Районный отдел Департамента охраны МВД выполняет услуги по проектированию, монтажу и наладке средств и систем охраны на объектах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отдел Департамента охраны МВД приобретает приборы, требующие монтажа, и в рамках указанных услуг передает их заказчику с оформлением товарно-транспортной накладной.
Правомерно ли применение районным отделом охраны льготы по НДС, установленной Указом Президента РБ от 11.07.2012 № 312, по выполненным услугам и по операциям по передаче оборудования?
Льгота распространяется только на услуги.
От обложения НДС освобождены обороты по реализации на территории Республики Беларусь охранных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Департаментом охраны МВД и его подразделениями, а также организациями, находящимися в его ведении (подп. 1.13 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
В связи с принятием Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 312) обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами внутренних дел РБ (их подразделениями), не признают объектами обложения НДС (подп. 1.2 п. 1 Указа № 312). Причем Положения Указа № 312 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2012 г. (п. 5 Указа № 312). По этой причине органы внутренних дел РБ (их подразделения) имеют право воспользоваться данной преференцией в отношении услуг (работ), оказание (выполнение) которых в соответствии с первичными учетными документами приходилось на период с 1 января 2012 г.
Районным отделом Департамента охраны МВД заключен договор на оказание услуг (работ) по монтажу и наладке средств систем охраны. При этом приобретение необходимого для монтажа оборудования осуществлялось централизованно Департаментом охраны МВД с учетом НДС.
Приобретаемое отделом Департамента охраны МВД у поставщиков оборудование следует отражать по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Суммы НДС, указанные поставщиком в первичных учетных и расчетных документах, нужно отразить записью: Д-т 18 – К-т 60. Передача отделом Департамента охраны МВД заказчику оборудования, требующего монтажа, является реализацией товара и в бухгалтерском учете должна быть отражена записью по дебету счета 90 "Реализация" или по дебету счета 45 "Товары отгруженные" в корреспонденции с кредитом счета 41 в зависимости от метода признания выручки, установленного учетной политикой организации.
Таким образом, услуги (работы), выполненные районным отделом Департамента охраны МВД, с 1 января 2012 г. не являются объектом обложения НДС и не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Передачу же оборудования заказчику признают реализацией. Она облагается НДС в установленном порядке, поскольку преференции по Указу № 312 на такие обороты не распространяются.
Данное положение актуально и в 2013 г. Заметим, что подп. 1.13 п. 1 ст. 94 исключен в 2013 г. из НК.
Предприятию (заказчику) для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилого фонда и благоустройства выделены долгосрочные кредиты. Для погашения кредитов планировалось выделение бюджетных средств. За счет полученных кредитов заказчик выплачивал подрядчикам авансы, которые не были отработаны в установленные сроки, в связи с чем насчитывалась индексация с учетом строительных индексов.
Является ли у заказчика полученная сумма индексации авансов объектом для исчисления НДС и следовало ли ее включать в состав внереализационных доходов, учитываемых при обложении налогом на прибыль за 2011 г.?
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Налоговую базу НДС следует увеличивать на суммы, фактически полученные в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп. 18.2 п. 18 ст. 98 НК).
В приведенной ситуации индексацию за несвоевременно отработанные авансы получает заказчик, что исходя из норм ст. 93 НК не является базой для исчисления НДС.
Постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее – постановление № 1450) утверждены Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда (далее – Правила).
В договоре подряда стороны предусматривают выплату авансов подрядчику на выполнение строительных работ, планируемых в том периоде, который принят за расчетный. Аванс считают использованным, если объем работ, предусмотренный графиком производства работ, выполнен в полном объеме (п. 43 Правил (в ред., действовавшей до 20 октября 2011 г.) и п. 56 (в ред., вступившей в силу с 21 октября 2011 г.)).
Не использованные своевременно авансы подлежат индексации с учетом изменения стоимости строительно-монтажных работ в связи с инфляцией.
Стоимость строительных работ, подлежащих оплате, определяется за вычетом ранее полученных подрядчиком авансов и суммы индексации ранее отработанных авансов. Такие разъяснения приведены в письме Минстройархитектуры РБ от 05.11.2008 № 04-2-02/3141 "Об индексации авансов".
Индексацию полученных и своевременно неиспользуемых авансов по объектам, финансируемым за счет средств республиканского и местного бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов в 2011 г., следовало учитывать по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" (комментарий к счету 86, приведенный в Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, который применялся в 2011 г.).
От редакции:
С 1 января 2012 г. суммы индексации полученных и своевременно не использованных авансов по объектам, финансируемым за счет средств республиканского и местного бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, коммерческие организации отражают по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" (Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
Таким образом, при осуществлении строительства (в т.ч. ремонта) за счет бюджетных средств суммы индексации авансов относят на увеличение источников финансирования и не включают в состав внереализационных доходов для целей налогообложения.
Данное положение актуально и в 2013 г.
Резидент РБ "А" (заказчик) заключил договор с предприятием (генподрядчиком) – резидентом Украины на разработку проекта по техническому описанию, приобретению и размещению электронной системы сбора пошлин на автостраде.
Одновременно белорусской организацией "Б" с генподрядчиком заключен контракт, согласно которому организация "Б" должна оказывать генподрядчику консультационные услуги технического характера на предмет соответствия данных проекта требованиям технических норм, установившейся практике создания подобных систем на территории Республики Беларусь.
Будет ли являться для организации "Б" местом оказания услуг территория Республики Беларусь и необходимо ли ей исчислять НДС от стоимости этих услуг?
Территория Беларуси не является местом реализации услуг.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Местом реализации работ, услуг признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
Положения подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК применяют в т.ч. в отношении оказания консультационных услуг.
Таким образом, консультационные услуги, оказываемые налогоплательщиком РБ иностранной организации, не признают объектом обложения НДС, так как местом их реализации не является территория Республики Беларусь.
Обращаем внимание на норму п. 10 ст. 102 НК: плательщики имеют право применить ставку налога в размере 20 % по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь.
Таким образом, при оказании консультационных услуг для иностранного предприятия исполнитель – организация "Б" имеет право произвести исчисление НДС в Республике Беларусь по ставке 20 %.
Для СООО "А" (комитент) ООО "Б" (комиссионер) по договору комиссии приобретает сырье для производства продукции у российского производителя и уплачивает НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
При передаче товара по договору комиссии комиссионер предоставляет комитенту отчет о приобретении товара, справку о дополнительных понесенных затратах, копии российских товарных накладных, копии CMR-накладных на отгрузку сырья, расчет НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь и справку о передаче НДС по договору комиссии.
Какие первичные документы будут являться основанием для вычета у комитента НДС, уплаченного комиссионером при ввозе сырья на территорию Республики Беларусь?
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь по поручению комитента, доверителя, иного аналогичного лица уплаченные комиссионером, поверенным, иным аналогичным лицом суммы НДС подлежат вычету комитентом, доверителем, иным аналогичным лицом после их уплаты в бюджет (п. 17 ст. 107 НК). Указанные суммы НДС комитент (доверитель) принимает к вычету на основании первичных учетных и расчетных документов определенного образца, полученных в установленном законодательством порядке комиссионером (поверенным) и выставленных им комитенту (доверителю).
Первичный учетный документ – документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета (ст. 2 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон)).
Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляют ответственный исполнитель совместно с другими участниками операции (ст. 9 Закона).
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом, должны содержать следующие сведения:
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов").
Первичным учетным документом является товарно-транспортная накладная.
Таким образом, комитент сможет принять к вычету НДС по сырью, приобретенному для него комиссионером, если НДС будет выделен в предъявленных ему первичных учетных документах, в частности в ТТН, полученных комиссионером в установленном порядке и выписанных при передаче сырья комитенту.
ЧУП осуществляет экспедиционную деятельность. В отдельных случаях сумма денежных средств, полученных от заказчика, меньше суммы, уплаченной перевозчику.
Будет ли в таких случаях возникать объект для исчисления НДС у экспедитора?
Налоговая база для исчисления НДС отсутствует.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 755 Гражданского кодекса РБ).
Договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых клиенту (ст. 16 Закона РБ от 13.06.2006 № 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности").
Клиент обязан оплатить все расходы экспедитора, связанные с выполнением последним своих обязательств по договору транспортной экспедиции, а также выплатить причитающееся вознаграждение в сроки и на условиях, указанных в договоре (Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2006 № 1766 (далее – Правила № 1766)). Доказательством выполнения экспедитором обязательств по договору транспортной экспедиции является наличие у него соответствующих документов (п. 17 Правил № 1766).
Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, осуществляет расчеты с участниками транспортно-экспедиционной деятельности, уплату налогов, сборов (пошлин) и других платежей, возлагаемых на клиента (п. 18 Правил № 1766).
При этом клиент обязан производить оплату за оказанные транспортно-экспедиционные услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции (п. 33 Правил № 1766).
Все приведенные выше документы свидетельствуют о том, что по общему правилу оплата за услуги перевозки, полученная от заказчика экспедитором, не должна быть меньше суммы оплаты, перечисленной перевозчику.
Налоговую базу НДС по услугам транспортной экспедиции нужно определять как сумму, полученную в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. Вознаграждение, в свою очередь, определяют как сумму, полученную от клиента за оказанные ему услуги, за вычетом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчикам и иным организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции (п. 10 ст. 98 НК).
Таким образом, у экспедиторов налоговой базой НДС является сумма, полученная в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. В случае если сумма денежных средств, полученная экспедитором, меньше суммы, уплаченной перевозчику, налоговая база по НДС отсутствует.
Приведенный порядок исчисления НДС сохранен и в 2013 г.