1. Конкретизирован термин "выручка" (подп. 1.1 п. 1 комментируемого постановления, п. 2 Инструкции № 107).
Из термина "выручка" исключены наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, индивидуального предпринимателя в виде возврата наличных денег, ранее выданные на командировочные расходы, расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, выплаты, входящие в состав фонда заработной платы.
До 24 июля т.г. возврат в кассу организации неиспользованных сумм наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, является выручкой, которая должна сдаваться в обслуживающий банк в срок, установленный в приказе по организации.
С 24 июля 2012 г. возврат наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, будет использоваться независимо от установленных в приказе руководителя юридического лица порядка и сроков сдачи выручки. При этом возврат наличных денег может расходоваться на те цели, на которые они были получены по чеку в обслуживающем банке. То есть если наличные деньги получены в обслуживающем банке на выплату командировочных расходов, то неиспользованные суммы наличных денег не могут быть выданы из кассы юридического лица на покупку канцелярских товаров, а могут использоваться только на командировочные расходы.
3. Конкретизирован порядок использования выручки (подп. 1.3 п. 1 комментируемого постановления, п. 7 Инструкции № 107, подп. 1.4 п. 1 комментируемого постановления, п. 8 Инструкции № 107).
Юридические лица могут расходовать наличные деньги из выручки для проведения текущих операций и в размерах, установленных законодательством для осуществления предстоящих расходов (при наличии таких размеров), договорами. Таким образом, выручка может использоваться на выплату командировочных расходов, заработной платы, на покупку канцелярских товаров, на выплату по договору займа, аренды и другие текущие операции. При этом учитываются установленные законодательством нормы командировочных расходов, начисленный фонд заработной платы, установленный размер для расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, обособленными подразделениями, сумма, указанная в договорах, и т.д. (подп. 1.3 п. 1 комментируемого постановления, п. 7 Инструкции № 107).
Страховые организации и их обособленные подразделения не имеют права расходовать наличные деньги из выручки на страховые выплаты, которые осуществляются со специальных счетов для размещения и учета средств страховых резервов в соответствии с постановлением Минфина и Правления Нацбанка РБ от 17.05.2005 № 62/67 "О размещении и учете средств страховых резервов на специальных счетах" (подп. 1.3 п. 1 комментируемого постановления, п. 7 Инструкции № 107).
При осуществлении расчетов юридических лиц с физическими лицами, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, за закупаемые сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару выручка может использоваться при наличии картотеки (подп. 1.4 п. 1 комментируемого постановления, п. 8 Инструкции № 107).
То есть в п. 8 Инструкции № 107 учтены нормы, определенные п. 1 указов Президента РБ:
– от 10.07.2003 № 302 "О расчетах за закупаемые у физических лиц молоко и скот и внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359";
– от 04.09.2003 № 376 "Об осуществлении юридическими лицами, их обособленными подразделениями расчетов наличными денежными средствами с физическими лицами и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359".
Напомним, что в этом пункте определены условия, при которых расходование наличных денег из выручки юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами не допускается (наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства юридического лица, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, находящиеся на текущих (расчетных) банковских счетах; приостановление операций по текущим (расчетным) банковским счетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов; наличие картотеки к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок").
4. Определен порядок использования выручки при наступлении сроков ее сдачи (подп. 1.5 п. 1 комментируемого постановления, п. 9 Инструкции № 107).
В день наступления сроков сдачи выручки можно расходовать выручку в размере предполагаемых расходов в этот день (оплата труда, выплата стипендий, пенсий, дивидендов, пособий, алиментов, осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, выплата дохода индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, выплата по договорам займа, аренды и др.).
5. Уточнен порядок сдачи выручки для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными (подп. 1.6 п. 1 комментируемого постановления, п. 13 Инструкции № 107).
Если юридическое лицо, подразделение, индивидуальный предприниматель, открывший текущий (расчетный) банковский счет, частный нотариус и обслуживающий банк будут работать в общеустановленные выходные дни, выручка, поступившая в эти дни в кассу юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса, должна сдаваться в обслуживающий банк при условии, что на эти дни приходится срок сдачи выручки юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса.
6. Определены условия, которые необходимо учитывать при установлении размера потребности в разменных наличных деньгах на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо (подп. 1.7 п. 1 комментируемого постановления, п. 14 Инструкции № 107).
Так, величина размера потребности в разменных наличных деньгах на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо устанавливается для обеспечения бесперебойного функционирования с учетом необходимости ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечения сохранности, а также специфики работы (розничная торговля, общественное питание, услуги и т.п.) юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет. Напомним, что размер потребности в разменных наличных деньгах устанавливается при необходимости.
7. Определен порядок выдачи наличных денег, полученных по чеку в банке, для юридических лиц, не имеющих поступлений выручки в кассы (подп. 1.9 п. 1 комментируемого постановления, п. 16 Инструкции № 107).
В соответствии с дополнением, внесенным в п. 16 Инструкции № 107, юридические лица, подразделения, не имеющие иных поступлений наличных денег в кассы, кроме наличных денег, полученных по чеку в обслуживающем банке, и (или) возврата наличных денег, ранее выданных под отчет, должны выдать наличные деньги из своих касс в сроки, установленные в решении руководителя юридического лица (подразделения) или лица, им уполномоченного. Исключение – наличные деньги, подлежащие выдаче на оплату труда, выплату стипендий, пенсий своим работникам (ранее состоявшим в штате сотрудникам), пособий, дивидендов, алиментов.
По истечении установленных сроков не использованные по назначению суммы наличных денег должны быть сданы в обслуживающий банк (иной банк), работникам службы инкассации либо в организацию Минсвязи на следующий рабочий день юридического лица, подразделения. При отсутствии установленных сроков указанные юридические лица, подразделения выдают наличные деньги, полученные по чеку в обслуживающем банке, в общеустановленные сроки (3 и 5 рабочих дней).
8. Конкретизирован порядок определения подлинности и платежности наличных денег (подп. 1.10 п. 1 комментируемого постановления, п. 19 Инструкции № 107).
Кассиры (лица, на которых возложены обязанности кассира) должны руководствоваться:
– при определении подлинности наличных денег – требованиями законодательства, справочной и методической литературой по определению подлинности денежных знаков, информацией, размещенной на официальном сайте Нацбанка в Интернете, официальными материалами и оперативной информацией органов внутренних дел;
– при определении платежности наличных денег – требованиями Инструкции о порядке определения платежности и обмена банкнот Национального банка Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 06.06.2011 № 211.
9. С 24 июля предусмотрена возможность представления отчета об израсходованных суммах в бухгалтерскую службу работником лично, с использованием автоматизированной подсистемы документационного обеспечения или по почте (при этом датой представления отчета считается дата отправления заказного письма) (подп. 1.16, 1.19 и 1.20 п. 1 комментируемого постановления, пп. 32, 35, 37 Инструкции № 107).
Указанное дополнение особенно актуальнодля юридических лиц (в т.ч. банков) и их подразделений с централизацией бухгалтерского учета внутрихозяйственных операций.
Кроме того, в подп. 1.20 п. 1 постановления, внесшего изменения в п. 37 Инструкции № 107, для юридических лиц (в т.ч. банков) и их подразделений с централизацией бухгалтерского учета внутрихозяйственных операций увеличен с 3 до 5 рабочих дней срок представления в бухгалтерскую службу юридического лица отчета об израсходованных суммах, полученных под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, работниками подразделений юридического лица, расположенных в населенных пунктах вне места нахождения юридического лица.
Указанное дополнение позволит избежать нарушения сроков составления отчета об израсходованных суммах на расходы, связанные со служебными командировками, юридическими лицами (в т.ч. банками) и их подразделениями с централизацией бухгалтерского учета внутрихозяйственных операций.
10. Предусмотрена возможность приема в качестве документа, подтверждающего расходы по приобретению товаров (работ, услуг), наряду с кассовым чеком копии кассового чека, заверенной руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом (подп. 1.18 п. 1 комментируемого постановления, п. 34 Инструкции № 107).
Это нововведение принято в связи с тем, что информация на чеке может через некоторое время выцветать и такой чек не может являться подтверждающим документом.
Кроме того, в соответствии с изменениями пп. 33, 37 Инструкции № 107 к отчету об израсходованных суммах можно прилагать не только карт-чеки, их копии, заверенные руководителем юридического лица, подразделения, но и выписки по карт-счету.
11. Изменен порядок использования личных денежных средств работников в интересах нанимателя, а также личных денежных средств членов профессиональных союзов в интересах профессиональных союзов (подп. 1.19 п. 1 постановления, п. 35 Инструкции № 107).
В настоящее время согласно требованиям п. 35 Инструкции № 107 использование работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя личных денежных средств для осуществления расчетов наличными деньгами в интересах их нанимателя допустимо только на основании договоров, заключенных ими с нанимателем (договора поручения и других аналогичных договоров). При этом использование личных денежных средств физического лица в интересах нанимателя разрешено для приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для выполнения данным физическим лицом или иными работниками своих трудовых обязанностей, в пределах размеров, установленных для расчетов наличными деньгами между субъектами хозяйствования.
С 24 июля т.г. личные денежные средства физических лиц могут использоваться для приобретения ими товаров (работ, услуг) в интересах юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях, а также личные денежные средства членов профессиональных союзов – на указанные цели в интересах профессиональных союзов в пределах размеров, установленных гл. 4 Инструкции № 107 (не более 300 базовых величин на протяжении 1 дня) без заключения вышеуказанных договоров.
12. Инструкция № 107 дополнена новым п. 551 (подп. 1.28 п. 1 комментируемого постановления).
В новом пункте определен порядок выдачи наличных денег из касс юридических лиц, подразделений для последующей выплаты оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, алиментов не кассирами, а раздатчиками.