В ходе проверки специалисты органов КГК обязательно проверят, как на предприятии организован:
1) порядок проведения инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий (периодичность, сроки проведения и оформления, устранение недостатков, учет излишков (недостач) и др.).
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий обязательна:
– при смене руководителя организации, материально ответственных лиц на день приема, сдачи дел;
– при смене собственника или реорганизации организации;
– при ликвидации организации;
– при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);
– по решению уполномоченных на то органов.
Инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, обязательно проводят перед составлением годовой статистической отчетности во всех местах их хранения и непосредственно на производстве с полной зачисткой помещений и оборудования.
В гальванических цехах (участках) инвентаризацию необходимо проводить один раз в месяц (по согласованию с Минфином периодичность инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней в этих цехах (участках) может быть изменена).
Инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, следует проводить один раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей.
Количество инвентаризаций может быть увеличено руководителями организаций по их усмотрению. Инвентаризация проводится в установленные сроки независимо от проведения внеплановых инвентаризаций и проверок, проводимых в течение отчетного периода или в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическими и учетными данными должны быть урегулированы в следующем порядке:
– излишки в соответствии с решением руководителя организации приходуются по стоимости на дату проведения инвентаризации, стоимость излишков относится в коммерческой организации на финансовые результаты, в некоммерческой – на увеличение доходов (источников финансирования);
– недостачи в пределах утвержденных в установленном порядке норм потерь, образовавшихся при изготовлении продукции и в связи с износом (угаром) лабораторной посуды, изделий, оборудования из драгоценных металлов или их содержащих (сосудов, мешалок, термопар и др.) и алмазного инструмента в процессе их эксплуатации, в соответствии с решением руководителя организации списывают в коммерческой организации на себестоимость продукции (работ, услуг), в некоммерческой – на увеличение расходов;
– недостачи, превышающие утвержденные в установленном порядке нормы потерь, в соответствии с решением руководителя организации покрываются за счет виновных лиц, при этом решение об урегулировании таких недостач ценностей Госфонда должно быть согласовано с республиканским органом государственного управления, в подчинении которого находится хранитель ценностей Госфонда, и Минфином;
– в случае отсутствия утвержденных норм потерь драгоценных металлов и драгоценных камней установленные при инвентаризации потери рассматриваются как сверхнормативная недостача;
– бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались средства, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации;
– взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ценностей одного и того же наименования в тождественных количествах.
– оборудованы ли места хранения техническими средствами сигнализации;
– заключены ли с лицами, занятыми в производстве, использовании, хранении и транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней, договоры об индивидуальной или коллективной материальной ответственности;
– пломбируются (опечатываются) ли места хранения по окончании рабочего дня;
3) порядок приема (отпуска) драгоценных металлов и драгоценных камней в (из) места хранения:
– оснащены ли склады и кладовые, в которых производят прием и отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, весоизмерительными приборами;
– своевременно ли эти приборы проходят государственную метрологическую поверку;
– оформлены ли документально операции отпуска-приема драгоценных металлов и драгоценных камней;
4) порядок транспортировки драгоценных металлов и драгоценных камней.
Кладовые, склады, где сосредоточены драгоценные металлы и драгоценные камни, должны быть оборудованы техническими средствами охранной и пожарной сигнализации и закрываться на замок, а по окончании рабочего дня – пломбироваться или опечатываться. Хранить драгоценные металлы и драгоценные камни вместе с другими материалами запрещено.
Ювелирные мастерские, торговые объекты, а также помещения, в которых осуществляются скупка изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, прием их в залог, на хранение, для изготовления изделий, оборудуются охранной и тревожной сигнализацией.
Вскрытие указанных помещений может быть произведено по мере необходимости материально ответственным лицом, а при его отсутствии:
– комиссией, назначенной руководителем организации;
– с составлением акта.
Склады и кладовые, в которых производят прием и отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, должны быть оснащены исправными весоизмерительными приборами, зарегистрированными в Государственном реестре средств измерения Республики Беларусь. Весы (разновесы к ним) должны иметь свидетельство об их своевременной государственной метрологической поверке либо в паспорте (формуляре) должна быть отметка о прохождении государственной метрологической поверки.
Периодические поверки весоизмерительных приборов в межповерочный период может осуществлять метрологическая служба организации.
При транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней организации обязаны обеспечить условия сохранности.
Транспортировку ценностей осуществляют специализированные организации или собственник (владелец) ценностей на транспорте, оборудованном соответствующими техническими средствами защиты, в сопровождении вооруженной охраны.
Транспортировку ценностей стоимостью:
– до 3 000 евро – можно осуществлять без использования транспортных средств (нарочным, почтой) и сопровождения вооруженной охраны;
– до 30 000 евро – с использованием транспортных средств (без соблюдения требований, указанных выше).
Транспортировку материалов, содержащих менее 5 % драгоценных металлов в стоимостном эквиваленте золота, производят почтовыми отправлениями, багажным железнодорожным или другим видом транспорта с оценочной стоимостью отгруженных материалов. В зависимости от характера и вида драгоценных металлов в каждом отдельном случае вопрос о способе отправки груза решает руководитель организации.
Если организация является сдатчиком лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, то специалисты органов КГК проверят, обеспечил ли этот сдатчик полный сбор, первичную обработку, учет и сдачу всех видов лома и отходов, а именно:
– какими документами сдатчик оформил результаты разборки оборудования и результаты пересчета содержания в нем драгоценных металлов (акты списания; акты демонтажа (изъятия); договор с переработчиком (если демонтаж осуществлял переработчик) и акт приемки, им составленный; результаты химического анализа и др.);
– представлял ли он при сдаче на переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, паспорта завода-изготовителя (их копии), стандарты, технические условия (копии), другие документы, на основании которых производился расчет содержания драгоценных металлов в ломе и отходах;
– соблюдены ли правила транспортировки, в т.ч. и в части документального оформления.
1) провести с применением установленных нормативов перерасчет содержания в нем драгоценных металлов с учетом года выпуска (изготовления) оборудования, приборов исходя из фактических данных: комплектности, номенклатуры покупных изделий, их конструктивного исполнения и с учетом норм износа.
Содержание драгоценных металлов в ломе и отходах сдатчик может определять расчетным путем по паспортам, формулярам, этикеткам или иным документам, которые имеют сведения о содержании драгоценных металлов, с учетом нормативов на потери (угар, износ, другие потери) при эксплуатации. В случае, когда необходимые для расчетов нормативы не разработаны, допускается определение количества драгоценных металлов комиссионно с привлечением компетентных специалистов;
2) оформить результаты разборки оборудования и пересчета содержания в нем драгоценных металлов соответствующими актами комиссией организации с отражением причин расхождения между данными первичного учета содержания драгоценных металлов и результатами перерасчета.
– товарно-транспортную или товарную накладную; опись на партию; опись на каждое место;
– подтверждение отсутствия ядовитых, взрывоопасных, радиоактивных и легковоспламеняющихся веществ.
В тару должна быть вложена опись отправляемых драгоценных металлов, в которой указывают отправителя, адрес отправителя, ведомственную принадлежность, банковские реквизиты, наименование отходов, число мест, массу брутто и нетто (включая массу нетто каждой позиции); наименование и количество драгоценных металлов (их сдатчик определяет согласно Инструкции № 34).
Нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в т.ч. с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их приемки, хранения, сбора, отгрузки, отпуска, учета, инвентаризации, а равно нарушение правил сдачи их на переработку или в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, а на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) – от 30 до 100 % стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях (ч. 3 ст. 11.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
1) главный бухгалтер несет ответственность за организацию оперативного учета драгоценных металлов (драгоценных камней);
2) руководители структурных подразделений несут ответственность за выполнение требований по учету в подразделениях.
В организации, осуществляющей производство, использование и обращение драгоценных металлов (драгоценных камней), учет должен быть организован в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения или использования (пп. 29, 31 Инструкции № 34);
3) руководитель организации несет ответственность:
персональную – за обоснованность, своевременную разработку и фактическое внедрение норм расхода;
– за обоснованность согласованных норм расхода;
– за неправильное и несвоевременное проведение инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней (если иное не предусмотрено приказами и распоряжениями);
– за организацию хранения и обеспечение сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, в т.ч. и при их транспортировке;
4) материально ответственные лица несут ответственность за сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней.
Специалисты КГК по результатам проверки УП "П" установили, что предприятие в 2010 г.:
– не осуществляло должным образом учет драгоценных металлов.
Предприятие не вело и в связи с этим не представило проверяющим документы в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения драгоценных металлов.
Также при проверке карточек учета основных средств (форма ОС-6) проверяющими было установлено, что в карточке в краткой индивидуальной характеристике объекта основного средства отсутствовала информация о наименовании и количестве драгоценных металлов, содержащихся в объектах основных средств, инвентарные номера объектов основных средств;
– не провело инвентаризацию драгоценных металлов, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации по состоянию на 1 января 2010 г.
Организации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств (часть первая ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон)).
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в т.ч. неучтенных) путем сопоставления с данными бухгалтерского учета (п. 3 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180)). Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации; правильность указаний в описи отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены (п. 16 Инструкции № 180).
Инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводят 1 раз в год одновременно с инвентаризацией перечисленных материальных ценностей. Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, лом и отходы, их содержащие, а также находящиеся в составе любых материальных ценностей, в т.ч. электротехнических изделий, находящиеся в зданиях, сооружениях, приборах, устройствах отопительных, газопроводных и других систем, сетях силовой и осветительной электропроводки, вентиляционных устройствах, системах охранной и пожарной сигнализации, укомплектованных изделиями радиоэлектроники и электроаппаратуры (часть третья п. 90 и часть первая п. 92 Инструкции № 34). Учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют по формам первичных учетных документов, составленных в соответствии со ст. 9 Закона (пп. 40, 41, 42 Инструкции № 34).
Книги, журналы, используемые для ведения учета движения драгоценных металлов и драгоценных камней, в т.ч. изделий, деталей с их наличием, а также лома и отходов из них и их содержащих, должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, главным бухгалтером и скреплены печатью. При ведении учета драгоценных металлов и драгоценных камней с использованием электронных средств учетными документами являются отпечатанные документы, постранично пронумерованные, подписанные руководителем организации или лицом, им уполномоченным, главным бухгалтером и скрепленные печатью.
Таким образом, УП "П" не была обеспечена достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, не были приняты меры по обеспечению правил учета драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах и материалах, чем были нарушены требования:
– части первой ст. 12 Закона;
– пп. 3 и 16 Инструкции № 180;
– пп. 40, 41, 42, части третьей п. 90 и части первой п. 92 Инструкции № 34.
Руководитель, главный бухгалтер и юридическое лицо привлечены к административной ответственности.
В ходе проверки ОАО "Л" за 2009–2010 гг. по соблюдению обществом законодательства, регулирующего порядок осуществления деятельности с драгметаллами и камнями, проверяющие КГК установили, что указанное общество:
– не учитывало золото, серебро, платину, драгоценные металлы платиновой группы: палладий, родий, входящие в состав части объектов основных средств, покупных комплектующих изделий, а также в состав части оборудования, приборов, инструментов, других изделий, используемых в производственной и других видах деятельности, по их наименованию и содержанию (массе).
Общее содержание драгоценных металлов, по которым общество не осуществляло учет в основных и оборотных средствах, составляло: золота – 21,8111 г, серебра – 443,4236 г, платины – 2,48745 г, палладия – 40,9767 г, родия – 3,9099 г на общую сумму 6 325 672 руб.;
– не организовало учет драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, родий) в разрезе мест хранения, а также использования.
Их содержание в основных и оборотных средствах составляло: золота – 43,0088 г, серебра – 493,6089 г, платины – 0,5616 г, палладия – 0,0092 г на общую сумму 5 882 456 руб.;
– не обеспечило своевременность и точность представления сведений об имеющихся в обществе драгоценных металлах, их количестве и местонахождении, а также составление отчета о движении драгоценных металлов по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;
– не обеспечило при передаче, реализации автомобилей, а также иного имущества указание в сопроводительных документах наименования, массы и стоимости содержащихся в них драгоценных металлов, установленной по расчетным ценам на 1-е число месяца их выбытия.
Общее содержание драгоценных металлов, по которым общество не учитывало стоимость по расчетным ценам на 1-е число месяца, а также не указывало в сопроводительных документах наименование и массу находящихся в данном имуществе драгоценных металлов, составляло: золота – 7,9037 г, серебра – 212,6763 г, платины – 1,8772 г, палладия – 14,1205 г, родия – 4,3806 г на общую сумму 2 415 377 руб.;
– не вело журнал (книгу) движения драгоценных металлов ни в электронном виде, ни на бумажном носителе;
– не составляло документы на бумажном носителе при ведении учета драгоценных металлов в электронном виде;
– не обеспечило в связи со сменой руководителя бригады проведение инвентаризации драгоценных металлов одновременно с инвентаризацией товарно-материальных ценностей и технического оборудования на центральном складе;
– не предусмотрело в приказе о создании инвентаризационной комиссии участие в инвентаризации главного бухгалтера (лица, исполняющего его обязанности), а также порядок проведения инвентаризации и срок начала инвентаризации;
– не предусмотрело в приказе о проведении обязательной ежегодной инвентаризации имущества и обязательств инвентаризацию драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, приборах, оборудовании, инструментах, а также в составе иных материальных ценностей;
– не оформило годовые инвентаризационные описи по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 34 (на каждой странице не указаны прописью число порядковых номеров ценностей и общий итог количества в натуральных показателях; в конце описи отсутствуют расписки материально ответственных лиц об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение). Указанные описи не были рассмотрены и утверждены генеральным директором ОАО "Л".
Таким образом, ОАО "Л" нарушило требования части первой пп. 3, пп. 22, 29, абз. 2 и 3 п. 30, части четвертой п. 33, пп. 41, 42, абз. 4 п. 44, пп. 95, 105–107 Инструкции № 34.
Руководитель, главный бухгалтер и юридическое лицо привлечены к административной ответственности.
ООО "А" 25 августа 2010 г. были приобретены и оприходованы по данным бухгалтерского учета 2 компьютера IТЕХ I-Е5400, содержащие согласно паспортам драгоценные металлы. Однако в нарушение абз. 5 п. 6, п. 47 Инструкции № 34 в обществе на момент проверки (1 ноября 2010 г.) не велся оперативный учет драгоценных металлов, содержащихся в указанном оборудовании, данные по содержанию драгоценных металлов не были занесены в учетную документацию.
Проверкой также было установлено, что в ООО "А" не был налажен надлежащий учет драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, приборах и иных средствах, их содержащих. В нарушение требований п. 19 Инструкции № 34 в обществе приказом директора не был назначен ответственный за сбор, хранение, учет лома и отходов драгоценных металлов, а также за выполнение объемов их поставки для государственных нужд. На отдельные объекты основных средств, находящиеся в обществе в эксплуатации, проверке были предъявлены руководства по эксплуатации и этикетки с указанием в них содержания драгоценных металлов, однако в инвентарные карточки учета объектов основных средств (форма ОС-6) эти сведения не были внесены. На другие объекты основных средств проверке не были предъявлены паспорта или этикетки, в которых должно указываться содержание драгоценных металлов.
Также были нарушены требования:
– части третьей п. 33 Инструкции № 34.
Так, драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих изделий, а также оборудования, приборов, инструментов, других изделий, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, должны учитываться по их наименованию и содержанию (массе);
– пп. 34, 41 Инструкции № 34.
Учет движения драгоценных металлов, в т.ч. изделий, деталей с их наличием, а также лома и отходов из них и их содержащих, следует вести в книгах, журналах, которые до начала записей должны быть пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, главным бухгалтером и скреплены печатью;
– части первой п. 49 Инструкции № 34.
В обществе при отсутствии сведений о наличии драгоценных металлов в технической документации данные по содержанию драгоценных металлов в учетную документацию не были занесены на основании данных лабораторных анализов или сведений, включенных в перечни (справочники) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, разработанные РУП "Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономике драгоценных металлов и драгоценных камней", сведений переработчиков лома и отходов, которые передаются ими на договорной основе, а также определяемых организациями комиссионно.
Руководитель, главный бухгалтер и юридическое лицо привлечены к административной ответственности.