"На протяжении 2009–2011 гг. наша организация привлекала сторонних специалистов:
1) для составления договоров и проведения юридических консультаций – юриста с лицензией (в организации есть штатный юрисконсульт);
При этом расходы на обслуживание сторонними организациями в 2009–2011 гг. списывались на затраты в целях бухгалтерского учета и принимались в целях налогообложения прибыли. При аудиторской проверке за 2009 г. замечаний сделано не было. При проверке за 2010 г. обращено внимание на ошибку. Правы ли проверяющие?
В 2009 г. в целях налогового учета на затраты следовало относить расходы по управлению, если штатным расписанием не предусмотрены соответствующие функциональные службы
В бухгалтерском учете на себестоимость можно было отнести затраты по привлечению сторонних специалистов, если в штатном расписании не было такой единицы и (или) если в должностной инструкции не закреплены такие работы. А для налогового учета следовало обращать внимание не на должностные инструкции, а на штатное расписание. Поэтому необходимо было сделать расчетные корректировки. В 2009 г. не нужно было принимать в затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, расходы на всех указанных Вами специалистов. И вот почему.
В 2009 г. в целях бухгалтерского учета надо было соблюдать следующую норму. В себестоимость продукции (работ, услуг) было необходимо включать затраты на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в т.ч. оплату услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, подстрочному переводу первичных учетных документов, составленных на иных языках (кроме русского и белорусского), на русский или белорусский язык, разработке бизнес-планов развития, оказываемых организациям иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, если в структуре управления и (или) штате организации не предусмотрены соответствующие подразделения или в должностные обязанности работника организации не включено выполнение названных работ (подп. 3.13.14 п. 3 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151* (далее – Основные положения)).
В целях налогового учета действовала более жесткая норма: в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, следовало включать оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в т.ч. оплату услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемых организации иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены соответствующие функциональные службы (подп. 4-2.29 п. 4 ст. 3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 13.11.2008 № 449-З)).
В 2010 г. налоговая норма была изменена и достаточно было из должностных обязанностей работников исключить выполнение работ, для которых приглашали сторонних специалистов
И в бухгалтерском, и в налоговом учете можно было отнести на себестоимость затраты по привлечению сторонних специалистов, если в штатном расписании не было такой единицы и (или) если в должностной инструкции не закреплены такие работы. Расчетные корректировки производить не следовало. Так как по специалистам, указанным в п. 1 вопроса, не сделали ссылку на содержание должностных инструкций, то сложно сказать, можно ли было эти расходы включать в затраты: по п. 2 вопроса – нельзя, а по п. 3 – можно. И вот почему.
В бухгалтерском учете изменения норм не произошло, лишь Основные положения были отменены с 27 ноября 2010 г., но это не изменило ситуацию по сравнению с 2009 г.
В 2010 г. ситуация по налоговому учету изменилась, так как в состав затрат, неучитываемых при налогообложении, включали оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в т.ч. оплату услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемых организации иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда выполнение аналогичных функций предусмотрено должностными обязанностями работников организации (подп. 1.21 п. 1 ст. 131 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ)).
С 2011 г. расходы на привлечение сторонних специалистов включают в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения, независимо от наличия должностей в штатном расписании и обязанностей в должностных инструкциях
И в бухгалтерском, и в налоговом учете на затраты можно отнести расходы по привлечению сторонних специалистов по всем указанным Вами 3 пунктам вопроса. И вот почему.
Из ст. 131 НК РБ был исключен подп. 1.21 п. 1, в соответствии с которым до 1 января 2011 г. нельзя было принимать в целях налогообложения оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в т.ч. оплату услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемых организации иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда выполнение аналогичных функций предусмотрено должностными обязанностями работников организации.
Запрещающие нормы в 2009–2010 гг. можно было обойти, если правильно заключить договор
Для грамотного обхода действовавшего законодательства в 2009–2010 гг. следовало заключать договоры на консультационное и информационное обслуживание.
Консультационные и информационные услуги в целях налогового учета в 2009 г. нормировались в соответствии с Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 398 "Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные услуги, представительские цели" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РБ от 23.01.2009 № 53). В отношении консультационных и информационных услуг необходимо отметить, что с 1 января 2010 г. их не следует нормировать в целях налогового учета.
Исключая нормы из должностных инструкций, обратите внимание на трудовое законодательство
Бухгалтер должен обратить внимание на такой момент. Основные положения и НК РБ в 2009–2010 гг. содержали нормы, которые разрешалиисключить из должностных обязанностей соответствующих работников определенные функции и после этого включать в состав затрат оплату услуг по выполнению их другими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
Но открытым остался вопрос: можно ли было в соответствии с трудовым законодательством, утвердившим квалификационные характеристики по соответствующим должностям, из должностных обязанностей исключить прямые должностные обязанности? Особенно обратите внимание на этот момент, если работникам установлены надбавки за сложность и напряженность работы. По моему мнению, этого делать не стоило, тем более что был более действенный вариант, касающийся правильного заключения договора на обслуживание.