В настоящее время субъекты предпринимательской деятельности, в т.ч. импортеры, самостоятельно формируют цены на товары (работы, услуги). Исключение составляет перечень товаров и услуг, утвержденный Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72).
Составление экономических расчетов по уровню применяемых цен (тарифов) по товарам (услугам) не является обязательным, если они не входят в группы регулируемых согласно подп. 2.3 п. 2 Указа № 72. Перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Минэкономики, Минздрав РБ, облисполкомы и Мингорисполком, определены постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2001 № 495.
14 апреля 2011 г. признано утратившим силу постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183, которым была утверждена Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов (далее – Инструкция № 183) (постановление Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь").
Постановлением Минэкономики РБ от 27.04.2011 № 66 (далее – постановление № 66) признано утратившим силу постановление № 184, которым были утверждены торговые надбавки на продовольственные товары. Данная норма вступает в силу с 18 мая 2011 г.
Постановлением № 66 утвержден новый перечень товарных позиций, по которым установлен размер максимальных торговых надбавок (последний перечень значительно сокращен до 14 товарных позиций).
Относительно перечня товаров для детей, цены на которые регулируют областные и Минский городской исполнительные комитеты, утвержденного постановлением Минторга РБ от 28.10.2009 № 47, отметим, что до внесения изменений в решения облисполкомов и Мингорисполкома в части регулирования цен (тарифов) уровень торговой надбавки следует применять по нормам, определенным Минторгом РБ.
Достаточно ли информацию по сформированным ценам указывать в отгрузочных документах (товарная накладная, товарно-транспортная накладная) или необходимо иметь протоколы согласования цен для оптовых организаций?
Учитывая проводимую либерализацию экономических отношений, ценообразования, упрощение документооборота, большое вниманиеследует уделять договорным отношениям между субъектами хозяйствования. Во взаимоотношениях между продавцом и покупателем можно определять уровень цен в договорах, предусматривая ссылку, что накладная служит подтверждением согласованного уровня цены.
Обязательные сведения, которые необходимо указывать в первичных учетных документах, определены подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
В числе обязательных сведений, указываемых в первичных документах, не поименована прочая информация о ценах, кроме тех товаров, на которые осуществляется регулирование цен и установлены предельные торговые надбавки.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными. То есть не будет нарушением заполнение графы "Примечание" с указанием дополнительной информации о ценах. Но это условие действует применительно к товарам, по которым происходит свободное формирование цен.
Минэкономики РБ в настоящее время разрабатывает порядок формирования цен на товары, которые подлежат государственному регулированию. Предполагается предусмотреть порядок применения торговых надбавок к отпускной цене товаропроизводитей и импортеров.
1) имеют ли право предприятия общественного питания не составлять калькуляционные карточки при формировании продажных цен на продукцию собственного производства?
2) на основании какого первичного документа можно указать продажные цены в меню, если калькуляционные карточки не составлять?
Необходимость составления калькуляционных карточек на продукцию собственного производства, реализуемую объектами общественного питания, обусловлена следующим фактором: требования п. 15 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384, предусматривают доведение до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах (продукции), в т.ч. об уровне цен на реализуемый товар.
Этим обусловлено наличие в объекте общественного питания документа (возможно, упрощенной формы), подтверждающего уровень продажной цены, обозначенной на выставочном ярлыке (в нашем случае – меню).
Для списания сырья, используемого в производстве, необходимо вести его учет. Субъект хозяйствования самостоятельно должен выбрать форму документа с указанием норм закладки, выхода, продажной цены.
На данный момент осуществляют регулирование цен в общественном питании в части цен и наценок на продукцию, реализуемую учреждениями образования, облисполкомы и Мингорисполком. Поэтому такие организации общественного питания должны составлять все необходимые обоснования по уровню продажных цен.
Есть ли теперь у торговых организаций эта возможность? Каким образом следует документально оформлять расчет отпускной цены, увеличенной на сумму транспортных расходов?
Прежний порядок включения в отпускные цены транспортных расходов по доставке товара до пункта назначения как товаропроизводителем, так и торговой организаций был определен п. 6 Инструкции № 183.
Да, действительно, при приобретении товаров у организаций-изготовителей по отпускным ценам, сформированным без учета расходов, связанных с их доставкой, торговые организации имели право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен.
При доставке товаров покупателем на свой склад, отпускные цены на которые сформированы с учетом расходов по их доставке (франко-назначения), указанные расходы возмещали покупателю исходя из условий заключенного договора.
При работе организаций торговли в новых условиях отмена норм постановления № 183 не означает упразднение наработанной практики норм, которые действовали ранее. В настоящее время договорные взаимоотношения между производителями товара и их покупателями должны содержать более тщательную информацию о цене, условиях поставки, возможности возвратов, уценки, сроков оплаты и т.п.
Означает ли это, что обязанность иметь вышеперечисленные подтверждающие документы носит нормативный характер?
В условиях отмены ряда нормативных правовых актов, регулирующих порядок ценообразования, следует учитывать применение на практике ранее действовавших норм.
Вышеназванное письмо Минэкономики РБ ориентирует субъектов хозяйствования на необходимость существования информации для принятия в дальнейшем решения по изменению уровня цен (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). Наличие необходимой информации позволит правильно принять решение и не допустить ухудшения финансового положения организации.
Предприятиям и организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешено производить дооценку остатков товаров до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров (постановление Кабинета Министров РБ от 17.07.1995 № 375 "О дооценке в розничной торговле").
Более того, в настоящее время формирование цен свободное (за исключением регулируемых цен), поэтому уровень цен может также быть отрегулирован торговой надбавкой. При этом торговая организация вправе уровень цен не только повышать, но и снижать с учетом особенностей спроса. Для этого необходимы экономические предпосылки. Принятие соответствующего решения субъектом хозяйствования должно быть тесно увязано с финансовым результатом хозяйственной деятельности.
Будет ли алгоритм пересчета цен пропорционально крепости продукции и емкости потребительской тары на алкогольную продукцию свыше 28 % для предприятий оптовой и розничной торговли?
На алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % Указом № 72 предусмотрено государственное регулирование цен.
В рамках дальнейшей либерализации ценообразования постановлением № 49 определен новый порядок регулирования цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % вместо действующего, установленного постановлением Минэкономики РБ от 18.08.2010 № 126. Постановление № 49 вступает в силу через 2 месяца после его официального опубликования, т.е. с 15 июня 2011 г. (опубликовано в "НРПА РБ", 14 апреля 2011 г., № 42, в газете "Рэспублiка" – 15 апреля 2011 г., № 70).
Новый порядок предусматривает, что отпускные и розничные цены на алкогольную продукцию, производимую и (или) реализуемую на территории Республики Беларусь, должны быть сформированы организациями-изготовителями и импортерами с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже предельных минимальных отпускных и розничных цен с пересчетом цен пропорционально крепости продукции и емкости потребительской тары, установленных постановлением № 49.
При этом способ включения стоимости стеклянной тары зависит от учетной политики, предусмотренной изготовителем продукции, и договоров на поставку продукции. Так, стоимость тары может быть включена в отпускные цены на алкогольные напитки либо оплачена сверх отпускных или розничных цен на алкогольные напитки по договорным залоговым ценам в случае использования ее как возвратной многооборотной стеклотары. Однако отпускная (розничная) цена алкогольных напитков с учетом договорной залоговой цены на стеклотару не должна быть ниже установленных Минэкономики РБ предельных минимальных отпускных (розничных) цен со стоимостью потребительской тары.
Постановлением № 49 также установлено, что поступившие в торговую сеть водка по фиксированным розничным ценам и другие алкогольные напитки крепостью свыше 28 % должны быть реализованы по ранее сформированным ценам, т.е. по ценам, действовавшим до вступления в силу постановления № 49.