Рассчитаться с бюджетом можно с помощью карточек, электронных денег, Интернета
С развитием телекоммуникационных сетей и систем расчетов у плательщиков возникли более широкие возможности в способах исполнения денежных обязательств по налогам и сборам перед бюджетом. Теперь организации могут направлять платежные инструкции в банк в электронном виде посредством систем дистанционного банковского обслуживания (Клиент-банк, Интернет-банк, Телефон-банк и др.) либо применять систему расчетов с использованием электронных денег и банковских пластиковых карточек.
С учетом возможностей использования указанных систем в Налоговый кодекс РБ (далее – НК) внесены изменения в определение дня уплаты налога, сбора (пошлины) в этих случаях (подп. 3.1, 3.5 п. 3 ст. 46 НК).
Пример
Одним из носителей электронных денег являются предоплаченные пластиковые карточки, операции с которыми осуществляются в объектах программно-технической инфраструктуры для использования банковских пластиковых карточек (банкоматы, платежные терминалы, платежно-справочные терминалы самообслуживания, пункты выдачи наличных) (п. 3 Правил осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.11.2003 № 201).
День осуществления в безналичной форме платежа в пользу получателя денежных средств в объектах программно-технической инфраструктуры для использования банковских пластиковых карточек будет являться днем уплаты налога, сбора (пошлины).
Как и ранее, при уплате налогов, сборов (пошлин) НК допускает их взаимозачет. Исключение по применению взаимозачета составляют ввозные таможенные пошлины (п. 7 ст. 46 НК).
За неуплату сумм налога текущими платежами мер ответственности не установлено, однако пени придется уплатить
С 1 января 2011 г. плательщики уплачивают налог на прибыль текущими платежами в течение налогового периода в следующем порядке: не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря текущего налогового периода, а начиная с налогового периода 2012 г. – не позднее 22 апреля, 22 июля и 22 октября текущего налогового периода, 22 января года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 7.1 п. 7 ст. 143 НК).
Примечательно, что неуплата или неполная уплата сумм налога текущими платежами не является основанием для применения к плательщику (иному обязанному лицу) мер ответственности, установленной законодательными актами (п. 8 ст. 46 НК).
Таким образом, при неуплате или неполной уплате сумм налога текущими платежами административные взыскания за совершение административных правонарушений против порядка налогообложения, предусмотренные Кодексом РБ об административных правонарушениях, не применяются.
Вместе с тем при неуплате либо неполной уплате налога текущими платежами придется уплатить пени на основании ст. 52 НК.
Как представляются налоговые декларации при реорганизации организаций
НК урегулированы вопросы представления деклараций в случаях реорганизации организаций. Поскольку формы реорганизации различны, для каждой из них предусмотрен свой порядок (п. 2 ст. 63 НК).
Если реорганизация организации происходит в форме разделения, то налоговая декларация (расчет) представляется правопреемником (правопреемниками) реорганизованной организации отдельно по деятельности такой организации за период до государственной регистрации правопреемника (правопреемников) в соответствии с разделительным балансом.
Если реорганизация организации осуществляется в форме присоединения, то налоговая декларация (расчет) представляется правопреемником реорганизованной организации отдельно по деятельности такой организации за период до внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Перечень данных, которые плательщик должен представить в налоговой декларации налоговому органу, четко определен
НК установлен исчерпывающий перечень данных, которые плательщик должен представить налоговому органу в налоговой декларации. Эти данные приведены в п. 7 ст. 63 НК:
– тип декларации (расчета) (ежемесячная, квартальная, с внесенными изменениями и (или) дополнениями);
– наименование и код налогового органа;
– место нахождения (место жительства) плательщика (иного обязанного лица);
– полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика (иного обязанного лица);
– номер контактного телефона;
– среднесписочная численность работников за отчетный период;
– фонд заработной платы;
– код вида экономической деятельности;
– чистая прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), отраженная в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета.
Налоговые органы не вправе требовать от плательщика включения в налоговую декларацию иных данных.
Вносятся изменения в налоговую декларацию прошлого года? Сдаем ее по "старой" форме
Практически ежегодно в форму налоговой декларации вносятся изменения и дополнения, порой утверждаются совершенно новые формы деклараций по налогам. При обнаружении неполноты сведений, отраженных в налоговых декларациях за прошлые налоговые периоды, периодически возникал вопрос: по какой форме необходимо сдавать налоговую декларацию – по форме, действовавшей в периоде, за который вносятся изменения, либо по форме, действующей на момент обнаружения неполноты сведений?
Указанная многолетняя проблема наконец-то решена. НК установлено, что налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения (часть вторая п. 8 ст. 63 НК).