционе участнику. В данной ситуации необходимо руководствоваться следующим: рыночная цена – это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на национальном (или, в зависимости от условий продаж, на региональном) рынке идентичных товаров, а при их отсутствии – однородных товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Если нет нарушений при организации аукциона, не состоявшегося по причине отсутствия должного числа заявок, цена сделки, заключенная в данных условиях, может быть принята в качестве рыночной цены.
Данный вывод основан на разъяснении МНС, изложенном в письме от 06.04.2012 № 2-2-9/1111.
Справочно: если после сопоставления цен, примененных плательщиком по сделкам, с рыночными ценами, определенными с использованием методов, установленных ст. 30-1 НК, будут выявлены отклонения в сторону увеличения налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной налоговым органом, по сравнению с налоговой базой по налогу на прибыль, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете), в результате чего в бюджет был недоплачен налог, налоговый орган вправе вынести решение о корректировке налоговой базы по налогу на прибыль и перерасчете налога таким образом, как если бы результаты этой сделки (сделок) были отражены плательщиком исходя из рыночных цен на соответствующие товары. Пересчет размера обязательств по налогу на прибыль, подлежащего уплате текущими платежами за налоговый период, следующий за проверяемым, не производится.
Корректировка налога на прибыль означает изменение налоговой базы с учетом особенностей, установленных НК, без изменения стоимостных показателей в платежных инструкциях и первичных учетных документах, подтверждающих отгрузку (приобретение) товаров. Результаты корректировки налоговой базы по налогу на прибыль и сумма налога на прибыль за проверяемый налоговый период, подлежащая доплате плательщиком в результате такой корректировки, должны быть отражены налоговым органом соответственно в акте проверки и решении по акту проверки (ст. 30-1 НК).