За неправильное оформление или непредставление отчетов – административная ответственность
Производители и импортеры определенных товаров и тары обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств таких товаров, а также тары, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления"; далее – Указ № 313).
Справочно: под потребительскими товарами следует понимать любые товары, предназначенные для постоянного размещения на территории Республики Беларусь, кроме сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих, ввезенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для собственного потребления (производства).
Данное определение содержится в Информации о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" Минжилкомхоза РБ ("ГБ", 2012, № 38, с. 37–39).
Подтвердить выполнение данной обязанности указанные организации должны путем представления в адрес государственного учреждения "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) отчетов в виде:
– информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – информация о выполнении обязанности).
Данный отчет должны представлять все производители и импортеры (поставщики) товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313, и тары;
– информации о размере платы, осуществляемой производителями и поставщиками, вместе с внесением платы на текущий (расчетный) счет оператора.
Этот отчет должны представлять только те организации, которые обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары выполняют на основании договора с оператором.
Справочно: форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары утверждена постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313" (далее – постановление № 708).
Правильность заполнения и своевременность представления таких отчетов контролируют КГК, Минприроды, оператор.
Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
Проверьте правильность оформления и своевременность представления информации о выполнении обязанности
Данную информацию заинтересованные организации должны представлять по форме, определенной в приложении 2 к Указу № 313. Она представляется 1 раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля (т.е. в месяцах, следующих за отчетным полугодием). При этом отчетным полугодием является то, на которое приходится:
– по произведенным товарам, названным в приложении 1 к Указу № 313, – дата их отгрузки согласно оформленным документам;
– пластмассовой, стеклянной таре, таре на основе бумаги и картона, названной в приложении 1 к Указу № 313, произведенной для упаковки потребительских товаров непосредственно производителями этих товаров, – дата отгрузки потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона;
– ввозимым товарам, названным в приложении 1 к Указу № 313, а также ввозимым потребительским товарам, упакованным в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, – дата выпуска таких товаров в соответствии с различными таможенными процедурами (выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, таможенного склада, свободного склада) либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся.
Указанные даты определяют как моменты (даты) возникновения для производителей и поставщиков обязанности, предусмотренной Указом № 313.
Чтобы проверяющие не рассматривали полученную информацию как недостоверную, организации при заполнении данного отчета надо учесть следующие требования (см. таблицу):
Как представление заведомо недостоверных сведений проверяющие трактуют следующую ошибку: организации, работающие с оператором, при заполнении информации о выполнении обязанности забывают суммировать данные, которые берутся из информации о размере платы, осуществляемой производителями и поставщиками, вместе с внесением платы на текущий (расчетный) счет оператора за соответствующие кварталы.
С учетом вышеизложенного рассмотрим заполнение отчета на примере.
Пример 1. Заполнение информации о выполнении обязанности
Организация импортировала в I квартале 2014 г. широкий перечень товаров для последующей реализации, в т.ч. посудомоечные машины бытовые, упакованные в тару на основе картона и тару из пластмасс, и одноразовую столовую посуду из пластмасс, упакованную в тару на основе бумаги и картона (включены в приложение 1 к Указу № 313). Во II квартале товар не ввозился. При этом специфика деятельности организации позволяет ей собирать (заготавливать) отходы пластмасс от населения.
В данной ситуации организации необходимо заполнить информацию о выполнении обязанности за 1-е полугодие 2014 г. При этом ей в гр. 9 отчета надо внести только сумму платы за посудомоечные машины бытовые и тару на основе бумаги и картона (пример расчета платы и информации о ее размере приведен ниже). Плата за тару из пластмасс и одноразовую столовую посуду из пластмасс не вносится, так как в отношении отходов данных товаров применяется собственная система сбора отходов (собираются от населения и передаются на использование отходы пластмасс), которая обеспечивает сбор более 30 % отходов пластмасс от количества ввезенной тары и посуды (т.е. выполняется норма, определенная подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313).
Заполненная за 1-е полугодие 2014 г. форма отчета должна выглядеть следующим образом.
Проверьте правильность оформления и своевременность представления информации о размере платы, внесенной производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора
Форма отчета о размере платы, внесенной производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора, указана в приложении 3 к Указу № 313 (далее – информация о размере платы).
Производители и поставщики должны представить этот отчет не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходятся даты возникновения обязанности, предусмотренной Указом № 313.
Проверяющие, имея такую отчетность, могут проконтролировать не только своевременность представления отчета, но и правильность определения платы.
Размер платы установлен:
– для тары – в виде фиксированной цены от массы, условного объема или площади тары;
– для товаров – в виде процента от стоимости товара (без учета НДС).
Плата должна рассчитываться исходя из количества:
1) произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313.
При определении количества товаров для расчета платы необходимо учесть, что дата реализации произведенных в Беларуси товаров – это дата их отгрузки согласно оформленным документам.
Если производитель в Беларуси потребительских товаров сам производит тару пластмассовую, стеклянную, бумажную или картонную, то количество этой тары рассчитывается по документам на отгрузку потребительских товаров, упакованных в эту тару;
2) ввезенных на территорию РеспубликиБеларусь товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313.
При определении количества ввезенных товаров для расчета платы необходимо учесть, что дата ввоза в Беларусь товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и ввоза в Беларусь потребительских товаров, упакованных в тару, – это:
– либо дата таможенного декларирования в соответствующей таможенной процедуре;
– либо дата принятия на учет этих товаров организацией (если не требуется таможенное декларирование);
3) ввезенной на территорию Республики Беларусь тары в качестве упаковки потребительских товаров.
Соответственно в информации о размере платы товары и тара поделены на 3 группы: "Производство", "Ввоз", "Ввоз товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона".
К наиболее распространенным ошибкам, влияющим на правильность заполнения информации о размере платы, можно отнести неверное определение производителями и импортерами:
1) кода ТН ВЭД ТС.
Код ТН ВЭД ТС имеет определяющее значение при рассмотрении обязанности, предусмотренной Указом № 313;
2) размера платы (утвержденной постановлением № 708), а также фактической базы облагаемого сбором товара (тары).
Напомним, что в гр. 6 указывается размер платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора, за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, а в гр. 7 – сумма платы, которая равна:
– произведению контрактной стоимости или себестоимости товара и размера платы в процентах от данной стоимости – для товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313.
Пример 2. Расчет платы за пылесосы
Контрактная стоимость ввозимых пылесосов равна 70 млн. руб. (без учета НДС).
Размер платы по товару "пылесос", который надо указать в гр. 6 отчета, равен 0,3 % от стоимости товара без учета НДС (см. постановление № 708).
Соответственно плата за отчетный квартал по ввезенным пылесосам, которую необходимо отразить в гр. 7 отчета, будет равна 210 000 руб. (70 000 000 × 0,3 %);
– произведению фактически произведенного и (или) ввезенного количества тары и размера платы в белорусских рублях за 1 т – для тары, а также посуды столовой кухонной из пластмасс.
Пример 3. Расчет платы за картонную упаковку
На территорию республки ввезены мобильные телефоны, которые упакованы в картонные коробки. Фактический вес ввезенных картонных коробок, использованных для упаковки мобильных телефонов, – 150 кг.
Размер платы по таре картонной равен 700 000 руб. за 1 т (см. постановление № 708). Его надо указать в гр. 6 отчета.
Соответственно в гр. 7 отчета за отчетный квартал указывают сумму в размере 105 000 руб. (0,15 × 700 000);
3) общей сумме платы – при ввозе потребительского товара, упакованного в несколько видов тары (из одного или различных материалов) одновременно.
Важно! В таких случаях размер платы надо определять как сумму платы за каждый вид тары (в зависимости от материала и количества тары).
Пример 4. Расчет платы за стеклянные ампулы и картонную упаковку
Ввозимый потребительский товар упакован в стеклянные ампулы. При этом ампулы с товаром в свою очередь упакованы в картонные коробки по 50 ед. в каждой. За отчетный квартал поставщик ввез на территорию республики 5 000 ед. рассматриваемого потребительского товара.
Массу ампул поставщик определил самостоятельно путем взвешивания 1 ед. данной тары – она составила 10 г; масса картонной коробки исходя из товаросопроводительных документов на поставку товара составляет 60 г.
Рассчитаем сумму платы:
за ампулы – 90 000 руб. (10 г × 5 000 × 1 800 000 руб. / 1 000 000);
картонную коробку – 4 200 руб. (60 г × (5 000 / 50) × 700 000 руб. / 1 000 000).
Сумма платы в данной ситуации равна 94 200 руб. (90 000 + 4 200).
Рассмотрим заполнение отчета о размере платы на примере.
Пример 5. Заполнение информации о размере платы
Используем данные, указанные в примере 1.
Организация ввезла в I квартале 2014 г. 9 посудомоечных машин бытовых, упакованных в тару на основе картона. Для выполнения обязанности, определенной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, она заключила договор с оператором и вносит на его счет предусмотренную плату. Стоимость ввезенных машин составляет 9 000 000 руб. Масса тары – 0,07 т.
Размер платы с учетом постановления № 708 составляет:
– для посудомоечных машин бытовых – 0,3 % от стоимости товара без учета НДС.
Сумма платы – 27 тыс. руб. (9 000 000 × 0,3 %);
– для тары на основе бумаги и картона – 700 000 руб. за тонну.
Сумма платы составляет 49 тыс. руб. (700 000 × 0,07 т).
Всего организация за I квартал 2014 г. должна внести на счет оператора 76 000 руб.
Заполненная форма отчета должна выглядеть следующим образом.