Приложение к письму МНС Республики Беларусь от 29.03.2013 № 2-1-10/97
Вопрос 1. Организация производит и реализует на территории Республики Беларусь продукты питания в индивидуальной упаковке с увеличенными сроками годности, в частности:
1) сэндвич с копченым куриным рулетом (или куриной ветчиной), выход 140 г. Состав, вес и массовая доля продуктов: хлеб (60 г, 43 %), копченый куриный рулет (грудка) или ветчина (50 г, 36 %), сыр сычужный (20 г, 14 %), салат листовой (10 г, 7 %);
2) сэндвич с полендвицей, выход 140 г. Состав, вес и массовая доля продуктов: хлеб (60 г, 43 %), полендвица (филей свиной) (50 г, 36 %), сыр сычужный (20 г, 14 %), салат листовой (10 г, 7 %);
3) салат овощной (не заправленный), выход 100 г. Состав, вес и массовая доля продуктов: салат айсберг (55 г, 55 %), морковь свежая (15 г, 15 %), редис свежий (15 г, 15 %), томат черри (15 г, 15 %).
По какой ставке НДС облагаются обороты по реализации указанных продуктов питания в 2012 году?
Ответ.
Согласно подпункту 1.2.2 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее в настоящем письме – Кодекс) при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь, применяется ставка НДС в размере 10 процентов.
Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь (далее – Перечень № 287), утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 (с изменениями и дополнениями, далее – Указ № 287).
Одним из условий применения ставки НДС в размере 10 процентов согласно Указу № 287 является обязательное соответствие реализуемых товаров приведенным в Перечне № 287 товарным позициям (кодам) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее в настоящем письме – ТН ВЭД ТС).
Из положений ТН ВЭД ТС (приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54), Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС и пояснений к ним, утвержденных решением КТС Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. № 851, следует, что сэндвичи с содержанием более 20 мас. % готовых продуктов из мяса, мясных субпродуктов классифицируются в товарной позиции 1602 ТН ВЭД ТС.
С учетом изложенного сэндвич с копченым куриным рулетом (или куриной ветчиной), массовая доля которого составляет 36 %, классифицируется в субпозиции 1602 32 ТН ВЭД ТС, сэндвич с полендвицей (или филеем свиным), массовая доля которого составляет 36 %, классифицируется в субпозиции 1602 49 ТН ВЭД ТС.
Перечень № 287 включает готовые продукты из мяса (за исключением деликатесных: копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы – шинки, корейки, балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея и т.п.; свинины и говядины запеченных; консервов – ветчины, бекона, карбонада и языка) из субпозиций 1601 00, 1602 32, 1602 39, 1602 41, 1602 42, 1602 49, 1602 50.
Следовательно, ставка НДС при реализации указанных сэндвичей зависит от того, относится либо нет мясная составляющая сэндвича к деликатесной продукции.
Отнесение мясной продукции к деликатесной осуществляется в соответствии с порядком, определенным техническим кодексом установившейся практики (ТКП 090-2007), утвержденным постановлением Минсельхозпрода Республики Беларусь и Госстандарта Республики Беларусь от 11 октября 2007 г. № 70/52, непосредственно производителем такой продукции (мясокомбинатом), поскольку он располагает сведениями о составе продукта и технологии, в соответствии с которой он произведен. Вместе с тем во избежание спорных ситуаций рекомендуется иметь заключение об отнесении конкретной продукции к деликатесной. Выдачу таких заключений уполномочено производить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (пункт 2 Указа № 287).
С учетом изложенного при реализации на территории Республики Беларусь указанных сэндвичей в индивидуальной упаковке их производитель вправе применять ставку НДС соответственно ставке, указанной в отгрузочных документах производителем готовой мясной продукции, которая вошла в состав сэндвича при его изготовлении. Напоминаем, что указанный подход применим только в случае, если массовая доля мясной составляющей в сэндвиче превышает 20 процентов массы сэндвича.
Если овощной салат по наименованию и виду обработки своих компонентов отвечает условиям для его включения в группу 7 ТН ВЭД ТС, то классификация такого овощного салата как товара, являющегося смесью, должна осуществляться в соответствии с Правилом 3б Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС по тому компоненту, который придает смеси основное определяющее свойство.
Таким образом, салат овощной (не заправленный) в индивидуальной упаковке, состоящий главным образом из свежего салата "Айсберг" (55 % общей массы продукта), а также свежих моркови, редиса, томата черри, классифицируется в товарной позиции 0709 ТН ВЭД ТС и, следовательно, облагается по ставке НДС 20 процентов, поскольку классифицируемые кодами товарной позиции 0709 ТН ВЭД ТС товары в Перечень № 287 не включены.
Вопрос 2. Учреждение образования имеет на балансе структурное подразделение (столовая), которое обеспечивает питанием обучающихся в данном учреждении. Произведенные структурным подразделением продукты питания реализуются всем посетителям столовой, в том числе преподавателям и другим лицам.
Возможно ли применение освобождения от НДС при реализации продуктов питания лицам, не обучающимся в данном учреждении образования?
Ответ.
В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 94 Кодекса обороты по реализации на территории Республики Беларусь продуктов питания, произведенных структурными подразделениями учреждений образования (далее – столовые (буфеты)), при организации питания обучающихся в этих учреждениях образования освобождаются от налога на добавленную стоимость.
При этом необходимо учитывать, что произведенные столовыми (буфетами) при организации питания обучающихся продукты ввиду особенностей функционирования таких заведений, а именно – невозможности ограничения круга лиц, которые в них питаются, могут реализовываться не только обучающимся, но также сотрудникам учреждений образования.
Принимая во внимание позицию Министерства образования, изложенную в письме от 17 декабря 2012 г. № 16-02-26/6641/дс, и учитывая, что при организации питания обучающихся в период учебно-воспитательного процесса не представляется возможным разделить обороты по реализации столовыми (буфетами) продуктов питания по категориям лиц, считаем возможным применение указанной льготы по НДС также и в отношении оборотов по реализации продуктов питания столовыми (буфетами) в период учебно-воспитательного процесса лицам, которые не обучаются в данном учреждении образования. Исключением являются обороты по реализации продуктов питания указанным лицам, в отношении которых имеется возможность их выделения, из чего следует, что стоимость продуктов питания, реализованных физическим лицам на основании договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также стоимость продуктов питания, оплаченная путем удержания из заработной платы работников учреждений образования, облагается НДС в общеустановленном порядке.
Кроме того, освобождение от НДС не применяется при реализации столовыми (буфетами) произведенных продуктов питания в иных, нежели при организации питания обучающихся, случаях. Так, при реализации произведенных продуктов питания в рамках проведения банкетов, юбилеев и других торжеств в каникулярное время, выходные (праздничные) дни, в вечерние часы (в отсутствие обучающихся) по заказам физическихи юридических лиц НДС уплачивается в общеустановленном порядке.
Вопрос 3. В соответствии с договором на выполнение ремонтно-строительных работ подрядчиком по заданию заказчика (кооператива индивидуальных застройщиков) выполнены работы по демонтажу и монтажу насоса артезианской скважины. Факт выполнения работ оформлен актом сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2.
Артезианская скважина является частью системы водоснабжения агрогородка, финансирование работ осуществляется за счет средств физических лиц – членов указанного кооператива.
Возможно ли применение освобождения от НДС при реализации данных работ?
Ответ.
Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (далее в настоящем письме – Указ № 138) установлено, что обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда (согласно приложению 1 к Указу № 138, далее по тексту настоящего письма – приложение 1 к Указу № 138 либо Перечень № 138) освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Пункт 7 приложения 1 к Указу № 138 включает строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающее целевое использование объектов жилищного фонда и выполняемое по договорам подряда (субподряда).
Порядок применения норм Указа № 138 разъяснен совместным письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 октября 2007 г. № 2-1-8/670/11-2-16/4199 (далее – письмо).
Пунктом 3 письма разъяснено, что в целях налогообложения под инженерной инфраструктурой, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, понимаются инженерные сооружения и распределительные (внутриквартальные) сети. При создании системы водоснабжения и канализации к инженерным сооружениям и распределительным сетям относятся локальные инженерные сооружения (повысительные насосные станции (ПНС), а также распределительные сети (сети водоснабжения и канализации)), по которым транспортируемый продукт от ПНС поступает к отдельным потребителям.
Соответственно при создании системыводоснабжения от обложения НДС освобождаются повысительные насосные станции (ПНС) и сети водоснабжения и канализации от них.
Кроме того, письмом разъяснено, что работы по созданию магистральных инженерных сетей и отводов от них до распределительных устройств (локальных инженерных сооружений – ПНС) подлежат обложению НДС.
Артезианская скважина является подземным источником водоснабжения (аналог магистральных сетей), а насос используется для забора воды из подземного источника. Следовательно, работы по демонтажу и монтажу насоса не относятся к работам по строительству (ремонту) инженерной инфраструктуры, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, и установленное Указом № 138 освобождение от НДС на такие работы не распространяется.
Таким образом, работы по демонтажу и монтажу насоса артезианской скважины облагаются НДС по ставке 20 процентов.
Вопрос 4. Основным видом деятельности организации является проектирование и разработка дизайн-проектов.
Относятся ли работы по разработке дизайн-проектов, выполняемые организацией, к работам, освобождаемым от НДС, в следующих случаях:
– разработка дизайн-проекта включена в стоимость проектных работ по строительству или ремонту жилого дома или в стоимость реализуемых квартир;
– разработка дизайн-проекта осуществляется по отдельному договору по еще не построенному жилому дому или квартире;
– разработка дизайн-проекта осуществляется по уже построенному жилому дому.
Ответ.
Согласно Закону Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З "Об архитектурной, градостроительной деятельности в Республике Беларусь":
строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ;
архитектурная деятельность – деятельность по разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, осуществлению авторского надзора за строительством.
Следовательно, когда результат разработки дизайн-проекта интерьеров является частью проектной документации на строительство объекта и необходимость разработки рабочих чертежей архитектурных решений интерьеров устанавливается заданием на проектирование, выданным заказчиком, стоимость этих работ формируется в соответствии с правилами определения стоимости проектных и изыскательских работ.
В иных случаях, когда разработка дизайн-проекта интерьера осуществляется по отдельному договору, эти работы в соответствии с
Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 65, классифицируются как "Предоставление прочих услуг потребителям" – подкласс 74870, который включаетдеятельность дизайнеров и художников-оформителей, в том числе по дизайн-проектированию продукции, не требующей сложных проектно-конструкторских разработок, а также предметов интерьера.
Приложение 1 к Указу № 138 включает предпроектные, проектно-изыскательские работы, выполняемые по договорам подряда (субподряда).
Учитывая изложенное, освобождение от НДС применяется в отношении работ по разработке дизайн-проекта, если такие работы выполняются на основании задания на проектирование в составе работ по проектированию строительства нового жилого дома, квартиры либо в составе работ по проектированию ремонта (реконструкции, модернизации, реставрации) уже существующих жилых домов, квартир, и разработанный дизайн-проект является частью проектной документации.
Обороты по реализации работ по разработке дизайн-проекта, выполняемых на основании отдельного договора, не связанного с созданием проектной документации на строительство (ремонт, реконструкцию, модернизацию, реставрацию) жилого дома, квартиры, облагаются НДС по ставке 20 процентов, как не поименованные в приложении 1 к Указу № 138.
Вопрос 5. Организация приобрела на территории Республики Беларусь изделия медицинского назначения отечественного производства. Срок действия регистрационного удостоверения на данные изделия истек, внастоящее время осуществляется их перерегистрация.
Имеет ли организация право на применение освобождения от НДС при реализации указанных товаров на территории Республики Беларусь?
Ответ.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 94 Кодекса освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь. Соответствующий перечень утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2005 г. № 118 (далее – Указ № 118).
Для применения названной льготы необходимо выполнение следующих условий:
– наличие в перечне наименования реализуемого товара и его кода по ТН ВЭД ТС;
– отнесение в установленном порядке реализуемых товаров к лекарственным средствам, медицинской технике, приборам, оборудованию или изделиям медицинского назначения.
Документом, подтверждающим факт отнесения реализуемого товара к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской технике является регистрационное удостоверение, выдаваемое по результатам государственной регистрации (перерегистрации) и подтверждающее разрешение Министерства здравоохранения к производству, реализации и медицинскому применению указанных в удостоверении изделий. Также в целях применения норм Указа № 118 к регистрационному удостоверению может быть приравнено разрешение на медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, выдаваемое Министерством здравоохранения в установленном порядке. Реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники по истечении срока действия регистрационного удостоверения допускается в случаях, установленных законодательством, после получения разрешения на реализацию и (или) медицинское применение.
С учетом изложенного применение освобождения от НДС при реализации на территории Республики Беларусь товаров, наименования и коды согласно ТН ВЭД ТС которых приведены в перечне, на стадии перерегистрации по окончании срока действия регистрационного удостоверения возможно в том случае, если реализация и медицинское применение товаров в такой период разрешена Министерством здравоохранения, что подтверждается документально.
Вопрос 6. Организация сдает в аренду башенные краны с экипажем, а также силами своих работников производит монтаж, демонтаж кранов, организует их перевозку (доставку) на объект строительства.
В договоре аренды согласованы такие позиции, как:
– стоимость арендной платы за месяц;
– стоимость эксплуатации 1 машино-часа крана;
– стоимость монтажа, демонтажа крана на конкретном объекте строительства;
– стоимость перевозки крана на конкретный объект (с объекта) строительства.
Возможно ли применение освобождения от НДС при реализации работ (услуг) по монтажу, демонтажу и перебазировке крана, оказываемых в рамках одного договора аренды?
Ответ.
Согласно пункту 9 Перечня № 138 от обложения НДС освобождается предоставление строительных машин и механизмов для выполнения строительных, монтажных и специальных работ. В соответствии с нормами законодательства строительная техника может предоставляться подрядчику как по договору аренды, так и по договору аренды с экипажем.
Статьей 577 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 603 ГК применительно к строительству по договору аренды с экипажем арендодатель предоставляет арендатору строительные машины и механизмы за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению ими и по их технической эксплуатации.
На основании вышеизложенного и учитывая, что в Перечне № 138 отсутствуют такиевиды работ, как монтаж, демонтаж, перебазировка строительных машин и механизмов,предоставляемых для выполнения работ на объектах жилищного фонда, указанные работы, стоимость которых не включена в сумму арендной платы и оплачивается отдельно, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке независимо от того, выполняются ли такие работы в рамках договора аренды либо по самостоятельному договору.
Вопрос 7. Организация выполняет строительно-монтажные работы. Для доставки строительных материалов на объект используется собственный транспорт. Договором строительного подряда определено, что расходы на оплату за проезд по платным дорогам в объем выполненных строительно-монтажных работ не включаются, а возмещаются заказчиком дополнительно.
Увеличивают ли налоговую базу НДС расходы на оплату за проезд по платным дорогам в указанной ситуации?
Ответ.
Согласно пункту 18 статьи 98 Кодекса налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается на суммы, фактически полученные за реализованные товары (работы, услуги) сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Подпунктом 2.12 пункта 2 статьи 93 Кодекса определены случаи, при которых возмещаемые суммы не облагаются НДС у получающей стороны. Суммы расходов, возмещаемые заказчиками подрядчикам, в том числе на оплату за проезд по платным дорогам собственного транспорта подрядчика, используемого для доставки стройматериалов на объект строительства, среди них не поименованы.
Следовательно, возмещаемые в соответствии с условиями договора строительного подряда денежные средства признаются суммами, фактически полученными за реализованные товары (работы, услуги) сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и увеличивают у подрядчика налоговую базу НДС согласно пункту 18 статьи 98 Кодекса.
Вопрос 8. Организация является получателем международной технической помощи (МТП) и за счет средств МТП в рамках реализации проекта (программы) МТП приобретает товары (работы, услуги) у поставщиков. Вместе с тем на момент приобретения отсутствует перечень товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) МТП.
Возможно ли в указанной ситуации воспользоваться льготой по НДС, установленной Указом Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями)?
Ответ.
Льготы по налогам при реализации проектов (программ) МТП предоставлены подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями, далее – Указ № 460), среди них – льгота по НДС. Так, не признаются объектом налогообложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) МТП и (или) получателем МТП для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) МТП. Аналогичная норма по НДС закреплена также в подпункте 2.19 пункта 2 статьи 93 Кодекса.
Подпунктом 1.5-1 пункта 1 Указа № 460 и пунктом 33 Положения о порядке подготовки, рассмотрения и одобрения проектов (программ) международной технической помощи, а также перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации этих проектов (программ) (далее – Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2003 г. № 1522 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460" (с изменениями и дополнениями), предусмотрено представление в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет поставщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) для осуществления проекта (программы) МТП, а именно:
– копии договора (контракта) с получателем МТП на поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг). Договор (контракт) должен содержать ссылку на зарегистрированный в установленном порядке проект (программу), заключаться на основе цены без НДС;
– заверенных получателем МТП копий перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) (далее – Перечень), и зарегистрированного Министерством экономики Республики Беларусь проекта (программы) МТП.
Перечень является документом, подтверждающим отнесение товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг к товарам (имуществу, в том числе денежным средствам), работам и услугам, предоставляемым для осуществления проектов (программ) МТП (пункт 22 Положения), вносится на рассмотрение Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь и должен быть одобрен решением названной Комиссии.
Таким образом, Перечень является одним из обязательных документов, которыми должен располагать поставщик товаров (работ, услуг) для обоснованного применения льготы по НДС согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указа № 460. При отсутствии Перечня льгота не применяется, обороты по реализации товаров (работ, услуг) облагаются НДС у поставщика в общеустановленном порядке. Впоследствии, по факту внесения и одобрения Перечня, сторонами при необходимости в соответствии с положениями пункта 8 статьи 105 Кодекса может быть составлен акт сверки расчетов, внесены изменения в договор. Соответственно при наличии полного пакета документов, необходимых для применения льготы согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указа № 460, поставщик вправе в соответствии с порядком, изложенным в пункте 8 статьи 63 Кодекса, представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по НДС с внесенными изменениями и дополнениями, исключив из состава облагаемых НДС оборотов стоимость реализованных для осуществления проектов (программ) МТП товаров (работ, услуг). Сумма средств МТП, поступившая получателю, по строке 8 налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость не отражается.
Вопрос 9. Предприятие (резидент Республики Беларусь) осуществляет перегрузку на территории Республики Беларусь товаров, следующих из Российской Федерации от поставщика – резидента Российской Федерации в Республику Польша. Выпуск данного товара в соответствии с таможенной процедурой экспорта произведен российским таможенным органом на территории Российской Федерации. Применяется ли ставка НДС в размере 0 % по оборотам по реализации услуг по перегрузке данного товара?
Ответ.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 1.1.1 пункта 1 статьи 102 Кодекса ставка НДС в размере 0 % устанавливается при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором подпункта 1.1.1 пункта 1 статьи 102 Кодекса, то есть связанных с реализацией товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, облагаемых по ставке НДС в размере 0 % на основании статьи 102 Кодекса.
Основанием для применения ставки НДС в размере 0 % по этим работам (услугам) является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика копий следующих документов: договоров (контрактов) на выполнение (оказание) указанных работ (услуг), заключенных как с иностранными, так и с белорусскими организациями; документов, подтверждающих выполнение (оказание) этих работ (услуг), с указанием в них реквизитов декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта и транзитной декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой вывозимых товаров. В случае осуществления выпуска товаров непосредственно в пункте вывоза реквизиты транзитной декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой не указываются.
Таким образом, в отношении услуг по перегрузке товаров, помещенных российским субъектом хозяйствования в Российской Федерации под таможенную процедуру экспорта и вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Польша, применяется ставка НДС в размере 20 %. В отношении рассматриваемых услуг применение ставки НДС в размере 0 % неправомерно, поскольку они не связаны с экспортом товаров, облагаемых по ставке НДС в размере 0 % в Республике Беларусь. Указанные товары облагаются НДС по ставке 0 % на основании норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос 10. Представительство иностранной организации "А", не осуществляющее предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, приобрело на территории Республики Беларусь жилое помещение (квартиру), в связи с чем осуществило постановку на учете в налоговом органе Республики Беларусь с УНП, которому присвоен тип "недвижимость" (N). Указанное представительство реализовало жилое помещение иной иностранной организации "Б", не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, которая в дальнейшем перевела жилое помещение в нежилое (офисное).
1. Каков порядок исчисления и уплаты НДС представительством иностранной организации "А" при реализации жилого помещения (квартиры) иностранной организации "Б", не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь?
2. Возникает ли объект для исчисления НДС у представительства иностранной организации "Б" в отношении расходов по переводу жилого помещения в нежилое (офисное)?
Ответ.
1. Исходя из положений пункта 2 статьи 13, статьи 90 Кодекса плательщиками НДС признаются организации, включая иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами.
В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 66 Кодекса иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе, в том числе при приобретении права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, за исключением имущества, которое при государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом передается иностранной организацией в хозяйственное ведение белорусской организации или в качестве вклада в ее уставный фонд, – в налоговый орган по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 92 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права.
Исходя из положений подпункта 1.12 пункта 1 статьи 94 Кодекса, освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда. Подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 94 Кодекса определено, что льготы по НДС, установленные статьей 94 Кодекса, распространяются также на обороты по реализации объектов на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Таким образом, при реализации объекта недвижимости (жилого помещения) представительством иностранной организации "А", состоящим на учете в налоговом органе с УНП, которому присвоен тип "недвижимость" (N), иностранной организации "Б", не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, объект налогообложения НДС в соответствии со статьей 92 Кодекса возникает у покупателя – иностранной организации "Б", которая согласно подпункту 2.3 пункта 2 статьи 66 Кодекса должна стать на учет в налоговом органе Республики Беларусь по месту нахождения недвижимого имущества. Учитывая, что в рассматриваемой ситуации производится реализация объекта жилого фонда (квартиры), то применяется освобождение от НДС, и у нового покупателя "Б" налоговое обязательство по НДС не возникает, поэтому указанные обороты у покупателя в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость не отражаются.
2. Операции (расходы) по переводу жилого помещения (квартиры) в нежилое (офисное помещение), исходя из положений статьи 93 Кодекса, не признаются объектом налогообложения НДС.
Вопрос 11. Предприятие "А" выполняло строительно-монтажные работы в 2009 году (учет выручки методом "по оплате"). По истечении 60 дней после подписания актов выполненных работ ввиду отсутствия выручки был исчислен и уплачен НДС по ставке 18 %, действующей на тот момент.
Поскольку заказчик не рассчитался за выполненные работы, в 2012 году предприятие (истец) обратилось в хозяйственный суд и на основании решения суда применяются следующие правовые последствия в пользу истца:
– оплата основного долга за выполненные работы, увеличенного по индексам удорожания СМР;
– оплата пени за нарушение сроков оплаты выполненных работ;
– оплата процентов за пользование чужими денежными средствами.
Виновная сторона (заказчик) в соответствии с решением суда перечислила предприятию "А" все расходы в 2012 году.
Следует ли облагать НДС полученные предприятием "А" на основании решения хозяйственного суда суммы и по какой ставке?
Ответ.
Статьей 311 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьей 366 главы 25 "Ответственность за нарушение обязательств" ГК за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Пунктом 6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21 января 2004 г. № 1 "О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами" (далее – Постановление № 1) разъяснено, что в денежных обязательствах, возникших из договоров, предусматривающих, в частности, обязанность должника произвести оплату товаров, работ или услуг на просроченную уплатой сумму, подлежат начислению проценты на основании статьи 366 ГК.
Как отмечено в пункте 30 Постановления № 1, начисление индексации в случаях, предусмотренных законодательством, представляет собой перерасчет стоимости обязательства, а не относится к мерам ответственности за неисполнение денежного обязательства.
Согласно пункту 18 статьи 98 Кодекса налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается на суммы, фактически полученные:
за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
Согласно подпункту 10.1 пункта 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82 (с изменениями и дополнениями), в строках 1–9 налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость отражаются суммы увеличения налоговой базы, определенные пунктом 18 статьи 98 Кодекса. Суммы увеличения налоговой базы по операциям, указанным в строках 1–9, отражаются соответственно в той строке, в которой отражена налоговая база по указанным операциям.
Таким образом, поскольку по ремонтно-строительным работам НДС был исчислен в 2009 году по ставке 18 %, то суммы индексации основного долга, представляющие собой перерасчет стоимости обязательства, в момент их зачисления увеличивают налоговую базу по НДС по ставке 18 % как средства, полученные за реализованные работы сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных работ, и отражаются по строке 2 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость.
Суммы пени за просрочку исполнения денежного обязательства по оплате выполненных работ и проценты за пользование чужими денежными средствами, взыскиваемые с заказчика в пользу предприятия "А" на основании решения хозяйственного суда, представляют собой меру ответственности заказчика за неисполнение денежного обязательства, то есть за неисполнение одного из условий договора, также увеличивают налоговую базу по НДС по ставке 18 % как санкции, полученные за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
Вопрос 12. ООО "А" в сентябре 2012 года реализует принадлежащую ему долю в уставном фонде ОДО "Б" инвестору. Возникает ли объект налогообложения НДС?
Ответ.
Статьей 97 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (с изменениями и дополнениями) установлено, что участник общества с ограниченной ответственностью вправепродать или иным образом произвести отчуждение своей доли (части доли) в уставномфонде общества одному или нескольким участникам этого общества или самому обществу, а также третьим лицам.
В соответствии с подпунктом 2.18 пункта 2 статьи 93 Кодекса объектом налогообложения НДС не признаются обороты по реализации долей в уставных фондах организаций.
Таким образом, при реализация доли в уставном фонде организации объект налогообложения НДС отсутствует, в связи с чем продавец не предъявляет НДС покупателю.
Вопрос 13. Резидент Литовской Республики (поставщик) изготовил и поставил заказчику – резиденту Республики Беларусь сложное электронное оборудование, при ввозе которого на территорию Республики Беларусь заказчиком был уплачен "ввозной" НДС. Специфика оборудования требует обязательного проведения его метрологической аттестации и проверки до начала работы. На территории Республики Беларусь такую услугу оказывает Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт), с подразделением которого поставщик заключил договор. Стоимость услуг по метрологической аттестации, проверке оборудования включает сумму НДС.
Обоснованно ли в данной ситуации предъявление нерезиденту суммы НДС к стоимости услуг по метрологической аттестации и проверке оборудования?
Ответ.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 93 Кодекса объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
Местом реализации услуг метрологической аттестации оборудования, оказываемых резидентом Республики Беларусь для резидента Литовской Республики, признается территория Республики Беларусь на основании подпункта 1.5 пункта 1 статьи 33 Кодекса, как место деятельности организации, выполняющей такие работы, поэтому стоимость указанных работ облагается НДС по ставке 20 %.
Согласно статье 105 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по свободным отпускным ценам или тарифам плательщик дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
В расчетных и первичных учетных документах соответствующие сумма и ставка налога на добавленную стоимость выделяются отдельной строкой.
Учет суммы НДС, уплаченной нерезидентом при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, производится в порядке, установленном национальным законодательством нерезидента.
Вопрос 14. Ввиду необходимости регистрации некоторых изделий медицинского назначения (производства Российской Федерации) на территории Республики Беларусь резидент Российской Федерации заключает договор с РУП "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении" (РБ) на проведение экспертизы документации для государственной регистрации изделий медицинского назначения. Предметом договора является экспертиза документов и при необходимости внесение изменений и (или) дополнений в регистрационное досье изделия.
Относятся ли услуги по проведению экспертизы документации для государственной регистрации изделий медицинского назначения к юридическим услугам для целей определения места реализации оказываемых услуг?
Ответ.
Статьей 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, принятого Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества(Высшего органа Таможенного союза) от 11 декабря 2009 г. № 26 (далее – Протокол по услугам), взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Место реализации работ, услуг определяется в соответствии со статьей 3 Протокола по услугам.
Согласно статье 1 Протокола по услугам "юридические услуги" – услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах.
Оказание юридических услуг на территории Республики Беларусь относится к лицензируемым видам деятельности. В пункте 342 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, приведена расшифровка термина "юридические услуги", который включает в себя проведение правовой экспертизы документов и деятельности юридического лица.
Фактически услуги по экспертизе документов осуществляются в рамках проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2008 г. № 1269 "Об утверждении Положения о государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств и фармацевтических субстанций и Положения о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники" (с изменениями и дополнениями)) и представляют собой экспертизу регистрационного досье, то есть изучение данных, подтверждающих безопасность, эффективность и качество изделий медицинского назначения и медицинской техники, в связи с чем нет оснований для отнесения услуг, оказываемых РУП "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении", к юридическим услугам.
На основании изложенного местом реализации услуг по экспертизе документов в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 3 Протокола по услугам признается место деятельности исполнителя услуг, в рассматриваемой ситуации – территория Республики Беларусь. Следовательно, исчисление НДС производится исполнителем.
Вопрос 15. Оператором электросвязи (сотовой подвижной электросвязи) абоненту в момент заключения с ним договора или в рамках проведения акции при оказании услуг связи может предоставляться скидка в процентном соотношении от установочной платы (цены) либо в виде предоставления дополнительного количества трафика.
Уменьшается ли оборот по реализации услуг связи для целей исчисления НДС на сумму фактически предоставленной скидки и рассматривается ли ее предоставление безвозмездным оказанием услуг?
Ответ.
В соответствии с пунктом 21 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102, выручка от реализации товаров уменьшается на сумму скидок (премий, бонусов), предоставленных покупателю к цене, указанной в договоре, полученных после выполнения покупателем (заказчиком) условий (в том числе объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких скидок (премий, бонусов).
Согласно статье 93 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
Налоговая база для исчисления НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 98 Кодекса).
Таким образом, в случае, когда абоненту в момент заключения с ним договора или в рамках проведения акции при оказании услуг предоставляется скидка в процентном соотношении от установочной платы (цены) либо, как в рассматриваемом случае, в виде предоставления оператором мобильной связи дополнительного количества трафика, в целях исчисления НДС выручка отражается с учетом фактически предоставленной скидки (независимо от ее размера), то есть уменьшается на ее сумму. При этом в данном случае не происходит безвозмездного оказания услуг.
Вопрос 16. До 2013 года списание результатов от реализации выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ производилось после полного завершения работ, подписания акта приема-сдачи и наличии выручки от заказчика в соответствии с положениями Инструкции по бухгалтерскому учету результатов научно-технической деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 75 (с изменениями и дополнениями). Данная инструкция утратила силу с 01.01.2013.
Возможно ли применять аналогичный порядок в 2013 году?
Ответ.
Согласно пунктам 18–20 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (с изменениями и дополнениями; далее – Инструкция № 102), выручка от выполнения работы, оказания услуги признается в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий:
– сумма выручки может быть определена;
– организацией предполагается получение экономических выгод в результате совершения хозяйственной операции;
– степень готовности или завершенность работы, услуги на отчетную дату может быть определена;
– расходы, которые произведены при выполнении работы, оказании услуги, и расходы, необходимые для завершения работы, услуги, могут быть определены.
Выручка от выполнения работы, оказания услуги с длительным циклом выполнения или оказания может быть признана в бухгалтерском учете по мере готовности работы, услуги и приемки заказчиком отдельных этапов или по завершении выполнения работы, оказания услуги в целом.
Выручка от выполнения определенной работы, оказания определенной услуги с длительным циклом выполнения или оказания признается в бухгалтерском учете по завершении выполнения работы, оказания услуги в целом, если невозможно определить степень готовности работы, услуги на отчетную дату.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (с изменениями и дополнениями) ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.
Таким образом, в рамках действующего законодательства организация вправе в отношении выполняемых работ, оказываемых услуг с длительным циклом выполнения или оказания предусмотреть порядок учета выручки учетной политикой организации либо:
– по мере готовности части работы, услуги и приемки заказчиком отдельных этапов;
– по завершении выполнения работы, оказания услуги в целом (без оформления промежуточных приемо-сдаточных актов и других аналогичных документов).
В зависимости от способа учета работ, услуг с длительным циклом выполнения или оказания, закрепленного в учетной политике организации, для целей НДС (в 2012 году) момент фактической реализации определяется как день выполнения работ (оказания услуг), их этапов будет признаваться дата передачи выполненных работ (оказанных услуг), их этапов в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы), что не противоречит положениям части третьей пункта 1 статьи 100 Кодекса (с учетом способа определения выручки, предусмотренного учетной политикой организации).
В 2013 году момент фактической реализации будет совпадать с днем выполнения работ (оказания услуг), их этапов и определяется как последний день месяца выполнения работ, оказания услуг в соответствии с положениями пункта 7 статьи 100 Кодекса. При неподписании заказчиком актов выполненных работ, оказанных услуг за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ признается день подписания заказчиком актов выполненных работ, оказанных услуг.
Опубликовано на сайте МНС 16 апреля 2013 г.