Мировое признание. Успехи Грузии в построении Е-правительства и в противодействии коррупции получили официальное признание множества авторитетных организаций мира. Согласно оценке Всемирного банка (Doing Business-2012) Грузия занимает по ряду услуг государства ведущие места в мире, в т.ч. по разделу "Регистрация собственности", которая повсеместно считается движущей силой развития Е-правительства и инфраструктуры пространственных данных, – 1-е место; по разделу "Разрешения на строительство" – 4-е; "Начало бизнеса" – 7-е; "Защита инвесторов" – 17-е.
Взаимоотношения государства с гражданами и бизнесом через информационных посредников. Наиболее интересным элементом административной реформы Грузии явилось создание в конце прошлого десятилетия института авторизованных лиц, обладающих функциями информационных посредников во взаимоотношениях граждан, частных юридических лиц с государством. Фактически население было избавлено от необходимости вникать в устройство государства и полномочия госорганов. Достаточно было знать местонахождение информационных посредников.
Цифровая подпись. Граждане Грузии и бизнес могут сами, без информационных посредников, обратиться к Е-правительству через портал www.my.gov.ge. Е-правительство идентифицирует заявителей по идентификационным картам, подключенным к USB-портам ЭВМ.
Исполнители административных процедур – роботы. Это также стало частью административной реформы. В Е-правительстве часть административных процедур доверено выполнять роботам (программам) по электронным заявлениям авторизованных лиц. Например, административная процедура государственной регистрации ипотеки осуществляется программой в реальном масштабе времени (мгновенно) по е-заявлениям в Интернете от уполномоченных служащих частных банков. К заявлению прилагается договор ипотеки в электронной форме с подписями сторон сделки, отсканированный этим же служащим. Документ в электронной форме при этом поступает в цифровой архив Национального агентства государственных регистров.
Реформа государственных архивов. Цель реформы – полное исключение бумажных документов из обращения. Для этого недалеко от г. Тбилиси построен специализированный Национальный центр хранения и сканирования документов. Со всей страны в него свозятся бумажные документы архивного хранения. Здесь они непрерывно сканируются на 60 рабочих местах.
Производительность каждого рабочего места – 1 000 листов в час. Далее бумажные документы остаются на постоянном хранении в центре, а документы в электронной форме пересылаются в ассоциированные с центром архивы по месту происхождения бумажных документов. Таким образом, все документы в стране превращаются в цифровые: новые – через информационных посредников, старые – через центр сканирования.
Совместное использование государственных баз данных. Е-правительство создается, когда в государстве уже существует множество ранее созданных баз данных. Они должны иметь высокое качество и совместно использоваться в административных процедурах. Для этого в структуре Минюста Грузии создана специализированная организация "Агентство обмена данными". Агентство обеспечивает не только интеграцию всех государственных баз данных и следит за качеством (целостностью) информации в них, но и производит запись одних и тех же сведений в базы данных один-единственный раз (в частности, адресов, идентификационных сведений граждан и юридических лиц и др.). Соответственно при изменении, например, адреса или фамилии это становится известным всем информационным ресурсам государства и пользователям Е-правительства. На портале www.e-government.ge Агентство ведет реестр электронных услуг государства и обеспечивает доступ к ним.
Антикоррупционные решения. Большой список данных Е-правительства объявлен публичным. Например, публичной является кадастровая карта Грузии, информация о недвижимом имуществе, принадлежащем конкретному лицу. Публичные кадастровые карты отдельных административно-территориальных единиц содержат сведения о выданных разрешениях на строительство. Мэрия Тбилиси предоставляет при этом трехмерные проекты строительства.
Оценка Е-правительства. Работа по созданию Е-правительства оценивается не по количеству выполненных проектов ИКТ, а путем опроса граждан о степени удовлетворенности услугами Е-правительства. В 2012 г. 92 % опрошенных дали положительную оценку.
Почему Грузия достигла таких успехов в построении Е-правительства? Представляется, что это произошло благодаря правильно выбранным приоритетам: