За невыполнение, по мнению плательщика, неправомерного решения налогового органа (его должностных лиц) плательщик будет привлечен к ответственности
За плательщиками нормативно закреплено право получать от налогового органа копию представленной ими ранее налоговой декларации (расчета) (подп. 1.72 п. 1 ст. 21 НК), а также информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций в целях уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее – налог), пеней (подп. 1.73 п. 1 ст. 21 НК).
Необходимость в получении копий налоговых деклараций (расчетов) обусловлена ситуациями, когда у плательщика такие документы, например, вследствие утраты, хищения, наступления форс-мажорных обстоятельств, отсутствуют. Как известно, при отсутствии у плательщика документов, обеспечивающих возможность исчисления размера налогов, контролирующий (надзорный) орган вправе определить размер причитающихся к уплате в бюджет налогов:
– на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;
– сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;
– расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Очевидно, что исчисление налогов такими методами не в интересах плательщика, в связи с чем плательщику предоставляется возможность получить в налоговом органе копии ранее представленных налоговых деклараций (расчетов), восстановить бухгалтерский, налоговый учет и представить документы бухгалтерского, налогового учета в налоговый орган в установленный им срок.
Предоставление налоговым органом плательщику информации о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций, призвано способствовать своевременному исполнению последним налогового обязательства.
Такие права плательщик может реализовать путем подачи заявления в налоговый орган по месту постановки на учет. При этом информация о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций, подлежит представлению плательщику в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления (подп. 1.17 п. 1 ст. 82 НК). Срок представления плательщику копии представленной им ранее налоговой декларации (расчета) НК не установлен. Полагаем, что к такой ситуации подлежит применению срок, определенный Законом РБ от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" (п. 3 ст. 17), – продолжительностью 15 дней.
Также закреплено право плательщика не выполнять неправомерные решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям НК. Кроме того, плательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков (подп. 1.8 п. 1 ст. 21 НК). Эти права плательщика корреспондируют с обязанностью налогового органа и его должностных лиц действовать в строгом соответствии с законодательством (ст. 82 НК).
Неправомерными являются решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не основанные на нормах НК.
Например, неправомерными решениями могут быть решения:
– по акту проверки, о приостановлении операций по счетам в банке, об аресте имущества, взыскании налога.
Справочно: с 1 января 2013 г. установлен срок, в течение которого решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика по его счетам в банке должно быть доведено до банка и плательщика на бумажном носителе или в виде электронного документа, – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 5 ст. 53 НК).
Если такое решение доводится до плательщика на бумажном носителе, то он (его представитель) должен получить его под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении);
– о досрочной уплате налогов; передаче налоговому органу или должностному лицу какого-либо имущества, принадлежащего плательщику; об обеспечении транспортом; предоставлении средств связи; представлении налоговой отчетности по формам, не соответствующим требованиям законодательства; представлении документов, не предусмотренных НК; включении в налоговую декларацию (расчет) сведений, не указанных в п. 7 ст. 63 НК.От редакции:
Налоговые органы не вправе требовать от плательщика (иного обязанного лица) включения в налоговую декларацию (расчет) данных, не связанных с исчислением и уплатой налога, сбора (пошлины), за исключением следующих данных (п. 7 ст. 63 НК), а именно:
тип декларации (расчета): ежемесячная, квартальная, с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
наименование и код налогового органа;
место нахождения (место жительства) плательщика (иного обязанного лица);
полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика (иного обязанного лица);
номер контактного телефона;
среднесписочная численность работников за отчетный период;
фонд заработной платы;
код вида экономической деятельности;
чистая прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), отраженная в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета;
общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, предусмотренном подп. 3.13.1 и 3.13.3 п. 3 ст. 286 НК;
общая площадь земельных участков, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, определенном подп. 3.14.1 п. 3 ст. 286 НК.
Каким же образом может быть реализована указанная норма?
На практике невыполнение плательщиком неправомерных решений налогового органа и требований их должностных лиц влечет привлечение плательщика к ответственности, поскольку критерии неправомерности решения или требования у плательщиков и налоговых органов различны. В силу презумпции законности решений налоговых органов (требований их должностных лиц) до их признания незаконными по установленной процедуре они будут считаться законными, соответствующие решения (требования) должны исполняться. Законодательство не устанавливает каких-либо правовых последствий, если плательщик только сочтет решение налогового органа (требование его должностных лиц) незаконным. Хотя плательщик может инициировать в уполномоченных органах процедуры по признанию этих решений таковыми. Смысл нормативного положения подп. 1.81 п. 1 ст. 21 НК, как представляется, заключен в том, что плательщик не может нести отрицательных последствий неисполнения им решений налоговых органов (требований их должностных лиц), если впоследствии в надлежащем порядке будет установлена незаконность данного решения (требования). Наиболее эффективным в большинстве случаев является инициативный способ защиты прав путем обращения плательщика к уполномоченному органу. Так, например, если налоговый орган в нарушение ст. 75 НК при проведении проверки будет требовать представления документов и (или) информации, не имеющих отношения к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (например, статистических отчетов), либо представления документов и (или) информации в отношении плательщика, в отношении которого не проводится проверка, для плательщика, не представившего такие документы и (или) информацию, имеет смысл активно защищать свои права через обращение к вышестоящему налоговому органу о признании незаконным требования о представлении документов и (или) информации.
Пунктом 11 ст. 21 НК установлено общее право плательщиков взаимодействовать с налоговым органом в электронном виде. До 1 января 2013 г. такое взаимодействие ограничивалось представлением в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов), сообщений, заявлений, уведомлений в виде электронного документа и получением от налогового органа соответствующих подтверждений, решений. С 1 января 2013 г. плательщик вправе создавать первичные учетные документы в виде электронного документа, например, производить налоговые вычеты на основании первичных учетных документов, составленных в виде электронных документов (п. 5 ст. 107 НК).
Документы, подтверждающие право на налоговые льготы, плательщик обязан представлять только по требованию налогового или иного государственного органа
С этого года плательщик обязан представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, не только в налоговый орган по месту постановки на учет, но и иным государственным органам (иным организациям, должностным лицам) (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК), например при обращении в суд, нотариальные конторы, прокуратуру – при использовании льгот по государственной пошлине.
Кроме того, документы, подтверждающие право на налоговые льготы, плательщик обязан представлять по требованию налогового или иного государственного органа (иной организации, должностного лица). При отсутствии такого требования представление документов, подтверждающих право на налоговые льготы, – право, а не обязанность плательщика.
Установлена обязанность плательщика представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы.
Это обусловлено необходимостью осуществления налоговыми органами контроля за уплатой налогов плательщиками, находящимися в процессе ликвидации. Ведь после проведения налоговым органом проверки такого плательщика в связи с его ликвидацией и представления в регистрирующий орган справки об отсутствии задолженности перед бюджетом у него может возникнуть налоговое обязательство, например, в связи с реализацией имущества для расчетов с кредиторами при недостаточности денежных средств. Однако налоговый орган не вправе после проведенной проверки вновь проводить проверку плательщика.
Поэтому указанная обязанность должна быть исполнена в течение 2 рабочих дней со дня утверждения балансов в соответствии с законодательством.
Не все предоставляемые плательщиком сведения имеют статус налоговой тайны
С 1 января 2013 г. установлено, что сведения, предоставляемые не только налоговым или правоохранительным, но и иным органам других государств в соответствии с международными договорами РБ, не составляют налоговую тайну (подп. 1.6 п. 1 ст. 79 НК). В частности, Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 (далее – Соглашение) установлена обязанность органов государственной власти (управления) Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан предоставлять по соответствующим запросам органу, проводящему расследования, необходимую для целей проведения расследования информацию, предусмотренную Соглашением (п. 6 ст. 35). Орган, проводящий расследования, определяется Комиссией Таможенного союза (п. 4 ст. 3 Соглашения).
Кроме того, установлено, что к сведениям, не составляющим налоговую тайну, относятся информация о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности) и дата решения регистрирующего органа об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подп. 1.33 п. 1 ст. 79 НК).
Налоговые органы вправе проводить мониторинги
Право налоговых органов на проведение мониторинга закреплено в подп. 1.81 п. 1 ст. 81 НК.
Мониторинг – это новая форма контроля (надзора). Она заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.
По результатам мониторинга должностное лицо налогового органа должно оформить аналитическую (информационную) записку. На основании этой записки руководитель (его заместитель) налогового органа вправе принять одно из следующих решений:
– учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности плательщика;
– направить в адрес плательщика рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
– применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении плательщика и (или) его должностных лиц в случае невыполнения им рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.
Справочно: порядок проведения мониторинга определен Положением, утвержденным Указом Президента РБ от 26.07.2012 № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
Из НК исключена норма, согласно которой на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки налоговый орган мог приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) плательщиков для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассового оборудования (подп. 1.131 п. 1 ст. 81 НК). Данное изменение осуществлено с целью приведения норм НК в соответствие с нормами Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
В целях содействия исполнению плательщиками налогового обязательства с 2013 г. налоговый орган обязан представлять по заявлению плательщика информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций для уплаты налогов, сборов, пеней, в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления (подп. 1.17 п. 1 ст. 82 НК).