Указ № 114 предоставил руководителям Департамента ценовой политики Минэкономики, областных (Минского городского) исполкомов право назначать внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании для оперативного выявления и пресечения нарушений этого законодательства, причем независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.
По сути, Указ № 114 установил новые основания для назначения внеплановых проверок дополнительно к тем, которые уже предусмотрены в пп. 5 и 9 Указа № 510.
Вместе с тем в Указе № 114 речь не идет о полном выведении таких проверок из-под действия общих норм законодательства о контрольной (надзорной) деятельности. Это значит, что при проведении проверок, предусмотренных Указом № 114, должен быть соблюден порядок назначения и проведения проверок, установленный Положением № 510.
При проведении проверок, предусмотренных Указом № 114, должен быть соблюден порядок назначения и проведения проверок, утвержденный Указом № 510
1. Проверка может быть проведена только на основании предписания.
Предписание должно быть заверено печатью Департамента ценовой политики Минэкономики или областного (Минского городского) исполкома (далее – контролирующие органы) либо оформлено на фирменном бланке.
– на республиканском уровне – исключительно первым лицом Департамента ценовой политики Минэкономики (а не его заместителями);
– на территориальном уровне – исключительно председателями областных (Минского городского) исполкомов (а не их заместителями или руководителями структурных подразделений исполкомов, на которые возложены функции антимонопольного и ценового регулирования (комитетов по экономике)).
– основание проведения проверки, т.е. должна быть ссылка на Указ № 114;
– сведения о проверяющих;
– перечень вопросов проверки;
– проверяемый период и срок проверки, т.е. дату начала и окончания проверки.
Представитель организации вправе потребовать и получить копию предписания (п. 7 Положения № 510).
Приостановление возможно на срок не более 3 месяцев (при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств – не более 6 месяцев) и только при наличии строго определенных в Указе № 510 оснований, а именно при необходимости:
– проведения исследований (испытаний) или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов, необходимых для целей проверки;
– направления запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;
– восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
– получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим органом, за пределами Республики Беларусь.
Причиной для приостановления проверки может послужить также невозможность ее продолжения из-за отсутствия вследствие временной нетрудоспособности проверяющего или вследствие временной нетрудоспособности, а также по иной причине – представителя проверяемого субъекта.
В срок проверки период, на который она приостановлена, не включается.
Продлена проверка может быть только один раз на срок до 15 рабочих дней. Продление допускается в случае значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (встречных проверок, или инвентаризаций, или др.).
3. Итоги проверки организации должны быть документально оформлены – справкой (при отсутствии нарушений) или актом проверки (при наличии нарушений актов законодательства). Одновременно по фактам выявленных нарушений может быть составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Этот акт (справка) в течение 2 рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) должен быть вручен под роспись или же направлен заказным письмом с уведомлением о вручении организации или ее представителю.
5. При наличии возражений по акту проверки представитель организации вправе подписать его с указанием о наличии возражений и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта может представить в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучает проверяющий (руководитель проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение. Заключение направляют организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручают ее представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка организации, которая может длиться не более 10 рабочих дней. В таком случае письменное заключение по возражениям направляют организации либо вручают ее представителю не позднее 10 рабочих дней со дня завершения такой проверки.
6. На основании акта проверки должностным лицом контролирующего органа, уполномоченным рассматривать материалы проверки, должно быть вынесено требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.
Требование (предписание) должно быть вынесено в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) организации или ее представителю акта проверки, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) организации или ее представителю заключения по этим возражениям. Министр экономики или председатели областных (Минского городского) исполкомов при необходимости вправе продлить этот срок не более чем на 15 рабочих дней.
Требование (предписание) об устранении нарушений обязательно для исполнения организацией. Организация обязана письменно сообщить контролирующему органу, проводившему проверку, о выполнении каждого пункта требования (предписания) в установленные в нем сроки.
Указом № 114 введена новая или усилена административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
Рассмотрим предусмотренные Указом № 114 меры административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в таблице.