– уплата установленных налоговым законодательством налогов, сборов (пошлин);
– ведение учета в установленном порядке доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;
– представление в налоговый орган по месту постановки на учет бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), а также других документов и сведений, необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин).
Приведенный перечень обязанностей наряду с другими обязательствами предусмотрен в ст. 22 Налогового кодекса РБ.
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций – с даты их государственной регистрации, создания по 31 декабря включительно. Организации (за исключением организаций, финансируемых из бюджета) представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года (ст. 14 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", далее – Закон № 3321-XII).
Необходимость представления годовой бухгалтерской отчетности для всех организаций, кроме финансируемых из бюджета, предусмотрена по следующим направлениям:
– учредителям (участникам) организации или собственникам ее имущества – в соответствии с ее учредительными документами;
– государственным органам (иным государственным организациям), если отчитывающиеся организации в соответствии с законодательством РБ находятся в их подчинении (входят в их состав), или являются организациями государственной формы собственности, или имеют в уставном фонде долю государственной собственности, а также иным организациям – в случаях, установленных законодательством РБ;
– органам государственного управления, уполномоченным управлять государственным имуществом (государственные унитарные предприятия).
Важно! Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи по принадлежности. Сроки представления промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливаются Минфином (для Нацбанка); Нацбанком (для банков); республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, но не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется такая отчетность. Аналогичный порядок установления сроков предусмотрен и для составления консолидированной бухгалтерской отчетности (ст. 14 Закона № 3321-XII).
Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля является административным правонарушением
Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин (БВ) с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ. В случае представления плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые могли повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, размер штрафа предусмотрен от 2 до 30 БВ (ст. 13.8 Кодекса РБ об административных правонарушениях, далее – КоАП).
Представление бухгалтерской отчетности по отдельным субъектам хозяйствования имеет особенности
Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными и религиозными организациями (объединениями), потребительскими кооперативами (за исключением потребительских обществ), товариществами собственников, хозяйственными группами, простыми товариществами (участниками договора о совместной деятельности) устанавливаются законодательными актами РБ, а именно:
– по общественным и религиозным организациям – в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность некоммерческих организаций, и их учредительными документами. Финансово-хозяйственную деятельность некоммерческие организации осуществляют на основе годовой сметы доходов и расходов. При осуществлении в установленном порядке предпринимательской деятельности некоммерческие организации должны вести бухгалтерский учет на основании нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.
Представление бухгалтерской отчетности некоммерческой организацией проводится в порядке, установленном законодательством, и в соответствии с учредительными документами (п. 9 Инструкции об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности общественными и религиозными организациями (объединениями), потребительскими кооперативами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 24.12.2008 № 202);
– по товариществам собственников – в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность товариществ собственников, и учредительными документами товарищества собственников. Финансово-хозяйственную деятельность товарищество собственников осуществляет на основе годовой сметы доходов и расходов, разработанной его правлением (председателем) и утвержденной общим собранием.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета и регистрации фактов хозяйственных операций в товариществе собственников определены Инструкцией об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности товариществами собственников, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.12.2008 № 207.
Внимание! Обязанность представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы как по общественным и религиозным организациям, так и по товариществам собственников предусмотрена при наличии порядка представления отчетности, определенного одновременно законодательством и учредительными документами. По этой причине ответственность по ч. 1 ст. 13.8 КоАП за непредставление в установленный срок в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности может быть применена только в том случае, когда в учредительных документах указанных организаций предусмотрен порядок представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы, либо если отчетность не представляется по требованию налогового органа;
– по хозяйственным группам следует составлять и представлять консолидированную бухгалтерскую отчетность. Данная бухгалтерская отчетность составляется в порядке и в сроки, установленные Минфином (для Нацбанка); Нацбанком (для банков); республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики (ст. 14 Закона № 3321-XII).
Участники хозяйственной группы должны вести раздельный бухгалтерский учет собственного имущества и хозяйственных операций, осуществляемых по иной предпринимательской деятельности, от имущества, полученного от участников этой хозяйственной группы, и хозяйственных операций, осуществляемых по совместной деятельности.
Все сделки в рамках деятельности хозяйственной группы необходимо отражать на соответствующих счетах (субсчетах) бухгалтерского учета уполномоченного юридического лица хозяйственной группы.
Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности участников хозяйственной группы уполномоченному юридическому лицу хозяйственной группы (в т.ч. дополнительной информации, необходимой для составления консолидированной отчетности), устанавливает само уполномоченное юридическое лицо.
Консолидированную отчетность по деятельности хозяйственной группы составляет уполномоченное юридическое лицо хозяйственной группы и представляет в порядке, установленном законодательством РБ, а также дополнительно в Минэкономики и Минфин (п. 25 Инструкции о порядке ведения консолидированного учета и отчетности в хозяйственной группе, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2004 № 197);
– по участникам простого товарищества – организация – доверенное лицо, осуществляющая ведение общих дел в соответствии с договором простого товарищества, должна вести обособленный бухгалтерский учет общего имущества и операций, связанных с участием в совместной деятельности, на отдельном балансе. Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс организации – доверенного лица включать не следует. Эти показатели представляют участникам договора в виде информации, необходимой для формирования отчетной документации в порядке и в сроки, определенные в договоре. При расторжении договора простого товарищества организация – доверенное лицо, осуществляющая ведение общих дел, составляет следующие документы: передаточный акт, разделительный баланс, отчет о деятельности простого товариществ (пп. 27, 37, 38 Инструкции по бухгалтерскому учету совместной деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.12.2006 № 161).
Учитывая вышеизложенное, административная ответственность по ст. 13.8 КоАП к участникам простого товарищества в части непредставления бухгалтерской отчетности по деятельности этого товариществ применяться не будет;
– по фермерским хозяйствам – для ведения учета крестьянские хозяйства используют Книгу учета имущества и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, состоящую из 4 разделов:
1) учет земель, посевов и насаждений;
2) учет имущества;
3) учет денежных средств, кредитов и расчетов;
4) учет доходов и расходов.
По приведенным выше учетным объектам по данным остатков на 1-е число каждого месяца, выведенных в соответствующих разделах и подразделах Книги учета имущества и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, составляют контрольный баланс. Данный учетный документ показывает, какими средствами и в каких размерах располагает крестьянское хозяйство, а также каковы источники образования этих средств. Вышеприведенные требования к ведению отчетности к этой группе плательщиков предусмотрены в Указаниях об организации учета в индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйствах, утвержденных Минфином и Минсельхозпродом РБ от 19.08.1993 № 24/03-6-1-1/225. Представление контрольного баланса каким-либо государственным и контролирующим органам не предусмотрено, поэтому в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства непредставление бухгалтерской отчетности не является правонарушением, определенным ст. 13.8 КоАП;
– по организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН) (за исключением организаций, уплачивающих НДС, а также республиканских и коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным не противоречащим законодательству образом могут определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами), бухгалтерский учет не ведется и бухгалтерская отчетность не составляется, а ведется книга учета доходов и расходов организаций. Указанные организации вместо книги учета доходов и расходов вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.