Основным документом, регулирующим порядок формирования цен на путевки в оздоровительные лагеря, является Инструкция о порядке установления и применения тарифов на услуги оздоровительных лагерей, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 01.08.2011 № 123 (далее – Инструкция № 123).
Действие Инструкции № 123 распространяется на оздоровительные лагеря, расположенные на территории Республики Беларусь.
Тарифы на оздоровительные услуги определяют на основе плановых затрат (себестоимости) на оказание оздоровительных услуг, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, без включения прибыли.
Тарифы на оздоровительные услуги определяют за один койко-день дифференцированно по возрастным группам детей, установленным законодательством, с учетом проектного количества мест в оздоровительном лагере согласно технической документации.
Тарифы на оздоровительные услуги должны быть подтверждены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат).
Экономические расчеты и иные документы, обосновывающие уровень тарифов, утверждаются руководителем (иным уполномоченным лицом) оздоровительного лагеря и хранятся на бумажных носителях.
Рекомендован особый состав статей затрат
Для обеспечения единообразного определения состава затрат, включаемых в себестоимость путевок, постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2008 № 194 утверждены Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию затрат на содержание и функционирование детских оздоровительных лагерей (далее – постановление № 194).
При формировании стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря включение затрат в себестоимость осуществляется в соответствии с законодательством, определяющим состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), другими нормативными актами.
Расчет стоимости путевок в лагеря рекомендуется производить по следующим статьям затрат:
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– затраты на питание;
– затраты на медикаменты;
– затраты на культурно-массовые и спортивные мероприятия;
– хозяйственные расходы;
– амортизация основных средств и нематериальных активов;
– потеря стоимости средств в обороте;
– прочие расходы.
В цены не включается прибыль
Формирование стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря сезонного функционирования осуществляется по возрастным группам. Цены на путевки в лагеря формируют без включения в них прибыли. Расходы по их содержанию включают только за оздоровительный период.
Затраты на питание и нормы расходов на питание в день на одного ребенка
При формировании цен на путевки в детские оздоровительные лагеря одной из статей затрат является статья "Затраты на питание", удельный вес которой в общей стоимости путевки составляет в среднем 25–28 %.
Если питание обеспечивает лагерь, то в данную статью включают расходы на продукты питания по денежным нормам расходов на питание детей, утвержденным постановлением Совета Министров от 27.04.2013 № 317 "О нормах питания и денежных нормах расходов на питание учащихся" (в редакции постановления Совета Министров РБ от 06.05.2014 № 434). Продукты питания включают в стоимость путевки по ценам их приобретения без взимания торговых надбавок и наценок, установленных для организаций общественного питания.
Если питание обеспечивает сторонняя организация, то в соответствии с заключенным договором расходы на питание включают в цену путевок по розничным ценам, сформированным указанной организацией общественного питания в соответствии с порядком ценообразования на продукцию общественного питания, установленным в соответствии с законодательством.
В затраты на питание включаются расходы на продукты питания в лагерях сезонного функционирования по денежным нормам расходов на питание детей, утвержденным указанным выше постановлением по возрастным группам в соответствии с плановой численностью оздоравливаемых детей, исходя из натуральных норм питания для детских оздоровительных лагерей, установленных в соответствии с законодательством. В расчет стоимости набора продуктов включается цена первого продавца (производителя) и НДС, приходящийся на цену первого продавца (производителя).
Денежные нормы расходов на питание в день на одного ребенка в настоящее время составляют:
– в оздоровительных лагерях дневного пребывания для детей в возрасте:
6–10 лет – 26 580 руб.;
11–13 лет – 29 730 руб.;
14–17 лет – 32 140 руб.;
– в оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания для детей в возрасте:
6–10 лет – 35 490 руб.;
11–13 лет – 39 670 руб.;
14–17 лет – 42 340 руб.
Ценообразование в лагерях аналогично ценообразованию в учреждениях образования
Воспитательно-оздоровительные учреждения (лагеря) относятся к учреждениям образования (ст. 19 Кодекса РБ об образовании). В соответствии с действующим законодательством ценообразование на питание, реализуемое в учреждениях образования, регламентируют облисполкомы и Мингорисполком.
Рассмотрим порядок формирования розничной цены на конкретной ситуации.
Ситуация. Комбинат школьного питания обеспечивает питанием лагерь
Комбинат школьного питания г. Минска в летний период оказывает услугу по обеспечению питанием детей в оздоровительном лагере с круглосуточным пребыванием, расположенном в г. Минске. В частности, столовая этого комбината производит салат "Винегрет с сельдью", а также разливает сок "Апельсиновый".
При формировании розничных цен на собственную продукцию общественного питания комбинат школьного питания г. Минска должен руководствоваться Инструкцией о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска, утвержденной решением Мингорисполкома от 08.09.2011 № 2674 (далее – Инструкция № 2674).
Формирование розничной цены на продукцию общественного питания комбинат школьного питания осуществляет исходя из отпускной цены производителя (импортера), НДС и торговой надбавки, установленной в соответствии с законодательством РБ, а на товары, используемые в качестве сырья для приготовления продукции собственного производства, не вошедшие в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены на которые регулируют Минэкономики, Минздрав, облисполкомы и Мингорисполком, – в размере не более 15 % без применения наценки общественного питания.
Масло растительное, сельдь соленая, сок апельсиновый в перечень социально значимых товаров не входят (за исключением овощных, фруктово-ягодных, плодоовощных консервов и соков для детского питания), поэтому при организации питания в учреждениях общего среднего образования предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам на эти товары составляют 15 % (п. 3 Инструкции № 2674).
Розничная цена на масло растительное и сельдь соленую может быть сформирована следующим образом (см. табл. 1):
Рассмотрим порядок формирования комбинатом школьного питания розничной цены на сок "Апельсиновый" при реализации его в розлив для обеспечения питания учащихся в летний период (см. табл. 2):
В меню включается сок "Апельсиновый" за одну порцию весом 250 г – 2 600 руб. за порцию.
Необходимо экономическое обоснование цен на путевки
Цены на путевки должны быть утверждены руководителями:
– детских оздоровительных лагерей, если они являются юридическими лицами;
– юридических лиц, в состав которых санаторно-курортные или оздоровительные или оздоровительные лагеря входят как структурные подразделения.
Сформированные цены помещаются в прейскуранты.
Рассмотрим примерную плановую калькуляцию стоимости путевки в оздоровительный лагерь круглосуточного пребывания:
Справочно: Департамент ценовой политики Минэкономики РБ разъяснил порядок формирования цен на питание детей в оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания (письмо от 23.04.2013 № 12-05/32-347).
Плата за оздоровительные услуги, оказываемые гражданам Республики Беларусь, определяются путем умножения тарифа за один койко-день на количество дней пребывания в оздоровительном лагере (Инструкция № 123).
Плата за оздоровительные услуги, оказываемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, определяются по тарифам, установленным для граждан РБ.
Тарифы на услуги оздоровительных лагерей, оказываемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, определяются и устанавливаются исходя из конъюнктуры рынка, если иное не установлено законодательными актами РБ и международными договорами РБ.