С 1 января 2019 г. при оприходовании товарно-материальных ценностей, поступивших из-за рубежа, импортеру необходимо в единоличном порядке оформить первичный учетный документ (ПУД) (абз. 6 п. 1 постановления № 13 [1]).
Как правило, поступление товаров из-за рубежа оформляется контрактом, спецификацией к контракту, инвойсом, упаковочными листами и транспортными накладными (морская или железнодорожная накладная, CMR – при транспортировке груза из порта до склада организации). Однако на основании только этих документов организация не может принять товарно-материальные ценности к учету, поскольку указанные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к ПУД.
ПУД должен содержать обязательные сведения (пп. 1, 2 ст. 10 Закона № 57-З [2]).
К обязательным сведениям ПУД относятся:
• наименование документа, дата его составления;
• наименование организации, фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Кроме обязательных, ПУД может содержать и дополнительные сведения, не являющиеся обязательными (часть вторая п. 2 ст. 10 Закона № 57-З). В этом первичном учетном документе справочно может быть указана стоимость товара в иностранной валюте. Форму указанного ПУД импортер разрабатывает самостоятельно и включает в учетную политику (абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 4 ст. 10 Закона № 57-З) |*|.
* Важные аспекты оформления ПУД, закрепляемые в учетной политике-2019
Ситуация
Организация приобретает товар у резидента Литвы
ООО «Дорожный контроль» заключило с организацией PLUTONIKA Ltd (резидент Литвы) контракт от 24.12.2018 № 115-4/TLE на поставку товаров. По условиям контракта отгрузка и оплата производятся в долларах США с отсрочкой платежа за поставленный товар 30 дней с даты отгрузки товара поставщиком. Учетной политикой установлено, что товары принимаются к бухгалтерскому учету на дату их фактического поступления на склад организации.
Официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Нацбанком на 25.04.2019, – 2,0944 бел. руб. за 1 долл. США.
Товары поступили на склад ООО «Дорожный контроль» 25.04.2019. Поставщик оформил CMR от 23.04.2019 № 4755, инвойс от 23.04.2019 № 114:
Важно! При получении товаров из Российской Федерации поставщик при отгрузке товара выписывает универсальный передаточный документ, содержащий сведения счета-фактуры и накладной.
Форма универсального передаточного документа рекомендована к применению Федеральной налоговой службой Минфина Российской Федерации согласно письму от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96 «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры». Эта форма содержит необходимые сведения, указанные в п. 2 ст. 10 Закона № 57-З. Следовательно, покупатель может принимать к бухгалтерскому учету товарно-материальные ценности, поступающие из Российской Федерации, на основании универсального передаточного документа без составления первичного учетного документа единолично |*|.