Организация получила товар по истечении 90 дней со дня проведения платежа. При этом она предприняла все меры, чтобы товар поступил в Республику Беларусь: писала претензионные письма, должностные лица ездили в Российскую Федерацию в командировку, был подан иск в суд.
На данную сделку не оформлялось разрешение на ее продление, так как российская сторона постоянно обещала выполнить свои обязательства.
Будет ли организация привлечена к административной ответственности?
Резиденты при импорте обязаны не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (в ред. от 09.08.2011**, далее – Указ № 178))***.
_____________________
* Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля (ст. 1 Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах").
** Гл. бухгалтер. – 2011. – № 32. – С. 25–29.
*** Там же. – 2008. – № 18. – С. 10–23.
В то же время Совет Министров совместно с Нацбанком имеет право по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций (часть первая подп. 1.5 п. 1 Указа № 178). Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22*.
Выдачу разрешений на продление данных сроков регулирует Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52.
____________________
* Гл. бухгалтер. – 2011. – № 43. – С. 32–33.
Выдачу разрешений на продление данных сроков регулирует Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52.
Получение разрешения Нацбанка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством, является не правом, а обязанностью резидента (абз. 4 подп. 1.16.1 п. 1 Указа № 178).
Юридическое лицо признают виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
При отсутствии же обращения резидента в Нацбанк (его главное управление по области) утверждение о принятии юридическим лицом всех мер по соблюдению нарушенных норм необоснованно.
Таким образом, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 11.37 КоАП.
Суд в отношении организации вынес решение о погашении кредиторской задолженности в пользу предприятия. В настоящее время у организации отсутствуют денежные средства и соответственно нет возможности погасить задолженность.
Предусмотрена ли административная ответственность за это и если да, то кто имеет право ее применить?
За непогашение кредиторской задолженности ст. 11.18 КоАП предусмотрена административная ответственность. Так, уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения по вступившему в законную силу судебному решению кредиторской задолженности влечет наложение штрафа в размере от 6 до 20 базовых величин (БВ), если:
1) у этих лиц была возможность выполнить обязательство;
2) в этих действиях нет состава преступления.
Данную меру могут применить должностные лица КГК. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами КГК, рассматривают органы КГК (ст. 3.7 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП)).
Каждая ситуация рассматривается индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, в т.ч. важно, имела ли организация реальную возможность погасить задолженность.
В ноябре в организации состоялась проверка с участием представителей КГК. Проверяющие установили, что организация имеет просроченный кредит. Директора организации привлекли к административной ответственности. По нашему мнению, кредитные отношения – это отношения между банком и организацией.
Правомерны ли действия проверяющих?
Да, правомерны.
Административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитополучателями обязательств по возврату банковских кредитов и уплате процентов в установленные кредитным договором сроки определена подп. 2.13 п. 2 Указа Президента РБ от 16.01.2002 № 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" (далее – Указ № 40).
Ведение административного процесса, в т.ч. наложение административных взысканий по правонарушениям, предусмотренным Указом № 40, осуществляют уполномоченные должностные лица органов КГК по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пп. 1 и 2 Указа № 40.
Организация занимается оптовой торговлей. Ее офис и склад находятся в разных районах города. Многие документы, в т.ч. подтверждающие приобретение товаров (товарно-транспортные накладные, в т.ч. международные "CMR"), находятся в офисе. Недавно в складских помещениях организации была рейдовая проверка, которую осуществляли представители финансовых расследований. За отсутствие на складе товарно-транспортных накладных (были карточки складского учета) организацию привлекли к административной ответственности.
Правомерны ли действия проверяющих?
Правомерны.
Так, приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей является хозяйственной операцией, так как это действие (событие), вызывающее изменения в объеме, составе, размещении и использовании активов и (или) пассивов организации.
Факт совершения хозяйственной операции должен быть подтвержден первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляет ответственный исполнитель совместно с другими участниками операции (ст. 9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").
Обязанность плательщиков обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, в местах их хранения и при их транспортировке установлена подп. 1.12 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Карточка складского учета в качестве самостоятельного документа, подтверждающего приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, не может применяться по причине отсутствия в ней необходимой информации.
Документами, подтверждающими приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, являются товарно-транспортная накладная и товарная накладная.
Таким образом, если в организации в местах хранения товарно-материальных ценностей отсутствуют документы, подтверждающие их приобретение (поступление), то такая организация нарушает указанную норму НК и будет привлечена к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 12.17 КоАП.
То есть приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов КГК влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 30 до 50 БВ с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
Имеют ли право должностные лица организации представить все необходимые документы после проверки?
Плательщики обязаны обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, в местах их хранения и при их транспортировке (подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК).
При этом контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.
Если запрашиваемые документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий) (п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510). Особенности истребования информации и (или) документов при проведении внеплановой тематической оперативной проверки предусмотрены в п. 88 указанного Положения.
Конкретные сроки представления документов не установлены в случаях, когда органы финансовых расследований осуществляют проверочные мероприятия в соответствии с Законом РБ от 09.07.1999 № 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" и ст. 13 Закона РБ от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь". В таких случаях Указ № 510 не применяют (абз. 4 п. 21 Указа № 510).
К проверочным мероприятиям, например, относят выявление случаев участия субъектов хозяйствования в операциях с лжепредпринимательскими структурами. В таких ситуациях собирают доказательства, опровергающие факт осуществления проверяемым субъектом конкретной хозяйственной операции с данными структурами, связанной, например, с приобретением или реализацией товаров, а также достоверно подтверждающие неучастие лиц, поименованных в первичном учетном документе (например, перевозчик, грузоотправитель), в обороте товара и т.д.
При осуществлении указанных мероприятий сроки представления документов определяет должностное лицо, осуществляющее их (например, исходя из объема необходимых к представлению документов).
Организация имеет склады, которые территориально расположены в разных концах города. Иногда возникают ситуации, когда товар надо перевезти с одного склада на другой.
Каким документом должна быть оформлена перевозка товаров со склада на склад?
Перевозка товаров со склада на склад является внутренним перемещением товара.
При перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 можно использовать первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, в соответствии с законодательством (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192).
В настоящее время перечень первичных учетных документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления, определен постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360. Он включает в себя 9 документов: товарно-транспортную накладную, товарную накладную, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, акт о приеме-передаче основных средств, акт о приеме-передаче нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акт о передаче не завершенного строительством объекта, акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.
В то же время Указ Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ) определил, что формы иных первичных учетных документов (т.е. не включенных в перечень, утвержденный Правительством) могут быть утверждены:
– руководителем организации (индивидуальным предпринимателем);
– республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином.
При этом организации (индивидуальные предприниматели) вправе самостоятельно утверждать формы документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (подп. 1.3 п. 1 Указа).
Следовательно, при оформлении операций по внутреннему перемещению товарно-материальных ценностей организации могут применять:
– ТТН-1 и ТН-2 установленных форм;
– накладные на внутреннее перемещение по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином;
– накладные на внутреннее перемещение, разработанные руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) самостоятельно.
Белорусская организация в течение 3 лет сотрудничает с российской фирмой. Российская сторона всегда добросовестно исполняла договорные обязательства. Однако последняя поставка товара в связи со смертью директора российской фирмы была осуществлена по истечении 68 дней (Указом № 178 установлен 60-дневный срок).
Будет ли организация привлечена к административной ответственности за эти 8 дней просрочки?
Обязательства по поставке товара в адрес белорусской организации возникли и имеются у российской фирмы – юридического лица, смерть должностного лица которого не прекращает и не изменяет их условия и порядок исполнения.
Обязанность по исполнению внешнеторговой операции (в данном случае – при импорте) лежит на резиденте (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Пути завершения внешнеторговой операции при импорте установлены подп. 1.9 п. 1 Указа № 178. Они не связаны с действиями исполнительных органов нерезидента.
Кроме того, одним из путей завершения внешнеторговой операции при импорте является получение страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска. Однако, как показывает практика, доля случаев страхования предпринимательского риска среди резидентов при осуществлении внешнеторговых операций крайне мала.
Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс (ч. 2 ст. 9.1 ПИКоАП).
Закрытый перечень обстоятельств, исключающих административный процесс, установлен ст. 9.6 ПИКоАП.
Юридическое лицо признают виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП).
Таким образом, смерть директора организации-нерезидента не является обстоятельством, исключающим административный процесс, и не подтверждает принятие юридическим лицом всех мер по соблюдению императивных норм, устанавливающих обязанность. Следовательно, организация может быть привлечена к административной ответственности.